Ценная бумага как фиктивный товар (фиктивные деньги). Поскольку ценная бумага по условиям своего выпуска отчуждается (передается) от эмитента к инвестору и в дальнейшем между инвесторами, это неизбежно принимает обычную форму обмена потребительной стоимости на деньги (или другие товары), а потому внешне ее выпуск не отличается от купли-продажи (товарного обмена).
На самом деле обмен ценной бумаги на стоимость в виде денег или товаров в эмиссионном, т. е. ссудном, отношении не есть обмен стоимостей вообще. Когда ценная бумага обменивается на деньги или товар, последние являются действительной стоимостью. Но сама-то ценная бумага не представляет собой никакой действительной стоимости, иначе имело бы место отношение обмена, а вовсе не ссудное отношение как отношение отчуждения стоимости.
Следовательно, в обмене ценной бумаги на другой товар или деньги сама ценная бумага не есть ни товар, ни деньги, а лишь фиктивный товар (или фиктивные деньги). Ценная бумага как материальное свидетельство эмиссионного и инвестиционного отношений выполняет в них роль товара (денег), не являясь товаром или деньгами по своему собственному существу.
Понятие фиктивности можно хорошо проиллюстрировать на примере сравнения воды и зеркала. Зеркало есть вещь, употребляемая в качестве средства для отражения человека. В этом состоит его главное назначение (или его «качество»), хотя, конечно, оно может быть полезно и многими другими своими свойствами, как, например, красотой. Пусть вода в нашем примере есть вещь, употребляемая в качестве питья. В этом состоит ее главное для человека потребительское качество. Но известно, что одним из ее свойств является и возможность отражения человека. Поэтому вода, используемая в качестве предмета для отражения человека, есть фиктивное зеркало, ибо она отражает, т. е. выполняет то же самое полезное для человека свойство отражения, но от этого сама вода, естественно, вовсе не станет зеркалом. Обратное утверждение неверное: зеркало не может быть фиктивной водой, ибо никогда зеркало не может быть использовано в качестве предмета для питья.
Фиктивность ценной бумаги - это выражение ею существенных характеристик, составляющих сущность других экономических категорий.
Ценная бумага есть фиктивный товар (деньги), так как обращается на рынке точно также, как и любой действительный, т. е. вещественный, товар (или выполняет функции действительных денег), но при этом сама ценная бумага от этого не становится товаром (деньгами) по своей сущности.
Ценная бумага как фиктивный товар - это невещественный товар, или товар, потребительная стоимость которого не основана на веществе природы и потому не состоит в удовлетворении каких-то материальных или духовных потребностей человека. Полезность ценной бумаги состоит в том, что она является свидетельством стоимостного отношения между эмитентом и инвестором.
Ценная бумага в ссудном отношении не может быть вещью по определению последнего, ибо тогда имело бы место отношение обмена вещей, а не простое отчуждение вещи. Ценная бумага в ссудном отношении не может быть и стоимостью, так как тогда вместо отчуждения стоимости был бы обмен стоимостей.
Следовательно, в эмиссионном (ссудном) отношении ценная бумага не есть ни вещь как некое полезное для человека благо в качестве предмета потребления или средства производства, ни стоимость как овеществленный всеобщий (абстрактный) человеческий труд. В эмиссионном отношении ценная бумага - это какое-то материальное свидетельство, материальная фиксация этого отношения.
В инвестиционном отношении ценная бумага выступает в качестве какой-то полезности, потребительной стоимости, иначе ее никто не купил бы, и имеет свою рыночную цену. В инвестиционном отношении та же самая ценная бумага есть уже не просто свидетельство, но свидетельство как товар.
Ценная бумага представляет собой единство товара и не товара. Ценная бумага не существует только как товар или только как свидетельство ссудного соглашения, не являющееся товаром. Она есть и то и другое одновременно, но в форме товара, а потому она - фиктивный товар. Действительный товар есть и внешне, и внутренне товар. Фиктивный товар есть внешне товар, а внутренне не является товаром.
Собственно из этой экономической природы ценной бумаги и вытекает, что, независимо от того, существует ценная бумага в виде документа или в виде записей на счетах, она есть не вещь, т. е. имущественные права, в исходном эмиссионном отношении, но она принимает форму вещи, когда отчуждается на рынке.
В качестве фиктивного товара ценная бумага имеет присущие ей фиктивные потребительную стоимость и стоимость.
Ценная бумага как фиктивная стоимость. Товарная форма существования ценной бумаги означает, что последняя получает меновую стоимость, или рыночную цену, т. е. представляет собой определенное количество денег на рынке.
