Смекни!
smekni.com

Предпринимательство (стр. 1 из 3)

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Экономика и управление на предприятии»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономическая социология»

На тему: Предпринимательство

Выполнил студент гр.0003(з) Хомич М.В.

Минск 2003

Содержание

Сущность предпринимательства………………………………………….2

Исторические и социальные корни предпринимательства………….....2

Типы предпринимательства…………………………………………....…..4

Специфика предпринимательской деятельности в Беларуси………….…6

Литература……………………………………………………………..……

1. Сущность предпринимательства.

Современная цивилизация, как современная экономика, начало которой по­ложил капитализм и индустриальная революция, невозможны без предприни­мательства. Предприимчивость — их движущий механизм. Предпринимателем (или бизнесменом) называют человека, организовавшего или организующего ка­кое-либо важное дело, человека, имеющего для этого необходимые средства (собственные или заемные). Предпринимателем может быть единоличный соб­ственник небольшого предприятия, управляющий акционерным обществом либо руководитель кооператива. Его отличает особое поведение, для которого харак­терно'.

• Свобода в выборе целей и методов, самостоятельность в принятии решении.

• Ответственность за принятое решение в терминах возможного риска пли
краха.

• Сильная ориентация на достижение коммерческого успеха, получение при-­
были.

Многие виды человеческой деятельности не обладают подобными признака­ми. Рабочий или мелкий клерк заняты исполнительским трудом, поэтому они не свободны в своем выборе, не отвечают за принимаемые решения и их послед­ствия, у них нет ориентации на прибыль. В случае неуспеха их увольняют, а пред­приниматель — разорится и потеряет все свое состояние. Специалисты, под­черкивая различие между предпринимательством, считают, что первому научиться нельзя, а второму можно. Для этого необходимо приобрести технические знания в области финансов, купли и продажи, маркетинга и т. д.

Менеджер и предприниматель — практически одно лицо в мелком бизнесе и разные — в крупном. Руководитель предприятия необязательно является пред­принимателем-собственником. Тем более им не является менеджер среднего эвена. Менеджеры — наемные работники. Предприниматель принимает личное участие в:

а) формировании начального капитала фирмы,

б) управлении фирмой.

Кроме того, он несет материальную ответственность за результаты деятельности фирмы, определяет стратегию ее развития и имеет право распределения прибыли. Если предприниматель организовал компанию только за счет собственных средств, он является ее собственником. Если же это произошло с привлечением не своих, а чужих капиталов, то он называется организатором деля. т. е. предпринимателем. В чистом виде 90% из двух миллионов американцев, называемых миллионерами, обязаны своим состоянием созданию собственной фирмы.

Если бизнесмен— обязательно владелец фирмы, то предприниматель — не всегда владелец. Предпринимателем можно считать менеджера или служащего, если они отличаются предпринимательским типом мышления и деятельности. Предпринимательство — не просто особый вид деятельности. Это еще опреде­ленный стиль и тип поведения, образ мыслей и жизни. Слагаемыми такого стиля выступают инициатива, поиск нетрадиционных решений, деловая хватка, риск и ориентация на достижение.

Хотя слова «предприятие» и «предпринимательство» имеют один корень, счи­тается, что не всякое предприятие можно называть предпринимательством. Если предприятие ограничивается рутинной деятельностью, основывается на достигну­том и избегает риска, оно не является предпринимательским. В основе предпри­нимательства лежит постоянный поиск новых технологий, видов продукции и услуг, новых рынков сбыта. Это целенаправленный, организованный поиск новшеств.

2. Исторические и социальные корни предпринимательства.

Исторические типы предпринимательства. Для экономиста пред­принимательство существует чуть ли не как универсальный тип деятельности. Между тем, по свидетельствам историков, средневе­ковый предприниматель довольно сильно отличался от современ­ного, причем не только по характеру своих предприятий, но и по типу хозяйственных действий. Средневековое предприниматель­ство представлено целой галереей весьма колоритных фигур. Это воинствующие торговцы наподобие не расстававшихся с мечом варяжских купцов. Это рыцари, кормившиеся «из стремени», и аристократы, промышлявшие морским разбоем, пиратствовавшие первооткрыватели типа сэра Уолтера Рейли или Френсиса Дрей­ка, миссионеры и искатели несметных богатств. К крупнейшим «мирным» предприятиям в ту пору следует отнести подряды на строительство государственных и культовых учреждений. Средне­вековый архитектор, как правило, занимался не только проектом, но и организацией всей работы, неся перед заказчиком полную ответственность за готовый объект. Другого рода крупный пред­принимательский подряд был связан с откупом налоговых сборов. Среди фигур помельче находим разного рода сомнительный люд — полубродячих торговцев и ремесленников, изобретателей и аван­тюристов, первых биржевых спекулянтов, увлекаемых с XVII в. волнами грюндерских лихорадок. Родоначальник теории предпри­нимательства Р. Камтильон, например, вообще включал в число предпринимателей бродяг и разбойников. Все эти фигуры с со­временной точки зрения трудно отнести к «чистому» предприни­мательскому типу.

