Олигополисты – не только конкуренты, но еще и негласные партнеры. Процесс принятия решений в условиях олигополии не так-то прост, так как каждая фирма в данном случае действует стратегически – принимая решение, она должна взвесить возможную реакцию своих конкурентов. По сути дела производитель при принятии решения должен поставить себя на место конкурента и поразмыслить, какова была бы его реакция.
Стоит отметить, что олигополистическая структура рынка характерна для многих отраслей российской промышленности. Такой характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. отрасли на которые в целом опирается российская экономика. В качестве конкретного примера можно рассмотреть рынок сырой нефти, который в национальном масштабе относится к олигополистическому, так как основными субъектами на нем являются вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК). На российском рынке в настоящее время функционирует десять ВИНК, на долю которых приходится 82,5% нефтедобычи. Эти же компании обеспечивают экономику страны жидким моторным топливом, осуществляя его поставку в регионы России.
Ярким примером олигополизации отрасли является производство автомобилей. В ней можно выделить три основные подотрасли: легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы. В сегменте легковых автомобилей производством занимаются 8 основных компаний, их доля в общем объеме выпуска – 93,4%. Лидирующее положение здесь занимает АвтоВАЗ, его доля в производстве составляет 65% (таблица 3,1). В свою очередь группа ГАЗ является крупнейшим игроком рынка грузовиков и автобусов, ее доля в этих сегментах находится на уровне 57,9% и 70,95% соответственно. Заметное место на рынке грузовых автомобилей занимает и КАМАЗ (14,5%), производящий тяжелые грузовые автомобили от 8 тонн (таблица 3,2,3). Стоит отметить, что на сегодняшний день в России происходят серьезные изменения в отрасли автомобилестроения, что обусловлено недостаточной конкурентоспособностью отечественных автомобилей на рынке, переходом некоторых предприятий на сборку иномарок. Тенденции показывают, что отечественным производителям либо придется уступить рынок их иностранным конкурентам, либо работать в рамках партнерства. Поэтому в скором будущем, возможно, что на рынке останутся лишь госкомпании (АвтоВАЗ, КАМАЗ), которые будут развиваться при поддержке государства, и частные компании (ГАЗ), которым придется пожертвовать неконкурентоспособными моделями в пользу сборочного производства.
Несомненно, олигополизированными в России являются и основные подотрасли химии и машиностроения, такие как производство удобрений, аэрокосмическая промышленность. Предрасположенность многих отраслей промышленности в России к олигополистической структуре обусловлена исторически сложившейся тенденцией к преобладанию крупной промышленности. Фактически в наше время весь производственный потенциал страны сосредоточен на заводах-гигантах. Крупное промышленное предприятие представляет собой важнейшую движущую силу развития современной промышленности. От того, как оно развивается и как оно связано с общественной системой распределения благ, зависит благосостояние наций.
Для России характерна и другая тенденция, которая заключается в постепенной олигополизации тех отраслей народного хозяйства, где первоначально господствовали мелкие компании. Как показывает мировой опыт, такой переход в олигополистическое состояние сопровождается резким увеличением производительности и, как следствие, понижением уровня цен. Ярким примером этого в России является низкий уровень цен в бурно олигополизирующейся пивной промышленности.
Таким образом, можно прийти к выводу, что одним из основных направлений экономической политики в России должно быть не столько препятствие олигополизации отраслей, сколько содействие эффективной деятельности крупных предприятий и повышению их конкурентоспособности на мировом рынке.
3.2 Модели олигополистического рынка
Взаимозависимость фирм является значительной чертой олигополии, именно она порождает неопределенность рыночного поведения производителя. Более того, олигополии значительно отличаются друг от друга по многим характеристиками, таким, как дифференцируемость продукции, прочность входных барьеров, количество фирм в отрасли. Все это в совокупности порождает множественность существующих моделей олигополии. Ни одну из этих моделей нельзя считать универсальной, хотя общую логику поведения производителя на рынке они все же отражают.
3.2.1 Модель дуополии Антуана Огустина Курно
Первая модель олигополии была разработана французским экономистом и математиком Антуаном Огустином Курно в 1838 г. При составлении этой модели Курно задался вопросами: что произойдет, если на монополистический рынок, где прежде действовала одна фирма, войдет новый производитель? Может ли образовавшаяся дуополия достичь состояния равновесия, и каковы будут основные параметры этого состояния?
