Смекни!
smekni.com

Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена (стр. 2 из 2)

Солон отменил большинство изданных до него законов, в частности законодательство Драконта (кроме уголовного), и издал целую серию правил, касавшихся суда, гражданских прав, брачно-семейной сферы и т.д., которые создали совершенно новый правовой порядок. Отныне все граждане могли обращаться в суд сами, выступать в защиту потерпевшего и преследовать преступника (это устраняло патриархальные права эвпатридов). Граждане Афин обязаны были во время междоусобия занимать твердую политическую позицию под угрозой отнятия прав.

Предметом особого внимания Солонова законодательства было охранение семьи, и в связи с этим существенно выправилось положение женщин в полисе. Сохранение общественной морали и спокойствия было, пожалуй, вторым по важности предметом законов Солона.

Реформы, проведенные Солоном или приписанные ему позднее, окончательно сформировали целостный государственно-политический уклад. Родовая знать стала преобразовываться в политическую элиту, связанную всецело с государственными институтами.

Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Плутарх в "Сравнительных описаниях " пишет: "...Фаний Лесбоский рассказывает, что сам Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он пообещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых обязательств".

Реформы Клисфена, из значение

Ни демос ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании Писистрата. Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509 году до н.э. Клисфен, поддерживаемый широкими слоями демократически настроенных масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно подорвать господство родовой знати.

В Афинах была создана новая территориальная организация, положенная в основу государственного строя. Все полноправное население (вне прежних фил и фратрий) было расписано на 100 демов (условных слобод). Каждый гражданин должен был приписан к такому дему; собственно с занесения в список и начиналось право гражданства. Дем обладал самоуправлением: на собрании избирали демарха, а также кандидатов в Совет полиса и в архонты. Демы были объединены в 10 фил (новых); каждая фила имела свой храм и своих выборных лидеров, пользовалась правами самоуправления (собрание филы, исполнительная комиссия, представители в общеполисном управлении). Помимо этого, вся Аттика была поделена на 3 тритии: Город, Берег, Внутренняя земля. Филы и демы были приписаны к тритиям произвольно, иногда даже из разных концов полиса. Тритии не имели существенного значения и влияли только на организацию пританов. Старые роды оказались разобщены на разные филы и демы, и сплочению знати и зависимости от них торгово-ремесленного населения был положен конец.

Произошло упрочение выборной власти. Совет полиса (булэ) был увеличен до 500 членов, по 50 от каждой новой филы; установлен и возраст для избрания в него. Булэ стал не только общеполитическим, но и исполнительным органом: он делился на 10 секций, каждая из который занималась срочными решениями в положенную ей десятую часть выборного года. В 501 году до н.э. булэ впервые принес присягу в том, что будет придерживаться в своей деятельности законов. Роль булэ несколько ограничивалась народным собранием, которое отныне должно собираться раз в десятую часть года для избрания магистратов, решения вопроса обороны, лишения прав гражданства. Однако все вопросы выносились на собрание лишь с одобрения Совета полиса. К этому же времени относится появлении коллегии 10 стратегов (по одному от филы), которым вручалась военная и исполнительная власть, ранее принадлежавшая архонтам.

Сформировался новый политический статус гражданина. Права афинского гражданина стали неразрывны с особыми правилами на получение земли: в 506 году до н.э. упрочена была система клерухий (первая клерухия устроена в 570-560 гг. до н.э.), когда по решению народного собрания семьям выделяли землю в новозавоеванных областях, главным образом в Малой Азии. Граждане получили право изгнать любого из своего числа, чья деятельность будет оценена опасной для блага полиса: в 506 году до н.э. введена практика остракизма, особого голосования об изгнании того, чья деятельность вызывала осуждение большинства. С 501 года до н.э. утвердился новый порядок обязательной военной службы граждан безотносительно к их имущественному цензу.

Заключение

история государства и права Древней Греции , как одна из составляющих дисциплины "История государства и права зарубежных стран", представляет особый интерес при рассмотрении вопросов образования государства и зарождения правовых норм.

Политическая история Аттики являет собой классический образец возникновения государства. Энгельс пишет: "Как развивалось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа", защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная "публичная власть", которая была подчинена этим государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против народа – все это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше чем в Древних Афинах".

После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом – архонтом-эпонимом. Своей задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и экономического господства эвпатридов. Поэтому первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия – "стряхивание бремени". Она освобождала массу должников из рабства, тех же , что были проданы в рабство за границу , государство выкупило за свой счет; запрещала личную кабалу, продажу несостоятельных должников в рабство.

Кроме того Солон издает законы ограничивающие землевладение, закон разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить зерно. Своими указами Солон поощряет развитие ремесленничества и торговли, проводит денежную реформу.

Важнейшей реформой Клисфена было введение нового административного деления Аттики на три территориальных округа:

1)город Афины и его пригороды;

2)внутренняя центральная полоса;

3)береговая полоса.

Реформы Клисфена сыграли большую роль в становлении греческой демократии. "После Клисфена Афинское государство сделалось значительно демократичнее, чем оно было, например, при Солоне".

Реформы Клисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие развитие производительных сил и ликвидировали аристократическую республику. Однако высшие государственные должности, как и прежде, занимали люди, находившиеся на верхних ступенях социальной лестницы.

Литература:

1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. 2-е изд. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М, 1999. – 624 с.

2. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе. Под ред. Омельченко О.А.. Т.1 – М, 1999. – 528 с.

3. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К.И. Батыра. – М, 1999. – 456 с.

4. История Древней Греции: Учеб./ Под ред. В.И. Кузищина. – 2-ое изд. – М, 1996.- 399с.

5. Историки античности. В 2 т./Сост. М.Томашевская. Т.1. Древняя Греция. М, 1989

6. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свеницкой. 3-е изд. М, 1989. Т.1-3.

7. Лурье С.Я. История Греции. Под ред. Э.Д. Фролова, Спб, 1993

8. История политических и правовых учений. Древний мир. Под ред. В.С. Нерсесянца. М, 1985.