Смекни!
smekni.com

Организованная преступность (стр. 8 из 10)

торых многие элементы непосредственно воспринимается человеком. Буду–ющее же не может быть воспринято по законам отражения и передачей отражаемой информации. Оно представляется как мысленная логическая модель вероятного развития какого–либо процесса или возникновения какого–либо явления.

В оперативно–розыскном прогнозировании можно выделить несколько типов предвидения.

1.Предвидение наступления каких–либо событий на основе простой повторяемости тех или иных явлений. Оно базируется на установлении связей между наблюдаемыми явлениями. Например, с наступлением рабочего дня ежедневно на определённом объекте появляются те или иные лица, и есть возможность визуально наблюдать и фиксировать их контакты. Прогноз предполагает повторение той же ситуации и в день проведения необходимых оперативно–розыскных действий.

2.Предвидение по аналогии: если в аналогичной ситуации, как правило, человек действует определенным образом, то следует ожидать таких же действий и в данной ситуации. Предвидение по аналогии позволяет определять место и время вероятного появления преступников; оно используется для оперативного прикрытия объектов с целью выявления карманных воров, мошенников, спекулянтов, грабителей.

Применяется предвидение по аналогии для установления оперативного наблюдения и принятия оперативно–профилактических мер к лицам, отбывшим уголовное наказание, получившим отсрочку исполнения наказания, условно осужденным.

На предвидении по аналогии основаны нормы соответствующих ве –домственных нормативных документов, в которых содержится перечень ка-тегорий лиц, подлежащих постановке на оперативно–розыскной (оперативно-профилактический) учет. Этот перечень охватывает тех, кто в аналогичных ситуациях ( например, после отбытия наказания, оказавшись в организованной преступной группе или приобщившись к потреблению наркотических средств и пр.) сохраняет или приобретает криминальную активность.

3. Предвидение на основе специфики объекта. Аналогия далеко не всегда обеспечивает верный прогноз, а следовательно, и верное тактическое решение. Объясняется это индивидуальными особенностями людей, которые даже а аналогичных условиях “заставляют” их поразному вести себя. Нап-ример, не все ранее судимые, даже за тяжкие преступления, вновь соверша–ют преступления; далеко не все, кто временно не работает, попадают в сре-ду преступников; не все безнадзорные подростки совершают кражи.

Все типы оперативно–розыскного прогнозирования благоприятно ска–зываются на качестве ОРД во всех её формах.

Во–первых, повышается темп оперативно–розыскных мероприятий, поскольку тактическое прогнозирование заставляет принимать решения и действовать.

Во–вторых, оно способствует стремлению к пополнению информации, а в результате повышают активность оперативно–розыскной деятельности.

Реализация данной закономерности происходит по следующей схеме:

построение прогноза связано с оценкой имеющихся исходных дан –ных, характеризующих общую ситуацию и ОПФ;

обнаруживаются недостающие знания, что препятствует достаточно точным и даже альтернативным тактическим прогнозам;

возникает потребность в дополнительной информации;

определяется содержание и объём недостающих знаний;

намечаются оперативно–розыскные мероприятия по получению допол-нительной информации;

подбираются силы, средства, избираются методы получения такой ин –формации;

организуются мероприятия, которые и обеспечивают динамичность оперативного поиска и проверки.

Таким образом, будучи важнейшим элементом оперативно–розыскной тактики, сам процесс прогностического мышления стимулирует поиск новых фактов, углубление в изучение соответствующих лиц или среды, способствует совершенствованию познавательной деятельности оперативных работников уже тем, что требует сбора дополнительной информации, без которой “видение”, а точнее предвидение оказывается неясным.

В данном случае действует правило обратной связи: чтобы действо –вать рационально, необходимо предвидеть ситуацию; чтобы достичь такого

предвидения, необходимо собрать как можно больше информации. Так сти-

мулируется фактор тактической активности – важнейшее условие эффективности оперативно–розыскной деятельности.

В–третьих, благодаря оперативно–розыскному прогнозированию ис–пользуются многие резервы для пополнения информации. Такие резервы имеются фактически в любой ситуации. Это оперативные контакты в среде ОПФ; проверки по оперативно–розыскному учету соседних органов внутренних дел и в регионах, где проверяемый мог ранее проживать, имеет родственников и связи; негласная оперативная проверка связей проверяемого.

В–четвёртых, получение оперативно–розыскных прогнозов существен-но повышает качество тактических решений, в частности за счет более пол-ной осведомлённости, достигаемой в ходе прогнозирования. При этом дейст-вует основная закономерность тактики: чем выше осведомленность, тем эф–фективнее оперативно–розыскные мероприятия. Таким образом, оперативно–тактическое прогнозирование призвано оптимизировать оперативно–розыскные мероприятия, то есть сделать их максимально результативными, законспирированными, экономичными по затрате сил и времени.