Согласно модели Курно, на рынке существуют две фирмы, которые конкурируют между собой, производят однородную продукцию и самостоятельно принимают решение относительно цены и объема выпуска. Стоит обратить внимание, что в условиях однородной олигополии обе фирмы должны назначать одинаковую цену, иначе продавец, выбравший более высокую цену, может окончательно потерять покупателей. Сущность модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента фиксированным, а затем осуществляет собственное решение об объеме выпуска продукции.
Так, пусть предельные издержки первой фирмы – величина постоянная при любом объеме производства. Тогда если эта фирма предположит, что другая фирма ничего производить не будет, то ее кривая спроса совпадет с кривой рыночного спроса и, пользуясь правилом MR=MC, она выберет объем производства Q1. Если же первая фирма считает, что вторая начнет постепенно расширять свои продажи, то ей придется сокращать свой выпуск, так как она лишится части спроса? и это вызовет постепенное смещения кривой ее спроса и предельного дохода влево (рис. 3,1). Аналогичные решения будет принимать и вторая фирма, ориентируясь на выпуск первой. Исходя из таких стратегического поведения обеих фирм, можно построить кривые реакции каждого производителя, которые показывают, какой объем выпуска установит одна из фирм в зависимости от предполагаемого объема производства другой (рис. 3,2). Однако, стоит обратить внимание что, если кривая издержек второй фирмы будет отличаться от аналогичной кривой первой фирмы, то ее кривая реакции будет также отличаться от кривой реакции первой фирмы. Для того чтобы определить объем выпуска каждой фирм в условиях дуополии по модели Курно, необходимо совместить кривые реакции обеих фирм на одном графике. Равновесные объемы производств для каждой фирмы при этом находятся на пересечении этих кривых. В условиях равновесия каждая фирма производит объем, который позволяет ей максимизировать прибыль, и поэтому такая ситуация на рынке устраивает обоих конкурентов.
Равновесие Курно выражает важную закономерность олигополистической отрасли: фирмы постоянно моделируют масштаб производства, адаптируя его, во-первых, друг к другу и, во-вторых, к объему рыночного спроса.
Игровая модель дуополии – простейшая модель, позволяющая понять многие аспекты поведения фирмы на рынке, а также особенности назначения цен на свою продукции в олигополистической отрасли.
Как следует из таблицы 3,4, каждая фирма в условиях дуополии может придерживаться одной из двух стратегий и назначать на свою продукцию либо высокую, либо низкую цену. От выбора стратегии напрямую зависит объем прибыли, который получит каждая фирма от реализации товара. Так если обе фирмы могли бы сотрудничать друг с другом, то, сократив производство и назначив высокие цены, каждая из них могла бы получить прибыль в 200 ден. ед. Однако этой возможности у них, как правило, нет, потому что такой сговор запрещен антимонопольным законодательством, да и заинтересованность каждой фирмы в максимизации своей прибыли достаточно велика. Последнее обуславливает тот факт, что производитель часто, для того чтобы захватить большую долю рынка, понижает цену на свою продукцию. В этом случае фирма. назначившая низкую цену, получит прибыль в 240 ден. ед., а ее конкурент, придерживающийся стратегии высокой цены, - лишь 80 ден.ед. Поэтому, делая выводы на основе логики ценового поведения конкурента, обе фирмы стараются придерживаться низких цен и при этом получать прибыль, равную 180 ден. ед. В этом случае риски обеих фирм минимизированы и вместе они добиваются неплохого совместного результата. Устойчивость такого равновесия сохраняется до тех пор, пока у фирм не появятся причины для изменения объема выпуска.
В то же время стоит обратить внимание, что иногда фирмы в условиях олигополии все же приходят к молчаливому согласию и установлению высоких цен, понимая, что ценовые войны, основанные на постепенном понижении цен до минимального уровня (P=ATC=MC), не являются выгодными ни для одной из сторон. Но такой молчаливый сговор, как правило, недолговечен. Здесь изначально заложено недоверие друг к другу, и поэтому «военные действия» начинаются, как только одна из фирм по мнению конкурентов начинает «раскачивать общую лодку». Ярким примером «военных действий» в условиях олигополии является ситуация, сложившаяся на рынке бензина в феврале 2007 г. Цена на самый ходовой вид бензина Аи-92 резко упала на 4 рубля на большинстве бензоколонок города. Таким образом, фирмы боролись с конкурентом, назначившим цену на топливо на 70 копеек ниже первоначально существующих. Вследствие стратегических действий большинства компаний передел рынка был приостановлен и вскоре уровень цен нормализовался.