Смекни!
smekni.com

Организованная преступность (стр. 9 из 10)

Анализу подлежат группы уголовных дел и соответствующие опера–тивные материалы, сопровождавшие следствие по ним. В материалах уголов-ных дел среди допрошенных свидетелей, потерпевших, владельцев квартир и других помещений, где производились обыски, среди сотрудников мили–ции,которые не реагировали на сигналы, направляли ранее имевшихся мате-риалы о преступной деятельности в отказные производства, на решения общественности или для принятия мер административной ответственности, могут оказаться объекты аналитического поиска – лица, осведомленные об организованной преступной деятельности, или её соучастники. Обнаружение таких объектов зависит от внимательного сопоставления обстоятельств событий, данных о личности свидетелей, потерпевших, соответствующих сотрудников милиции.

Разновидностью аналитического поиска является экономический ана –лиз деятельности фирм, банков, предприятий. Он “высвечивает” оборотные средства преступных организаций, их отчислений на оперативно–розыскные мероприятия организованной преступности и поддержание жизнидеятельнос-ти, неуязвимости её структур.

Экономический анализ представляет исходные данные о новых лицах,

каким-либо образом связанных с преступными структурами, обеспечивает уяснение “технологии” функционирования преступных формирований и поступления материальных и денежных средств. Такая осведомленность необходима для документирования действий лиц, вовлеченных в организованную преступную деятельность.

Оперативный и аналитический поиск в борьбе с организованной пре-ступностью ведется непрерывно с использованием всех тактических воз –можностейспециализированных оперативных аппаратов. Цель оперативного и аналитического поиска – получение из любых источников информации о признаках организованной преступной деятельностью. Оперативный поиск проводится:

в криминально активной и иной криминогенной среде в связи с опе-ративным прикрытием территории и объектов, привлекающих внимание преступных групп, банд, преступных организаций и сообществ;

в ходе специализированных тактических операций (по борьбе с прес–тупностью гастролеров, распространением наркотических средств, хищениями на железодорожном транспрте, по пресечению организованной преступной деятельности различных этнических группировок и т.п.).

Оперативный поиск сочетается с аналитическим:

первичные данные, получаемые в ходе оперативного поиска, сопостов-ляются с материалами, поступающими в результате аналитического поиска;

по результатам аналитического поиска проводят тактические опера –

ции и отдельные оперативно–поисковые мероприятия в целях обнаружения преступников и пресечения их преступной деятельности.

Задачи оперативного и аналитического поиска вытекают из смысла Федерального закона “Об оперативно–розыскной деятельности” для обеспечения оперативно–розыскных действий.

Оперативный поиск всегда ведется в условиях неопределенности: нет точных данных, кто попадет в поле зрения, когда и что произойдет. Есть лишь прогноз вероятности представляющих интерес событий, основанный на оценке оперативной обстановки и результатов аналитического поиска, что и предопределяет обозначение объектов и среды, где могут быть достигнуты цели оперативного поиска. Прогноз же, в свою очередь, базируется на оперативно–тактической оценке среды (отдельные этнические группы, рецидивисты, активные члены ОПГ, представители групп “непрофессионалов”, проходящие по делам о контрабанде, незаконных валютных операциях, сбыте наркотических средств, предметов старины и искусства и т.д.). В ходе оперативного поиска в поле зрения оперативных аппаратов попадают лица, характеризующиеся той или иной степенью криминальной активности или осведомленности о ней.

Оперативный и аналитический поиск обеспечивают информацией и “стратегическую разведку”, и “выход” на проявления организованной прес –тупности в ходе оперативной проверки по локальным преступлениям. И в том, и в другом случае получением информации достигают единых целей:

“опознание” (диагностика, констатация) функционирования преступных организаций;

изучение их структур внутренних и внешних связей;

оценка масштабов организованной преступной деятельности, что пре–допределяет включение в оперативно–розыскные мероприятия оперативных служб разных уровней;

оперативно–тактическое и криминалистическое изучение конкретных преступных проявлений для документирования действий преступников и подготовки информации для доказывания;

оперативно–тактическое изучение конкретных ситуаций, складываю– щихся в ходе оперативного поиска, оперативной профилактики и операти–вных проверок. Это изучение обеспечивает осведомленность о противо – борствующей стороне и влияет на тактические решения.

Заключение

Организованная преступность – сложное антисоциальное явление, не имеющее государственных границ. Многие десятилетия она “сопровождает” экономическое и культурное развитие большинства стран мира, стимулируя такие пороки человеческого общества, как коррупция, вымогательство, насилие, наркомания, проституция.

Развитие причин организованной преступности в Российской Федера–ции повторило путь большинства стран: разложение бюрократических структур государства, нарушение принципов социальной справедливости, девальвация нравственных ценностей, выход из примитивного состояния “безналоговой” теневой экономики.

Возрастающие масштабы организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, так как она усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, используя отсутствие надежных механизмов защиты нарождающихся рыночных отношений, активно внедряется в новые экономические структуры, стремится сохранить господствующее положение в распределительной сфере, заблокировать процесс реформ. В ряде мест преступных формирования, пользуясь безнаказанностью, а подчас и попустительством правоохранительных органов, действуют всё более нагло и вызывающе, превращая обширные территории в свои вотчины. Они контролируют такие доходные виды противоправной деятельности, как наркобизнес, проституция, азартные иргы, нелегальная торговля оружием, спекуляция, вымогательство и др. Примитивные преступления уступают место крупномасштабным преступным акциям, глубокому проникновению через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.

Биржи, торговые и валютные аукционы, рынок жилья, коммерческие банки, совместные предприятия и иные экономические структуры преступ–ники пытаются использовать как для отмывания “грязных” денег, так и для использования самой рыночной экономики в своих корыстных интересах.

Преступные формирования, распологающие крупными суммами денег, завоевывают сильные позиции на внутреннем рынке, осуществляют противозаконные крупномасштабные преступные операции по вывозу из страны сырья, товаров и других средств. Противоправный бизнес стремится приобретать либо иметь контрольный пакет акций различного рода предприятий и организаций, создавать собственные производства (банковские и всякого рода посреднические организации), внедрятся во внешнеэкономические структуры и таким образом выходить на формирование преступных между-народных организаций.

Организованная преступность становится одним из основных факторов политической и социально–экономической нестабильности в Российской Федерации. На это неоднократно обращалось внимание в обращениях и выступлениях Президента Российской Федерации, руководителей Правительства и Парламента России, в документах руководящих государственных органов.

Организованная преступность породила новую криминальную ситуа–цию, которая требует для её разрешения неотложных законодательных, организационно–управленческих мер, значительных материальных ресурсов на оснащение правоохранительных органов и обучение сотрудников методам борьбы с организованной преступной деятельностью. Одной из причин сложившейся ныне в сфере борьбы с организованной преступностью ситуации является недостаточно научная проработка проблем, отсутствие ясных представлений о стратегии и идеологии этой борьбы, а также правовой, криминологической, криминалистической и оперативно–розыскной концепции и соответствующих научных рекомендаций по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению организованной преступной деятельности. Теоретическому познанию организованной преступности как социально–правового явления в нашем обществе предшествовала оперативно–розыскная, следственная и судебная практика.

На протяжении многих лет в юридической теории наблюдалось стрем-

лениеобосновать официальные политические доктрины, и это сдерживало

объективный анализ действительности, а в итоге негативно сказывалось и на оценке фактической расстановки сил в борьбе с прступностью, и на тео-

ретической разработке организационно–тактических форм борьбы с прес –тупностью, адекватных такой расстановке.