Смекни!
smekni.com

Нормативно-правовой акт (стр. 4 из 13)

Сходное с переживанием нормативно-правовых актов явление наблюдается в революционные периоды развития общества. В этом случае вообще все «старое» законодательство, принятое на преды­дущем этапе развития общества, государства и правовой системы, может быть отменено одним росчерком пера. Однако для принятия огромного количества нормативно-правовых актов, которые могли бы эффективно регулировать разнообразные общественные отно­шения, требуется немало времени. Поэтому «революционерам» и «преобразователям» как правило приходится пролонгировать дей­ствие норм права, содержащихся в уже отмененных нормативно-правовых актах. В отечественной истории только в XX веке подоб­ная ситуация возникала два раза - в 1917 и в 1991 годах.

В п.5 Декрета Совета Народных Комиссаров от 22 ноября 1917 года «О суде» было записано: «Местные суды ... руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному право­сознанию. Примечание. Отмененными признаются все законы, про­тиворечащие декретам ЦИК Советов Рабочих, Солдатских и Кре­стьянских Депутатов и рабочего и крестьянского правительства, а также программамы-минимум РСДРП партии и партии СР». Или например Ч.4 ст. 3 Закона РБ от 27 февраля 1991 г. «Об основных принципах на­родовластия в Республике Беларусь» (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991. № 12(14). Ст. 129) гласит: «Законодательство СССР действует на территории Белорусской ССР, если оно не противоречит законодательству Белорусской ССР».

Таким образом, принимая во внимание обратную силу (ретроак­тивность) и переживание действия (ультраактивность) нормативно-правового акта, при изучении действия норм права во времени следует обращать внимание на два обстоятельства. Во первых, на сроки кален­дарного действия правовых норм, они ограничены моментом вступле­ния в юридическую силу нормативно-правового акта и моментом утра­ты им юридической силы, во-вторых, на те факты и отношения, на которые нормы права распространяют свое действие (24, стр.28).

Основные принципы действия нормативно-правовых актов во времени нашли отражение в важнейших международных докумен­тах, в частности, в актах, составляющих Хартию прав человека. Так Всеобщая декларация прав человека устанавливает ,что «Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено» (43, ч.2 ст. 11 ). В статье 15 Международного пакта провозглашается «Никто не может быть признан виновным в совершении ка­кого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо дейст­вия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или между­народному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, ко­торое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом уста­навливается более легкое наказание, действие этого закона распро­страняется на данного преступника. И в тоже время ничто не должно препятствовать преданию суду и наказанию любого лица за любое деяние или упущение, которые в момент совершения являлись уго­ловным преступлением согласно общим принципам права, при­знанным международным сообществом.(42, Ст. 15).

Действие во времени - наиболее значимый с практической точки зрения из всех параметров действия нормативно-правовых актов. Слишком быстрое (после принятия) введение в действие крупного и сложного нормативного акта может вызвать затруднение в работе орга­нов государства, поставить в невыгодное положение тех или иных субъ­ектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов. При кажущейся простоте правил действия нормативно-правовых актов во времени (внимание следует обращать прежде всего на момент вступ­ления в юридическую силу и на момент утраты юридической силы, в отдельных случаях возможна обратная сила нормативно-правового акта, и лишь иногда - переживание его действия) на практике нередко возни­кают достаточно запутанные ситуации, выход из которых приходится искать высшим судебным инстанциям (25, стр. 72).

Выделяются несколько типов действия правовых норм во времени.

Так типы действия новой нормы (24, стр. 28): перспективное - на факты, воз­никшие после вступления в силу нормативно-правового акта, толь­ко на новые правоотношения; немедленное - на факты прошлого и ранее возникшие правоотношения; обратное - на правоотношения, которые возникли до вступления в силу нормативно-правового ак­та. Соотношение действия во времени новой и старой нормы может быть выражено следующим образом: перспективное действие но­вой нормы - переживание старой; немедленное действие новой нормы - немедленное прекращение действия старой; обратное дей­ствие новой нормы - досрочное прекращение действия старой.

Нормы права должны действовать во времени в соответствии с такими принципами (20, стр. 17) как, например, общее правило - немедленное действие правовых норм. Или норма, ухудшающая правовое положение граждан, других субъектов права, должна иметь только перспективное действие. Норма, улучшающая правовое положение граждан и других субъектов права, имеет обратную силу. Наконец исключения из этих правил, которые должны быть закреп­лены законодательно, возможны только при наличии специальных коллизионных норм.

Совершенствованию правового регулирования действия зако­на во времени посвящена статья А. М. Медведева. Автор говорит о целесообразности установления норм, регулирующих действие за­кона во времени, не только в Конституции, но и в отраслевом зако­нодательстве (32,33,34). Правовые нормы, непосредственно регулирующие действие закона во времени, должны закреплять следующие положения (25, стр. 72):

-правомерность или противоправность поведения граждан, юридических лиц, общественных объединений и других субъектов, а равно их ответственность за противоправные деяния определяют­ся законом, действовавшим во время совершения поведенческого акта. Никто не может быть привлечен к ответственности или иным образом ограничен в правах и свободах за деяние, которое в момент его совершения не признавалось противоправным. Никто не может дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение.

-закон, устраняющий противоправность деяния или смяг­чающий ответственность за него либо иным образом улучшающий правовое положение субъекта, имеет обратную силу, т.е. распро­страняется и на лиц, совершивших деяние до издания нового зако­на. Закон, имеющий обратную силу, вводится в действие и подле­жит исполнению с момента его принятия.

-закон, устанавливающий противоправность деяния или отягчающий ответственность за него либо иным образом ухуд­шающий правовое положение лица, обратной силы не имеет. Закон, не имеющий обратной силы, вводится в действие с момента офици­ального опубликования и подлежит применению по истечении 10 дней со дня его опубликования, если иной более длительный срок не указан в самом законе.

-в случае коллизии или конкуренции законов, предусматри­вающих различную по виду и строгости ответственность за одно­родные деяния, применяется более мягкий, более благоприятный для лица закон.

1.3.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Слу­чаи экстерриториального действия закона. Действие нормативно-правовых актов в пространстве связано с их распространением на определенную территорию. Нормативно-правовые акты государства распространяют свое действие на всю территорию данного государства. Это правило вытекает из характери­стики власти государства как власти суверенной. Именно вследствие государственного суверенитета действие нормативно-правовых актов государства на его территории безраздельно и исключительно. Террито­рией государства признается часть земного шара, на которую распро­страняется суверенная власть данного государства. Обычно сюда отно­сят: сухопутное пространство в пределах государственных границ; не­дра земли в пределах государственных границ; внутренние воды, т.е. воды рек, озер и иных водоемов, берега которых полностью принадле­жат государству; территориальные воды; континентальный шельф; воз­душное пространство в пределах государственных границ; военные суда под флагом государства; гражданские суда под флагом государства, на­ходящиеся в нейтральных водах или в международном воздушном про­странстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом; космические корабли (станции) со знаком государства, заре­гистрировавшего объект (3, стр. 363).

Высшими и центральными органами государства могут прини­маться нормативно-правовые акты, действующие не на всей территории государства, а только на ограниченной ее части. Так, особый юридиче­ский режим может быть установлен в свободной экономической зоне, на территории, которая отличается сложными клима­тическими условиями или имеет иные существенные особенности ( 28, стр. 82).

Свою территорию действия имеют нормативно-правовые акты ме­стных органов государства. Их решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории какой-либо административно-территориальной единицы предприятиями, учреждениями и организа­циями, а также должностными лицами и гражданами(27, стр. 105).