Смекни!
smekni.com

Переходная экономика (стр. 5 из 7)

Третий пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля над производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача государства — реформировать систему социального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Необходимо реформировать основные правительственные институты, включая центральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация, которая предполагает ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности.

Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

Выводы: Переходная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Переходная экономика имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие.

Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

Существуют две противостоящие друг другу концепции к определению переходной экономики. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая терапия».

Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка.

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма.

3. Развитие переходной экономики Республики Беларусь

Cпецифика переходного периода в Республике Беларусь может быть выражена категорией системно-экономического кризиса, включающего кризис самого трансформационного процесса.

Проявления этого системного кризиса можно расценивать как специфические особенности переходной экономики нашей республики. Основные из них:

1. Длительный экономический спад. Несмотря на прирост ВВП за 5 последних лет на 36 %, преждевременно делать вывод о переломе тенденции нарастания этого кризиса.

Во-первых, ВВП в 2000 г. составил лишь 87,9 % от уровня 1990 г.

Во-вторых, показатель ВВП, рассчитываемый по производственному методу, существенно завышает показатель уровня жизни народа Беларуси. Это объясняется включением в ВВП республики помимо стоимости произведенной и реализованной продукции также стоимости нереализованной продукции.

В-третьих, наукоемкость ВВП составляет около 1 %, что в соответствии с мировыми канонами как минимум в 2 раза ниже порогового значения для экономической безопасности страны (показательно, что сектор наукоемкой продукции в экономике развитых стран занимает до 40 % от валового внутреннего продукта).

И, наконец, увеличение объемов производства в республике в 1996—2000 гг. происходило в ущерб показателям эффективности — прибыльности, рентабельности, платежеспособности. Рост ВВП сопровождался ухудшением состояния реального сектора экономики: в рейтинге стран по критерию эффективности экономики Беларусь занимает лишь 136 место из 165.

2. Кризис технологий. В республике доминируют традиционные индустриальные и доиндустриальные технологии. Вложение инвестиций в поддержание этих технологий без их кардинального обновления и перехода к постиндустриальным технологиям фактически бесперспективно — 10 дол, инвестированные в основные производственные фонды, в целом по народному хозяйству обеспечивают только 1 дол. прироста ВВП в год.

3. Углубление структурных диспропорций в экономике. В широком спектре проявлений такой диспропорциональности ведущее место занимает технологический и региональный монополизм, преобладание крупных предприятий над средними и мелкими.

Экономика Республики Беларусь базируется на таком уровне концентрации и специализации, который был сформирован с учетом союзного разделения труда. Исполнение роли сборочно-перерабатывающего цеха республики спровоцировало ситуацию, когда более 80 % ВВП Республики Беларусь было "завязано" на межрегиональном обмене. Такая ситуация привела к технологическому монополизму подавляющей части крупных республиканских предприятий (Гродненское производственное объединение "Азот", Минский тракторный завод, ''Беларуськалий", Гомельский химзавод, Минский завод сельскохозяйственных машин и пр.).

В настоящее время все они занесены в Государственный реестр предприятий-монополистов и подпадают под действие государственного антимонопольного регулирования в соответствии с принятым в республике законодательством.

4. Деградация экономического потенциала страны, проявляющаяся главным образом в старении основного капитала. По свидетельству мировой практики, если третья часть ВВП не идет через сбережения в инвестиции, то обеспечение устойчивых темпов экономического роста в стране недостижимо. В Беларуси фактические инвестиции в основной капитал составляли в 1996 г. — 16,2 % ВВП; в 1997 г. -19,2; в 1998 г. - 23,9; в 1999 г. - 21,6; в 2000 г. - 17 % ВВП, что практически вдвое ниже указанного уровня. Прямые иностранные инвестиции составили лишь 6—7 % вместо запланированных 46 %.

Если в постсоциалистических Польше и Словакии инвестиции составляют 50 долл. на человека, в Чехии и Эстонии — порядка 100 дол. на человека, то в нашей республике — лишь 1 долл. на человека. При такой скудости объемов инвестирования в последние 10 лет в Беларуси не происходило даже простого воспроизводства основных производственных фондов. Капитальные вложения в промышленности меньше амортизации на 13—15 %, в сельском хозяйстве — на 60—65 %. Согласно экспертным оценкам, в целом по народному хозяйству на начало 1999 г. выбытие основных фондов в 11 раз превышало их обновление. В результате сложившейся инвестиционной ситуации средний уровень изношенности активной части основных фондов в республике составляет порядка 75—80 %, что превышает критический уровень и свидетельствует о "проедании" накопленного в советский период потенциала.

5. Переходный характер отношений собственности, выражающийся в их высокой подвижности и изменчивости. Движение от общественной к частной собственности происходит многократно и разнонаправлено в разных сферах и в разные периоды времени. К примеру, при теоретическом осознании оправданности существования двух форм собственности — частной и государственной — в действующем законодательстве республики вновь фиксируется наличие в Беларуси устоявшихся трех.

Сам характер присвоения, отчуждения и распоряжения в республике находится в процессе трансформации. Складывается ситуация, в которой не только с формально-правовой, но и с экономической точки зрения неизвестно, какими правами обладает собственник, за что, какую и перед кем он несет ответственность.

Характеристикой темпов трансформации собственности в республике служит факт, что доля государственной собственности в настоящее время составляет порядка 85 %, в то время как согласно мировому опыту критическим уровнем сосредоточения собственности в руках государства расценивается уровень 20—25 %. На сегодняшний день Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран с переходной экономикой оценки степени завершенности малой приватизации, приватизации крупных предприятий, банковской реформы, либерализации (как внутренней, так и внешней).