В период средневековья предпринимательство оставалось на обочине основной экономики. Базовые потребности большинства населения удовлетворялись без помощи рынка. Сколько-нибудь крупные купцы специализировались на поставках предметов рос­коши высшим общественным классам. А, сколотив состояние, мно­гие из них оставляли хозяйственное поприще. Прожектерство, игорно-спекулятивная страсть, жажда быстрого обогащения непо­средственно еще не были обращены на практику хозяйственной деятельности. И если кто и проявлял устойчивую предпринима­тельскую наклонность, так это крупнейший распорядитель ресур­сов — государство.

Силуэт современного предпринимателя начал вырисовываться в Новое время с появлением экономических субъектов, у которых древняя жажда богатства соединяется с предприятием, принимая форму непреодолимого стремления к прибыли на вкладываемый капитал как универсальной хозяйственной стратегии. В противоположность традиционным добуржуазным субъектам они облада­ют не только личной независимостью, но также законодательно подкрепленными возможностями капитализации собственности.

Вместе с достижением институциональной стабильности и юридической защищенности предпринимательство все более спе­циализируется и одновременно обретает цивилизованное обличие. Дух риска и авантюризма, который ранее требовался даже для обычного торгового дела, теснится духом устойчивого разви­тия и рационального использования возможностей рынка. Сре­дневековый торговец - вечный странник, путешественник, по­груженный в мир случайного. Новое время приносит ему разви­тую систему коммуникаций, позволяя перейти к оседлой жизни, вести дела «из дома» или из конторы. А вместе с оседлостью появ­ляется и забота о репутации. Бродячий торговец пребывает в веч­ном движении, он сегодня здесь, а завтра там; он не стеснен мест­ными нормами и зачастую избегает расплаты за невыполненные обязательства. Оседлому предпринимателю приходится сторонить­ся явно неприглядных сделок; опасаясь последующего раскрытия обмана, он вынужден становиться более «консервативным». Рис­ковые (а то и авантюрные) формы предпринимательства тоже со­храняются, но переносятся больше в сферу финансовых манипу­ляций и «фиктивного капитала» (фигуры таких предпринимате­лей предстают в рельефных образах Ф. Каупервуда у Т. Драйзера или Саккара у Э.Золя).

Сам предпринимательский тип тоже не остается неизменным. По свидетельству В. Зомбарта, раннекапиталистический предпри­ниматель еще соразмеряет свою активность с удовлетворением ес­тественных человеческих потребностей. Он дорожит спокойстви­ем и далек от того, чтобы убивать себя работой. Начатки конку­ренции подавляются, коммерческая реклама под строгим запре­том. И только у современного предпринимателя дело способно полностью поглотить жизнь, обратив все окружающее в инстру­мент приращения капитала.

По мере завоевания хозяйственного и социального простран­ства происходят серьезные сдвиги в социальной базе предпринима­тельства. В раннебуржуазных обществах большинство создателей новых предприятий не только были собственниками этих пред­приятий, но частенько и сами трудились на них своими собственными руками. То был своего рода «золотой век» для «старого среднего класса», когда в весьма обширных предпринимательских слоях более или менее гармонично сочетались разные статусные позиции: наличие собственности и уровень дохода, профессио­нальная квалификация и социальный престиж, организационно-хозяйственные полномочия и политическое влияние.

Но если такой «золотой век» когда-либо и существовал, то он остался в далеком прошлом. Нарастающее акционирование капи­тала, ведущее отсчет со времен Ост-Индской Компании, а затем появление в середине XIX столетия обществ с ограниченной от­ветственностью подготавливают почву для перелома, который про­исходит в ведущих западных странах (где-то раньше, где-то поз­же) в первой трети XX века. Семейные фирмы все более уступают место корпорациям, собственность которых распылена среди ты­сяч и сотен тысяч вкладчиков. Начиная с 30-40-х годов эта собст­венность все более обезличивается и концентрируется в руках раз­ного рода юридических лиц. Наблюдается уменьшение числа и доли независимых собственников. Пропасть между крупным и мелким бизнесом неумолимо расширяется. Одновременно «раска­лывается» и фигура молодого буржуазного предпринимателя.