- Создать структуру народного хозяйства, соответствующую структуре развитых стран;
- Создать финансовый рынок и его развитую инфраструктуру, способствующую переливу капитала в отрасли, обеспечивающие наибольшие ставки доходности на инвестированный капитал;
- Привлечь значительный приток капитала в реальное производство на долгосрочный период.
- Очевидно, что чековая приватизация не могла способствовать решению ни одной из поставленных задач. Здесь можно проследить довольно четко выраженные зависимости. Во-первых, рост эффективности промышленного производства, т.е. повышения фондоотдачи, снижение материалоемкости выпускаемой продукции, выпуск продукции с учетом платежеспособного спроса на нее, требует действия механизмов рыночной экономики, которые на первом этапе приватизации не могли действовать, так как не были созданы условия для конкуренции. Во-вторых, для становления рыночного механизма требовалась структурная перестройка народного хозяйства, которая предполагает «постепенное свертывание приходящих в упадок отраслей и переподготовку вытесняемой из них рабочей силы, стимулирование развития новых наукоемких производств».[18]
Главным регулятором при формировании отраслевых пропорций, распределении рабочей силы и средств производства по сферам хозяйственной деятельности являются механизмы рыночной экономики. Развитые страны в 70-х годах ХХ в. прошли период структурной перестройки, который сопровождался серьезными кризисами – экономическим, сырьевым, топливно-энергетическим, валютно-финансовым. Воздействие государства на отраслевую структуру, т.е. структурная политика государства в развитых странах предполагает:
- Выбор наиболее неперспективных направлений научно-технического развития, нуждающихся в интенсивной государственной поддержке;
- Поддержка отраслей, являющихся основой национальной экономики;
- Создание механизма, стимулирующего вложения частных капиталов во внедрение научно-технических достижений.
Структурная политика государства в развитых странах проводится в тесной взаимосвязи с фискальной политикой и политикой денежно-кредитного регулирования.
В России структурная перестройка осуществляется одновременно с созданием условий для становления и развития рыночной экономики и исключительно за счет структурной политики государства. Для реализации структурной политики и контроля за ее проведением постановлением Правительства РФ от 25-4-5 апреля 1994 г. № 391 была образована Комиссия Правительства РФ по структурной перестройке. В числе ее основных задач определены:
- Организация разработки целевых федеральных программ в целях реализации государственной селективной политики;
- Подготовка предложений по определению приоритетов развития отраслей экономики страны и ее регионов;
- Разработка форм и методов осуществления государственной селективной структурной политики и ее практической реализации;
- Прогнозирование потребностей в финансовых ресурсах и подготовка предложений по источникам финансирования;
- Определение критериев отбора предприятий, нуждающихся в государственной поддержке.
Что касается двух других важнейших условий эффективного функционирования промышленных предприятий (создание финансового рынка и привлечение капитала в реальное производство), то необходимо отметить, что на первом этапе приватизации происходили только становление финансового рынка и формирование его инфраструктуры. Коммерческие банки, проходили этап первоначального накопления капитала, и потому даже при самых благоприятных условиях капитал не мог быть направлен на долгосрочной основе в реальные активы. Кроме того, гиперинфляция 1992-1993 гг. сделала невозможным долгосрочные вложения капитала в реальное производство, ибо в силу высоких рисков текущая стоимость будущих денежных потоков, определяемая как дисконтированная стоимость, не обеспечивает возмещения капиталовложений.
Среди декларированных целей первого этапа приватизации особое место занимает социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации. Необходимо отметить, что нереальность такой цели стала очевидной достаточно быстро. В информационно-аналитическом обзоре состояния рынка акций приватизированных предприятий по состоянию на февраль 1995 г. отмечалось: «В результате чековой приватизации рабочие так и не стали хозяевами собственных предприятий, хотя сегодня число приватизированных предприятий достигает 26 тысяч. В большинстве своем власть сохранил директорский корпус, который либо по-старому ориентируется на государственную поддержку своих производств и не желает нести ответственности за свою деятельность перед рынком в полной мере, либо, напротив, используя недостатки в регулировании первой фазы приватизации, сколачивает первоначальный личный капитал, прикрываясь интересами основной массы акционеров. Акции, которыми располагают рабочие большинства приватизированных предприятий, все еще рассматриваются ими не как право на владение уставным капиталом своего предприятия, что собственно и является сутью понятия «ценная бумага», а как финансовый документ, обладающий определенной денежной ценой, при этом нет понимания, что эта цена совершенно не отражает ее реальную стоимость».[19]
Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ как цель приватизации не ее первом этапе не могла быть выполнена, поскольку для 1992-1995 гг., создали условия для массового банкротства коммерческих банков.
Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства как одна из целей приватизации могла быть достигнута при условии, что приватизация началась бы с относительно мелкого и среднего бизнеса (как питательной среды для становления рыночной экономики) и более медленными темпами. Аналитики Всемирного банка отмечали в начале 1992 г., что необходимо форсировать приватизацию малых предприятий, где возможны наиболее быстрые результаты. Приватизация предприятий оптовой и розничной торговли, а также обслуживающего их транспорта сыграет важную роль в создании конкуренции на рынке, что является необходимым элементом программы реформ.
Необходимо отметить, что темпы приватизации, проводимой в РФ, не имеют аналогов ни в одной стране. В наследство от административно-плановой системы пореформенной России достались крупные предприятия В 1987 г. в стране на промышленных предприятиях в среднем работало по 821 человеку (примерно в два раза больше, чем в Польше и в десять раз – чем в западных странах с рыночной экономикой). 952 предприятия составляли менее 4% общего числа предприятий, однако на их долю приходилось более 54% производства и почти 40% всех занятых. Крупнейшие промышленные предприятия нередко являлись единственным производителем отдельны видов товаров, особенно в отраслях металлургической, машиностроительной, нефтехимической и топливной промышленности.
Приватизация промышленных предприятий через акционирование не смогла преодолеть монопольного положения ведущих предприятий и, следовательно, создать конкурентную среду в столь сжатые сроки. Предполагалось, что крупные предприятия будут превращены в корпорации на уровне мельчайших существующих юридических единиц, а затем приватизированы. Предусматривались возможности дробления крупных предприятий на группы по признаку конкурентоспособности, в особенности по различным этапам технологического процесса, и ограничение видов деятельности, которыми могут заниматься концерны, объединения и прочие организации антиконкурентной ориентации, многие из которых были созданы на базе бывших отраслевых министерств. Однако поставленные задачи решить не удалось из-за жесткого сопротивления директорского корпуса и работников отраслевых министерств.
Привлечение иностранных инвестиций как цель первого этапа чековой приватизации была заведомо нереальной, поскольку в тот период для России были характерны повышенные страновые риски, определяемые:
- Политической и социально-экономической нестабильностью,
- Отрицательным отношением подавляющей массы населения к частной собственности и особенно к иностранному капиталу;
- Влиянием организованной преступности;
- Высокими темпами инфляции и падением покупательной способности национальной валюты;
- Нестабильностью налогового законодательства;
- Неопределенность владельца, особенно природных ресурсов, сопряженная со спорами и препятствиями, создаваемыми органами управления различных уровней.
Таким образом, цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены.
Очевидно, что как и при формулировании основных задач, стоящих перед приватизацией, так и при формулировании основных задач, стоящих перед приватизацией, так и при определении недостатков первого этапа чековой приватизации, не были соответствующим образом учтены реальные социально-экономические условия реализации программы. Известно, что любая задача имеет решение только при условии определенных жестких ограничений. Если таких ограничений нет, то задача не имеет решения.[20]
Рассмотрим социально-экономические условия реализации программы приватизации на ее первом этапе, которые выступают как реальное ограничение при решении поставленной задачи. Макроэкономическую ситуацию тех лет можно охарактеризовать следующим образом:
- В 1991 г. и в первой половине 1992 г. страна переживала системный кризис – политический. Были утрачены прежние стимулы к труду, а новые не появились. В этих условиях сложно было ожидать роста эффективности производства;