Смекни!
smekni.com

Основы национальной экономики (стр. 45 из 63)

С переходом на рыночные отношения все большую роль в обосновании эффективности научных исследований на уровне фирм, корпораций и предприятий играют показатели коммерческой эффективности. Она определяется как отношение результатов, получаемых и в процессе научных исследований, и при их практическом внедрении, к затратам, включающим единовременные и текущие расходы, при этом результаты могут быть выражены в форме дополнительной прибыли или прироста прибыли в той части, которая может быть отнесена на результаты научных разработок. Научная деятельность часто сопряжена с риском, что является определенным тормозом для развития науки на уровне конкретных заказчиков (потребителей) научной продукции. Этот риск связан с вероятностным характером результатов научных исследований, что не исключает некоторого просчета при определении производственных и коммерческих результатов.

Тема 9. Внешнеэкономический потенциал

Внешнеторговый сектор в структуре национальной экономики

Вся история развития рыночных отношений неразрывно связана со становлением и расширением мирохозяйственных связей. За исключением относительно короткого периода 1913-1950 гг., в течение последних 250 лет среднегодовые темпы роста международной торговли опережают темпы общеэкономического развития примерно в 1,5 раза.

Во второй половине XX в. интернационализация мировой экономики развивалась еще более высокими темпами. Так, с 1950 по 1999 г. объем мирового промышленного экспорта по оценкам МВФ возрос более чем в 18 раз при росте мирового промышленного производства в целом более чем в 6,5 раза. С 1992 г., когда произошел крупнейший мировой экономический кризис, по 1999 г. объем мирового экспорта в целом увеличился более чем в 2,6 раза. Мировое промышленное производство расширилось в 1,6 раза.

Еще более быстрыми темпами росла и международная торговля услугами.

В 90-е гг. среднегодовые темпы роста экспорта услуг опережали аналогичные показатели товарного экспорта почти на 60%.

Динамичное развитие мировой торговли явилось главным стимулом к самому длительному в истории периоду стабильного развития мировой экономики. По оценкам многих экспертов, в течение последних 20 лет на долю внешней торговли пришлось почти 25% прироста мирового валового внутреннего продукта.

Свидетельством дальнейшего углубления интернационализации мировой экономики является повсеместный рост иностранных инвестиций — если в 1982-1986 гг. мировой суммарный экспорт прямых инвестиций был на уровне 61 млрд. долл. США, то в 1999 г. эта цифра, по оценкам экспертов ЮНКТАД, возросла до 865 млрд. долл., т. е. экспорт увеличился более чем в 14 paз.

На фоне указанных тенденций и в условиях трансформации национальной системы государственного регулирования хозяйственных процессов по рыночному образцу происходит развитие внешнеэкономического комплекса России.

Если попытаться выделить новое в развитии товарообмена России с внешним миром в последние годы, нужно указать на 3 процесса:

— смена действующих хозяйственных механизмов;

— резкие сдвиги в географии торговли;

— изменения в товарной структуре, которые не всегда выглядят впечатляющими, но, тем не менее, заключают в себе потенциал изменений самого типа международной специализации страны, а также ее конкурентоспособности на мировых рынках.

Становление и развитие России как суверенного государства, формирование основ перехода страны к рыночным условиям хозяйствования, в том числе и во внешнеэкономической сфере, происходит в сложных условиях. Ликвидация административно-командной системы управления народным хозяйством, возникновение конкурентной среды и создание рыночной инфраструктуры, «открытие» экономики для внешнего мира — вот тот фон, на котором формируется структура государственного хозяйственного управления в России.

При этом внешнеэкономический комплекс страны развивается в условиях:

— крушения государственной монополии внешней торговли;

— снятия практически всех ограничений на самостоятельное участие предприятий и организаций во внешнеторговом обмене;

— возникновения ближнего зарубежья на месте бывших союзных республик СССР с резко возросшей протяженностью государственной границы России, носящей прозрачный характер;

— потери крупных морских портов на Черном и Балтийском морях, что значительно увеличило экспортные расходы и резко снизило внешнеэкономическую маневренность;

— перехода в ранг дальнего зарубежья стран бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), отношения с которыми стали строиться на новой торгово-политической основе;

— возникновения и усиления феномена «парада суверенитетов» во взаимоотношениях регионов России с федеральным центром.

На качественно новом уровне Россия стала строить свои взаимоотношения с международными экономическими и финансовыми организациями — МВФ, МБРР, ВТО/ГАТТ.

В силу целого ряда объективных и субъективных факторов рыночные преобразования в России затронули, в первую очередь, внешнеторговую деятельность. Реформы в этой сфере стартовали еще в 1986 г., а к концу 80-х гг. была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли. Даже по оценкам экспертов Европейского банка реконструкции и развития успехи России в области либерализации внешнеторгового и валютного режима значительно превосходят аналогичные достижения соседей из ближнего зарубежья и вполне сопоставимы с прогрессом реформ в странах Центральной и Восточной Европы. Таким образом, внешняя торговля при всех своих проблемах и противоречиях стала, с одной стороны, своеобразным эталоном рыночных преобразований в России.

С другой стороны, именно во внешнеэкономической сфере кумулятивный негативный эффект от просчетов, допущенных в ходе реорганизации всей государственной системы управления хозяйственными процессами, проявился особенно ярко. В развитии системы регулирования внешней торговли в 1992-1999 гг. можно выделить три основных этапа:

— этап регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) с помощью преимущественно ограничительных мер — нетарифных и тарифных (1992 — первая половина 1994 г.);

— этап либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и ограниченного использования мер государственного регулирования ВЭС, преимущественно экономических (вторая половина 1994 — август 1998 г.);

— этап усиления регулирующих функций государства (с августа 1998 г.).

Первый этап. Система регулирования внешнеторговых операций стала формироваться в конце 1991 — начале 1992 гг. Основную роль при этом играли методы нетарифного регулирования экспорта: квотирование и лицензирование зарубежных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ). Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993 гг. — порядка 75-80%), причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот.

С 1992 г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около 3/4 российского экспорта. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции.

Ввоз товаров в Россию, начиная с 1992 г., был свободен от квотирования, тогда как лицензированию подлежал ввоз ограниченного круга изделий — в их число входили химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, по которому разрешения выдаются в порядке, определяемом Правительством и Президентом России (вооружения, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойное назначение). Поэтому регулирование импортных поставок осуществлялось преимущественно тарифными и налоговыми мерами. Они дополнялись обязательной сертификацией на предмет безопасности ввозимых товаров и их соответствия российским стандартам.

Второй этап. В течение второй половины 1994 и в начале 1995 гг., по существу, был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить: продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными «извне», т. е. на базе подписанных Россией международных обязательств, а также товары, по которым сохранен особый порядок экспорта.

Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994 г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль.

С 1994 г. действует система валютного контроля при экспорте товаров, разработанная ГТК России и Центробанком. В случае непоступления или несвоевременного поступления экспортной валютной выручки обоснованность (или необоснованность) данного факта оценивает специальная комиссия, созданная под эгидой бывших Министерства внешних экономических связей. Министерства промышленности и торговли. Министерства торговли, а с 1999 г. — Министерства экономического развития и торговли. В 1996-1997 гг. аналогичная система контроля стала действовать в отношении импортных и товарообменных операций.

Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошли в 1995 г. Наиболее значимыми мероприятиями явились либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена в целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета льгот по таможенным пошлинам (за исключением предоставленных в соответствии с законодательством РФ), введение новых ставок ввозных таможенных пошлин, снижение или отмена вывозных таможенных пошлин по основным товарным группам.