В итоге на одной стороне оказывается основатель мелкой фирмы, формально сохраняющий за собой позиции независимого собственника. Его предприятие сталкивается с жесткими проблемами выживания; свобода принятия хозяйственных решений на поверку оказывается весьма ограниченной; инновации же — часто просто не под силу из-за нехватки ресурсов. К тому же в этой сфере концентрируются далеко не самые образованные слои, по крайней мере, до всплеска технологического предпринимательства в 70-х годах. Будучи зажатой между тремя крупными силами: государством, крупным капиталом и организованным наемным трудом, эта «стесненная группа» мелких собственников (городских и сельских) становится на все более консервативные политические позиции. И даже если присущие им в этой борьбе на три фронта вспышки отчаянного радикализма принимают облик революционности, то нацелены они бывают не на социальные изменения, а скорее на сохранение «статус кво».
На другой стороне мы обнаруживаем организаторов крупного производства. Владельцы крупных капиталов (не говоря уже об основной массе мелких рантье — держателей одной-двух стодолларовых акций) «освобождаются» от проблем реальной организации. Многие прерогативы в принятии хозяйственных решений переходят в руки менеджеров, которые, занимая свое место в рационально выстроенной бюрократической иерархии, вынуждены подчиняться корпоративному интересу. Персональная ответственность менеджера в значительной степени размывается бюрократической коллегиальностью, а мотив извлечения прибыли отступает перед мотивами устойчивости финансовых показателей и личного карьерного продвижения. Вслед за мелким собственником, организатор крупного производства начинает утрачивать подлинно предпринимательские черты.
Помимо изменений в социальной базе предпринимательства происходит также расчленение предпринимательской функции. Вместо одной фигуры появляются несколько:
• финансист (поставщик капитала);
• «изобретатель» технической или маркетинговой идеи (поставщик нового знания);
• эксперт с юридическим или экономическим образованием, предлагающий организационно-правовые формы для создания или трансформации предприятия (поставщик организационной схемы);
• менеджер, выстраивающий структуру внутренних и внешних связей нового предприятия (поставщик управленческих технологий).
Конечно, возможно совмещение некоторых функций. Так, механик-изобретатель Г. Форд смог когда-то вырасти в основателя автомобильной империи. Но с течением времени такое совмещение ролей все более затрудняется даже для организаторов не слишком крупных предприятий. Функция предпринимателя расщепляется на специальные сферы деятельности, труднее становится обнаружить действительного лидера и инициатора инноваций. Порою он и вовсе не показывается на поверхности.
3. Типы предпринимательства.
Мелкие предприниматели и самостоятельные работники — это прежде всего лица, занятые ненаемным и самостоятельным трудом. Их доход носит свободный характер, он не фиксируем и не гарантирован, относительно сильно колеблется, неустойчив, зависим от многих труднопрогнозируемых факторов — случая, здоровья и настроения, погоды, информации и человеческих связей. Деятельность самостоятельных работников и предпринимателей часто связана с мелкой собственностью — личной, арендуемой. В реальности возможно также использование ими и "чужих" средств (государственных и даже частных предприятий). Эти ситуации различаются не только экономически, но и психологически, например степенью чувства собственника, удовлетворенности этим чувством.
Социальную основу самостоятельной работы и мелкого предпринимательства составляет индивидуальная деятельность. В то же время между занятыми такой деятельностью возможны ассоциации, распространены психология, традиции и договорные формы взаимопомощи, сотрудничества. Часто используются семейно-родственные формы участия. Объединение самостоятельных работников и мелких* предпринимателей в организованные предприятия приводит к 'вырождению" их как класса, превращению в наемных рабочих и служащих.
Своим главным преимуществом самостоятельные работники и мелкие предприниматели считают свободу и, если их положение благополучно, скептически относятся к наемному труду рабочего и служащего. Главная же проблема самостоятельных работников и мелких предпринимателей — высокая личная ответственность; в этом плане наемные рабочие и служащие имеют преимущество, особенно если у них высокая и гарантированная заработная плата. Сочетание свободы и ответственности — это первая социальная особенность положения рассматриваемой группы; вторая заключается в одновременном сочетании нескольких глобальных экономических ролей: самостоятельные работники и мелкие предприниматели чаще всего и работают, и управляют, и распоряжаются (владеют), т.е. их труд носит совершенно не разделенный характер.