С одной стороны, ценная бумага - это лишь заместитель отчужденной инвестором эмитенту ссуды. Поэтому у нее нет своей собственной действительной стоимости, но все же имеется рыночная цена. Налицо явное противоречие: рыночная цена имеется, а выражаемая ею стоимость отсутствует совсем. Поскольку у ценной бумаги нет своей стоимости, постольку в качестве рыночной цены она есть денежная форма несуществующей стоимости.
С другой стороны, ценная бумага есть форма существования будущей стоимости, которую получит инвестор в течение или в конце эмиссионного отношения. Будущая стоимость - это не существующая в данный момент времени стоимость. Следовательно, рыночная цена ценной бумаги есть денежная форма не вообще не существующей стоимости, а несуществующей в данный момент будущей стоимости. Или, выражаясь совсем просто, рыночная цена ценной бумаги является выражением не «нулевой» стоимости, т. е. ее абсолютного отсутствия, а выражением еще не появившейся стоимости, которой еще нет, которая еще не существует, но которая обязательно должна быть в будущем.
Фиктивная стоимость ценной бумаги - это те характеристики ценной бумаги, которые ложатся в основу ее рыночной цены. Фиктивная стоимость ценной бумаги есть стоимость, которую эмитент должен передать инвестору в будущем и которая для возникновения рыночной цены должна быть в ходе рыночного процесса обращения приведена к ее действительным размерам на текущую дату.
Будущая стоимость сама по себе не является фиктивной стоимостью. Будущая стоимость не существует, ее еще нет, как нет и самого будущего. Фиктивная стоимость, наоборот, есть такая будущая стоимость, которая существует уже сегодня, ибо рыночная цена всегда - действительность, а не фикция. Фиктивная стоимость есть будущая стоимость, которая приравнивается (приводится, «дисконтируется») рыночным процессом к какой-то величине действительной стоимости в виде рыночной цены.
Стоимость есть основание цены. Фиктивная стоимость представляет собой то, что заменяет действительную стоимость в качестве основания для денежной цены. Замена действительной стоимости в условиях рынка осуществляется применением тех или иных методов и моделей расчета цены ценной бумаги на основе будущей стоимости (заранее известной или заранее неизвестной в соответствии с условиями эмиссионного отношения), которую и представляет ценная бумага.
Стоимость, возвращаемая при гашении ценной бумаги. Гашение ценной бумаги есть возврат отчужденной потребительной стоимости путем обмена ее на ценную бумагу. По определению ссудного отношения возврату подлежит та же самая потребительная стоимость, но вовсе не отчужденная стоимость.
Возвращаемая потребительная стоимость может быть представителем любой величины стоимости. Если отчуждался товар в каком-то количестве, то и возвращается товар в том же количестве, а возвращаемая стоимость есть стоимость этого возвращаемого количества товара.
Если отчуждались деньги, то и возвращается потребительная стоимость в форме денег. Однако стоимость денег выражается в определенном их количестве. Поэтому в случае денежной ссуды возвращаемое количество определяется не отчужденным их количеством, а таким количеством, которое предусмотрено условиями исходного ссудного договора между эмитентом (должником) и инвестором (кредитором). Например, если условиями денежной ссуды (как это имеет место обычно в случае облигаций или привилегированных акций) заранее предусмотрено количество стоимости, которое должно быть возвращено в будущем, то при гашении ценной бумаги это количество денег и будет возвращено. Если же условиями денежной ссуды предусмотрено не количество возвращаемой стоимости, а предусмотрен только механизм определения возвращаемого их количества (как это обычно имеет место в случае обыкновенных акций), то количество возвращаемой денежной ссуды станет известным лишь на момент гашения ценной бумаги.
В случае денежной ссуды возврат того или иного количества денег при гашении ценной бумаги есть следствие эмиссионного (ссудного) соглашения, а не результат возврата денежной ссуды как потребительной стоимости.
Ценная бумага как фиктивная потребительная стоимость. Фиктивность потребительной стоимости ценной бумаги означает, что она не является полезным благом для человека вообще, но она есть полезное благо для инвестора - ее владельца. Полезность ценной бумаги для инвестора состоит в том, что она заменяет ему отчужденную эмитенту действительную потребительную стоимость (товар или деньги). Он использует полученную ценную бумагу в качестве замены потребительной стоимости этого товара (денег, капитала) на рынке, т. е. он использует ее в качестве фиктивного товара (фиктивных денег, фиктивного капитала).