Оперативно–тактический прогноз сплошь и рядом при его высокой точности непосредственно “диктует” тактическое решение, обеспечивая достижение цели оперативно–розыскного мероприятия, обнаружения преступников, оружия, похищенных предметов в конкретных местах, “высчитанных” с помощью прогнозирования.

В–пятых, оперативно–розыскное прогнозирование гарантирует от оши-

бок в работе с негласными сотрудниками при использовании средств опе –ративной техники и методов оперативно–розыскной деятельности. Эти гарантии обусловлены тем, что оператвный работник, принимая тактические решения, должен оценивать свои личные возможности, свою сумму качеств, свойственных агентам, предвидеть условия, в которой они будут действовать, предвидеть возможные помехи реализации методов, которые он намерен применить. Это могут быть внешние и внутренние субъективные факторы, которые в теории оперативно–розыскной деятельности применительно к оперативной проверке отнесены к категории ”возмущающихся воздействий ”.

Прогнозирование таких например, “воздействий”, как проверка негласных сотрудников членами ОПГ, вероятность двурушничества негласного сотрудника, а также возможность нежелательной для него встречи в среде преступников обеспечивает отбор негласных сотрудников для выполнения заданий, их подготовку, отработку заданий, линий поведения и тактики выхода из сложных ситуаций, наконец, организацию мер подстраховки оперативных работников и негласных сотрудников, выполняющих наиболее сложные задания.


3. Оперативно–аналитический поиск в борьбе с организованной преступностью

В борьбе с организованной преступностью оперативно–аналитический поиск имеет специфические свойства, которые проявились в практике спе –циализированных оперативных аппаратов.

Специфичны исходная информация, оценки ситуаций её получения: сочетание оперативного поиска с аналитическим, сопряжение различных сфер знаний (экономических, правовых, политических, психологических, исторических, этнических, технических и др.).

Специфика заключается и в том, что в ходе оперативной проверки в

большинстве случаев складывается сложнейшие ситуации: с одной стороны, необходима переработка огромного массива разноплановой информации, с другой – вынужденная экстренность оперативно–розыскных и следственных мероприятий с целью недопущения тяжких последствий. Они не могут быть поставлены в один ряд с мероприятиями, осуществляемыми в борьбе с общеуголовными преступными группами.

И ещё одно весьма существенное обстоятельство: оперативная провер-ка может быть формально завершена, члены ОПГ привлечены к уголовной ответственности, но оперативный интерес к структурам организованной преступности сохраняется, как и сохраняют своё значение добытые разработкой материалы. С них может быть начат и очередной этап оперативно–аналитического поиска.*

При сохранении и совершенствовании всех оперативно–тактических возможностей традиционных подразделений милиции в получении любой информации из любых источников о проявлениях организованной преступ–___________________

* Организованная преступность / Под. ред. Долговой А.И., Дьякова С.В. – М.:” Юридическая литература”, 1989. с. 352.


ности специализированная служба ориентирована на глубокую разведку сре-ды, в которой действуют и общаются участники организованной преступной деятельности, на изучение явлений и фактов, которые её составляют или о

ней свидетельствуют. Политический поиск – новое для теории оперативно–розыскной деятельности понятие. С аналитического поиска началось функ–ционирование многих подразделений по борьбе с организованной преступ–ностью.

Анализ материалов уголовных и оперативных дел позволил устано –вить признаки существования “центров“,контролирующих и направляющих преступную деятельность мошенников, рэкетиров, молодежных хулиганствующих группировок. Сразу появились и объекты оперативного изучения, и цели поиска к ним оперативных подходов. Кстати, из материалов, сосредоточенных в делах оперативного учета, в отказных материалах, из данных информационного центра складывалась довольно четкая картина криминально активных группировок и дислокации негласного агента имеющей к ним реальные подходы. Первые же задержания и аресты позволили получать дополнительные данные, уточнять масштабы организованной преступности.

Аналитический поиск ведется непрерывно. При его осуществлении есть необходимость так называемой “независимой” оценки всех старых и вновь возникающих материалов о чьей либо преступной деятельности. Ана-лизируются факты, события, отношения, связи, соотношения различных преступных действий. “Независимой”– потому, что этот анализ не связан с уже состоявшейся квалификацией преступных действий с определением круга обвиняемых, он не может повлиять на исход следствия и на судебные решения, поскольку он (анализ) не продуцирует доказательств. Но такой анализ позволяет найти признаки организованной преступности, пределы её локали-зации (параметры) и определить направления и содержание оперативно–розыскных мер, необходимых для пресечения этой деятельности и путём при-нятия оперативно–профилактических мер, путём обеспечения применения уголовного закона.