Реферат
ученицы 11 класса «А»
школы № 503
Инжутовой ЛюбовиГеннадьевны.
Учитель Мишина Л. А.
Москва, 2004 год
Содержание
Вступление | 3 |
Основная часть | 4 |
Кружки 20 – 30-х годов: | 4 |
· Д. В. Веневитинов. «Московский вестник» | 4 |
· Становление В. Г. Белинского и А. И. Герцена | 4 |
· Славянофилы и западники | 7 |
· В. Г. Белинский в «Отечественных записках» | 8 |
Общественная мысль в 40 – 50-х годах: | 10 |
· Полемика западников и славянофилов в 1840-е гг.· Книга Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» | 10 10 |
· Кружок М. В. Петрашевского. Русский социализм А. И. Герцена | 11 |
· Деятельность Герцена за границей | 12 |
· Судьба М. А. Бакунина | 13 |
Заключение | 14 |
Список иллюстраций | 15 |
Список использованной литературы | 16 |
Вступление
Царствование Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России. Перед многими образованными людьми встали тогда вопросы о прошлом, настоящем и будущем страны, о том, по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие.
Споры между приверженцами различных философских и политических направлений носили часто острейший характер и явились главным событием общественной жизни России. «Замечательным десятилетием» назвал свои мемуары о 30—40-х гг. XIX в. один из участников тех дискуссий (П. Н. Анненков).
Кружки 20 – 30-х годов
· Д. В. Веневитинов. «Московский вестник»
Во второй половине 20-х гг. среди московской молодежи выделялся Д. В. Веневитинов, талантливый поэт и философ, служивший в одном из московских архивов. Его привлекло учение великого немецкого философа Фридриха Шеллинга,
«Московский вестник» перешел в руки журналиста и историка М. П. Погодина, Хомяков женился и уехал в деревню. Киреевский отправился в Оптину пустынь (в Калужскую губернию), где беседовал со старцами и постигал учение древних отцов церкви. Кружок надолго распался.
· Становление В. Г. Белинского и А. И. Герцена
В 1829 г. в Московский университет, на разные факультеты поступили два студента: Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1846) и Александр Иванович Герцен (1812—1870),— имена которых вскоре стали известны всей образованной России.
Студенческая жизнь Белинского сложилась неудачно: в 1832 г. его исключили из университета и он жил случайными литературными заработками, давал уроки в дворянских семьях. Одним из его учеников был Костя Кавелин, будущий знаменитый историк и писатель. Постепенно Белинский стал постоянным автором в московском журнале «Телескоп» Н. И. Надеждина. Литературно-критические статьи Белинского приобретали все более широкую известность.
В 1835 г. в кружок Станкевича буквально ворвался отставной офицер Михаил Александрович Бакунин. Он всегда кипел новыми идеями, увлеченно проповедовал учение немецкого философа Фихте и «заразил» им почти весь кружок. Фихте в основу своего учения об обществе и государстве положил идею свободы, признавал право народа на революцию. Под влиянием Белинского и Бакунина в кружке Станкевича укреплялось критическое отношение к российской действительности.
Осенью 1836 г. «Телескоп» был закрыт за публикацию «Философического письма» Чаадаева. Надеждин был сослан в Усть-Сысольск. У Белинского произвели обыск, он несколько лет бедствовал, начал болеть. Заболел и Станкевич. В 1837 г. он уехал лечиться за границу. Кружок распался.
Белинский начал чувствовать неудовлетворенность философией Фихте. Бакунин, который опережал Белинского в философских исканиях, заговорил о другом гениальном немецком философе — Гегеле. Вскоре и Белинский стал гегельянцем. Знаменитая гегелевская формула «Все действительное — разумно, все разумное — действительно» была понята Белинским и Бакуниным в смысле оправдания существующей действительности. Так же понимал ее сам Гегель, но Бакунин, бунтарь по природе, недолго задержался на таком толковании. Белинский же, в силу своей основательности, довел его до предела, оправдывая самодержавие, крепостное право. У него начались споры с Бакуниным. Резкое расхождение произошло с
А. И. Герцен — незаконнорожденный сын богатейшего помещика — с детства воспитывался на идеях французской революции. Большое впечатление на него произвело движение декабристов.
В Московском университете вокруг Герцена сложился кружок единомышленников. Они обсуждали события во Франции, где в 1830 г. произошла революция, зачитывались произведениями социалиста Сен-Симона, обсуждали проблему равноправия женщин, а иногда устраивали веселые вечеринки.
В 1834 г. на одной из таких вечеринок кто-то спел песенку «дерзостного» содержания, а затем уронили и разбили бюст императора. Ни Герцен, ни Огарев не были на том мероприятии, но они известны были как заводилы молодежи. Огарев был выслан в Пензенскую губернию, Герцен — в Пермь, затем в Вятку, после этого — во Владимир.
В 1840 г. Герцен вернулся в Москву. В это же время он познакомился с философией Гегеля. Ее он назвал «алгеброй революции». В 1839 г. Белинский, получив приглашение из редакции журнала «Отечественные записки», переехал в Петербург. На следующий год туда же переехал Герцен. Уехал за границу Бакунин.
· Славянофилы и западники