Не менее упорные бои развернулись на Истринском направлении, где немецко-фашистские войска все же успели создать сильную оборону, особенно в районе Крюкова. После тщательной подготовки войска гвардейской стрелковой дивизии генерала В. А. Ревякина, усиленные танковой гвардейской бригадой, перешли в наступление и при поддержке авиации в ночь на 8 декабря овладели Крюковом и развернули наступление в направлении на Истру. Противник, используя выгодный рубеж по Истринскому водохранилищу, пытался задержать наступление наших войск. Но командующий армией генерал К. К. Рокоссовский создал две подвижные группы войск генералов Ф. Т. Ремезова и М. Е. Катукова и направил их в обход Истринского водохранилища с севера и юга. Под угрозой окружения противник вынужден был, бросая тяжелое вооружение, поспешно отходить на Волоколамск.
В районе Звенигорода в наступление перешла армия генерала Л. А. Говорова. Три дивизии из этой армии форсировали Москву-реку и отбросили противника к западу. В прорыв командующий армией направил гвардейский кавалерийский корпус генерала Л. М. Доватора. Славные конники без дорог, по глубокому снегу проникли в тыл фашистской армии фельдмаршала Клюге и начали громить вражеские штабы, рвать связь.
Севернее Москвы 16 декабря был освобожден город Калинин. Вступление в город наших частей превратилось в незабываемый праздник для жителей города. Все, и стар и млад, вышли на улицу, обнимали воинов-героев, благодарили за избавление от фашистов. Гитлеровцы дорого заплатили за свои злодеяния, творимые в городе. Только убитыми враг потерял здесь 10 тысяч солдат и офицеров. Наши войска захватили богатые военные трофеи.
На левом крыле Западного фронта наши войска утром 7 декабря освободили город Михайлов, превращенный фашистами в сильно укрепленный узел сопротивления. Затем противник был выбит из Серебряных Прудов. Войска генерала Ф. И. Голикова очистили от врага шоссе Москва — Тула и восстановили сообщение с Тулой. Танковая армия Гудериана поспешно стала откатываться на запад, бросая свою технику и снаряжение. Наши армии с боями продвигались к Калуге.
Ударная группировка правого крыла Юго-Западного фронта под победы советских войск под Москвой. Вся страна с огромной радостью и воодушевлением встретила это сообщение. На капиталистический Запад эта весть подействовала ошеломляюще. Там никак не могли поверить, что Красная Армия способна не только сдерживать фашистские войска, но и успешно их громить. Гитлеровская директива № 39 от 8 декабря 1941 года «О переходе германских вооруженных сил к обороне» запоздала.
16 декабря Гитлер отдал новый командованием генерала Ф. Я. Костенко наступала с юга на елецкую группировку противника, стараясь окружить ее со всех сторон. Боясь попасть в «мешок», противник принял энергичные меры по отводу своих войск. Но полностью вывести их не успел.
3-я армия, которой командовал Герой Советского Союза генерал Я. Г. Крейзер, окружила в районе города Ефремова большую группировку противника и уничтожила ее.
13 декабря — на 174-й день войны — в наших газетах было опубликовано сообщение Совинформ-бюро о первых итогах приказ. В нем говорилось о том, что «недопустимо никакое значительное отступление, так как оно приведет к полной потере тяжелого оружия и материальной части», и чтобы командующие армиями, командиры соединений, все офицеры «своим личным примером заставили войска с фанатичным упорством оборонять занимаемую позицию, не обращая внимания на противника, прорывавшегося на флангах и в тыл».
Однако и этот приказ не помог, Перед гитлеровцами все чаще рисовались устрашающие картины зимнего отступления от Москвы наполеоновских войск в 1812 году.
Враг был отброшен от Москвы на 100—250 километров. Советские войска освободили свыше 11 тысяч населенных пунктов. Были взяты огромные трофеи.
Освобождая все новые и новые населенные пункты, наши воины увидели, что принесли захватчики советским людям. Сожженные города и села, виселицы, разграбленные музеи, библиотеки, Дома культуры, взорванные памятники старины, зверская расправа с мирным населением, рабский труд — все это вызывало ненависть к фашизму, желание как можно скорее очистить от него советскую землю. Все это повышало наступательный порыв бойцов. Едва советские войска освобождали город от гитлеровцев, как в нем наминала ключом бить жизнь. На площадях стихийно возникали митинги. Горожанам хотелось от всей души поблагодарить советских воинов, вызволивших их от фашистской неволи.
Контрнаступлениесоветскихвойск под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии по всему советско-германскому фронту. Это было началом коренного поворота событий в ходе Великой Отечественной войны.
Разгром фашистских войск под Москвой стал решающим военно-политическим событием первого года Великой Отечественной войны. Одержав победу под Москвой, наши войска окончательно похоронили фашистский план «молниеносной войны» и развеяли миф о непобедимости германской армии. Провалились расчеты гитлеровцев на непрочность советского общественного и государственного строя, советского тыла.
В итоге гитлеровское командование вынуждено было перейти к стратегической обороне на всем советско-германском фронте.
Вот как оценили Московскую битву сами гитлеровцы. Генерал Г. Блюментрит: «Надежды вывести Россию из войны в 1941 году провалились... Кампания в России, а особенно ее поворотный пункт — Московская битва, нанесла первый сильнейший удар по Германии как в политическом, так и в военном отношении». Фельдмаршал В. Кейтель (после войны на Нюрнбергском процессе), отвечая на вопрос, когда он начал понимать, что план «Барбаросса» терпит крах, произнес только одно слово: «Москва».
Провалились расчеты гитлеровцев и на создание всеобщего фронта капиталистических государств, включая Англию и США, против СССР. Советский Союз, приняв на себя основную тяжесть ударов фашистской армии, встал в авангарде борьбы всех свободолюбивых народов против фашизма. Война советского народа со злейшим врагом человечества — германским фашизмом — слилась с борьбой народов Европы и Азии за их национальную независимость, за демократию и свободу...
После войны, 8 мая 1965 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР Москве было присвоено почетное звание «Город-герой».