Поскольку участники простого товарищества не образуют нового субъекта права (юридическое лицо) и не обособляют имущество, а несут личную (долевую или солидарную) ответственность по общим долгам, Кодекс не предъявляет к их вкладам в простое товарищество тех же жестких требований, что и к вкладам в имущество товариществ и обществ (юридических лиц) ст. 1042 ГК. Ведь их общее имущество не служит гарантией, тем более единственной (как в большинстве хозяйственных обществ), удовлетворения интересов их кредиторов по общим обязательствам. Поэтому допускается внесение в качестве вкладов не только реального имущества, но и профессиональных и иных знаний, умений и навыков, а также деловых связей и деловой репутации.[5]
Денежная оценка вкладов носит условный (учетный) характер, влияя на размер доли участника в праве на общее имущество. Поэтому она осуществляется исключительно по соглашению участников и не требует никакой независимой экспертной оценки. В качестве вклада могут выступать деньги, иное имущество, профессиональные знания, навыки умения, а также деловая репутация и деловые связи. В составе вклада могут быть объекты исключительных прав автора произведений науки, литературы и искусства, права патентообладателя. Кроме того, «вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств». (ст. 1042 ГК).
Закон не содержит специальных требований к оформлению данного договора, поэтому действуют общие правила о форме сделок (ст. 158-161 ГК). В редких случаях возможно заключение договора простого товарищества в устной форме – только между гражданами, при сумме сделки, не превышающей более, чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. Поэтому по мнению некоторых авторов можно считать простую письменную форму договора простого товарищества необходимой.[6]
Срок действия договора простого товарищества может определяться указанием даты и периода времени. Отсутствие указания на срок действия простого товарищества, подразумевает простое товарищество бессрочным.
Договор простого товарищества следует считать возмездным, имея в виду возможность участников взаимно требовать передачи согласованных вкладов в общую собственность. Общей долевой собственностью товарищей является имущество, внесенное ими в качестве вкладов, а также полученная в результате совместной деятельности продукция, плоды и доходы, сооруженные объекты и т. д.
Договором может, устанавливаться и иное положение, например, поступление конкретных результатов совместной деятельности в собственность каждого из участников (совместного строительства дома для одного из товарищей).[7]
При наличии отношений общей долевой собственности товарищей на них распространяется режим, когда по долгам товарища его кредиторы могут обратить взыскание на его долю в общем имуществе простого товарищества. Однако в соответствии со ст. 1049 ГК это возможно лишь при отсутствии у товарища иного имущества и с соблюдением права оставшихся участников на преимущественную покупку его доли.
Вкладом товарищей может быть также право пользования каким-либо объектом, право требования. Кроме того, в роли товарища может выступать юридическое лицо, не имеющее права собственности на имущество (унитарное предприятие). В этом случае такие вклады не могут стать объектом долевой собственности участников простого товарищества, однако используются для общих целей и составляют общее имущество товарищей, учитываемое в этом качестве (ст. 1043).
Юридическое обособление общего имущества участников от их личного имущества обычно производится с помощью его самостоятельного бухгалтерского учета на отдельном балансе, используется по их общему (единогласному) решению. (ст.1043 ГК).
В связи с тем, что простое товарищество не является юридическим лицом, невозможно его вступление в гражданском обороте как единого целого. Все участники простого товарищества равноправны, что касается ведения общих дел, каждый из них в праве выступать в отношениях с третьими лицами от имени товарищества, но договором может быть предусмотрено вступление одного из них либо совместно всех участников. Договор заключенный между участниками простого товарищества не действует по отношению к третьим лицам. В связи с этим для заключения сделки с третьими лицами один из товарищей должен иметь доверенность выданную остальными участниками, которые уполномочивают его на совершение конкретной сделки или в целом на ведение дел. (ст. 1044 ГК).
Возможно, также и то, что общие дела товарищества осуществляются его участниками совместно. Тогда для каждой сделки потребуется общее единогласное решение (согласие) всех без исключения товарищей (п. 1 ст. 1044). В этой ситуации они вправе либо все подписать, либо выдать для этого разовую доверенность одному или нескольким участникам.[8]
Если участник товарищества совершит сделку по ведению общих дел с превышением своих полномочий, остальные участники все равно будут считаться обязанными по такой сделке, ибо их контрагенты - третьи лица - не обязаны знать об ограничениях на совершение сделки, касавшихся данного товарища (п. 3 ст. 1044 ГК). Если же они знали или должны были знать о таких ограничениях, стороной по сделке будет признан лишь заключивший ее товарищ. Доказать последнее обстоятельство должны сами заинтересованные товарищи, иначе сделка предполагается заключенной с их согласия и в их общих интересах.