Внутренняя дифференцированность самостоятельных работников и мелких предпринимателей основывается прежде всего на таких критериях, как производство товаров, оказание услуг, операции в финансово-экономической сфере, арендодательство. Социально-экономические различия между разными категориями внутри рассматриваемой группы являются, по мнению ее представителей, существенными.
Вхождение в класс самостоятельных работников и мелких предпринимателей и "профиль" их деятельности часто определяются простыми факторами. Наиболее типичные примеры — наличие собственного транспорта, избыточного жилья и помещений; участка земли и других ценностей, которые могут быть использованы в производственных, деловых и коммерческих целях; владение определенной профессией, специальностью, способностями, которые позволяют иметь достаточный доход; региональные особенности — приближенность места жительства к лесу, воде, природным ресурсам и т.д.
Среди самостоятельных работников и мелких предпринимателей мы видим как тех, кто вынужден чем-то заниматься вследствие потери работы на предприятии или в учреждении, так и тех, кто по собственному желанию покинул такую работу ради индивидуальной трудовой деятельности и предпринимательства. В данную социально-экономическую группу входят и пожилые люди, уже не способные к прежней работе по возрасту, но нуждающиеся в средствах, и молодежь, еще не определившаяся в сфере профессионально-трудовой деятельности. В современных отечественных условиях в данной группе велик удельный вес лиц любого возраста, совмещающих по экономическим соображениям индивидуальную деятельность с наемным трудом рабочего или служащего. Для одних социальных категорий самостоятельная работа и мелкое предпринимательство являются постоянным занятием, для других — лишь переходной ступенькой к каким-то другим социально-экономическим ролям и статусам.
Рассматриваемая социально-экономическая группа как явление может оцениваться неодинаково. Например, увеличение ее удельного веса в обществе может связываться
либо с кризисом и безработицей, либо со стабилизацией и подъемом; она либо выступает показателем "ненормальной" диффузии собственности, тормозящей общественное развитие, либо представляется фактом демократизации социально-экономических отношений, создающей значительные стимулы и перспективы в этом развитии. Удельный вес этой группы в обществе — самостоятельный фактор, определяющий ее реальную позицию и имидж как "трудящегося" или "праздного" класса. Например, если говорить о нашей отечественной действительности, то мы видим, как развитие занятости наемного характера постепенно приводит к превращению предпринимателей и самостоятельных работников из обособленного и почти элитарного круга людей в "широкое народное движение".
Из кого состоит сегодня и будет формироваться в будущем класс предпринимателей и самостоятельных работников? Изучая данный вопрос, необходимо учитывать, что в традиционных для нас социально-экономических группах (рабочий класс, интеллигенция, служащий, управленцы, крестьяне) есть категории и типы людей, предрасположенные и непредрасположенные к занятости предпринимательским и самостоятельным трудом по объективным и субъективным причинам. Это значит, что формирование новой экономики у нас не может связываться с каким-либо одним из традиционных классов. Во всех таких классах есть специфические слои, обладающие мотивацией занятости в негосударственном секторе и способные действительно развивать этот сектор.
4. Специфика предпринимательской деятельности в Беларуси.
Анализируя исторические и социальные корни предпринимательства, М. Вебер и В. Зомбарт связывали его становление с формированием так называемого капиталистического духа, т.е. совокупности психических черт, присущих хозяйствующим субъектам на данной стадии развития общества.
У В. Зомбарта новый капиталистический субъект объединял дух предпринимательства и дух мещанства, у М. Вебера — предпринимательства и бюрократической организации. Отличительными чертами, предпринимателя от мещанина и бюрократа выступали нацеленность на инновацию, стремление к самореализации путем осуществления того или иного организационного прибыльного проекта.
По определению российского автора В. Савченко, современный предприниматель —это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства с целью получения дополнительного дохода.