В такой ситуации товарищ, действовавший с превышением полномочий или от своего имени, вправе требовать от других товарищей возмещения произведенных им за свой счет расходов, если эти сделки были необходимы в общих интересах товарищества. Если же в результате таких сделок другие участники понесут убытки, они также вправе требовать их возмещения от совершившего сделку участника.
По общему правилу участники товарищества как долевые собственники принимают решения по общим делам. Однако, они вправе предусмотреть в договоре иной порядок принятия решений - по большинству голосов, в том числе пропорционально сделанным вкладам либо долям в праве общей собственности (п. 5 ст. 1044). Некоторые права товарищей не могут быть ограничены или прекращены даже по их воле. Так, любой товарищ, в том числе не уполномоченный на ведение общих дел, вправе знакомиться со всей документацией по их ведению, включая данные баланса, и ни при каких условиях не может отказаться от этого права или лишиться его (ст. 1045).
Ничтожными объявлены любые соглашения товарищей, устраняющие кого-либо из них по каким-либо основаниям от участия в покрытии общих расходов и убытков или от участия в прибыли (ст. 1046, 1048 ГК). Ничтожным считается и всякое соглашение, ограничивающее или устраняющее право товарища на отказ от участия в товариществе, возникшем по бессрочному договору (ст. 1051).
Общая прибыль участников обычно распределяется пропорционально стоимости их вкладов или долей в праве общей собственности. Товарищеский договор или дополнительное соглашение участников могут ввести и иные критерии распределения прибыли.
В отношении общих расходов и убытков устанавливается возможность определения порядка их погашения специальным соглашением сторон и лишь при его отсутствии допускается погашение пропорционально стоимости вклада каждого участника.
ГЛАВА V
ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА ТОВАРИЩЕСТВ
Договор простого товарищества прекращается по истечении срока или по достижении цели, для которой он заключался, либо при возникновении указанного в нем отменительного условия (ст. 157 ГК). Кроме того, выход из срочного товарищества одного из участников прекращает его действие в отношениях между ним и остальными товарищами. Такой досрочный выход допускается при наличии уважительных причин с возмещением оставшимся товарищам реального ущерба (но не упущенной выгоды), причиненного таким выходом (ст. 1052 ГК).
Бессрочный товарищеский договор прекращается при выходе из него одного из участников, если только оставшиеся товарищи специальным соглашением не пожелают сохранить его. При этом заявление участника о выходе из бессрочного договора должно последовать не менее чем за три месяца до предполагаемого (ст. 1051 ГК).
При прекращении действия договора простого товарищества возникает необходимость четкого решения двух важных вопросов:
1. об ответственности по общим обязательствам, существующим перед третьими лицами
2. о разделе общего имущества или возврате имущества, переданного в общее пользование.[9]
Для первой группы отношений закон устанавливает солидарную ответственность всех бывших участников прекратившегося товарищества по неисполненным общим долгам (ст. 1050 ГК). Это касается и участников товарищества, не занимавшегося предпринимательской деятельностью. Если же после выхода из товарищества одного из участников договор по соглашению оставшихся участников сохранил в отношении них свое действие, вышедший участник остается ответственным по тем общим обязательствам, которые образовались в период пребывания его в товариществе, так, как если бы он остался участником этого договора (ст. 1053), то есть либо в долевом, либо в солидарном порядке (ст. 1047).
Во второй группе отношений предусматривается раздел общего имущества товарищей по правилам о разделе объекта долевой собственности (ст. 252 ГК). При этом участник, внесший в общее имущество индивидуально определенную (и непотребляемую) вещь, вправе требовать ее возврата в натуре, если это возможно по условиям выдела и на вещь не обращено взыскание кредиторов по общим долгам товарищества. Имущество, переданное в общее пользование, возвращается передавшему его участнику, но без компенсации за износ, если только нет соглашения участников о компенсации. Это же относится и к возврату участнику индивидуально определенной вещи, переданной им в общую долевую собственность.