К концу третьего, завершающего этапа приватизации – 1996 – 1998 гг. в Республике Казахстан уже насчитывалось 88817 частных предприятий, в том числе малых – 81709, средних – 5344 и крупных 1814 предприятий.
Доля государственной собственности в общем количестве 111885 предприятий по состоянию на начало 2000 года во всех сферах составила – 18,7 %, а доля частного сектора составила – 79,3 %.
В сельском хозяйстве создано 9107 частных предприятий, в том числе: малых 647, средних 1685 и 951 крупных предприятий. Из общего числа 9469 предприятий сельского хозяйства государственная собственность составила – 3,7 %, частная собственность составила 96,2 %. Создано 58422 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Только за три года с 1997 – 1999 годы численность в малых предприятиях возросла в три раза и составила на начало 2000 года 318378 человек. Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения за 1998 – 2001 год увеличился почти в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч тенге.
По данным Агентства по статистике, в 1995 году численность безработных возросла по сравнению с 1994 годом почти на 70 тысяч человек и составила 808,8 тысяч человек. В 1996 году по сравнению с 1995 годом численность безработных возросла ещё на 61,8 тысяч человек, из которых было трудоустроено только 5 тысяч.
Всё это обусловлено тем, что одни новые собственники предприятий в условиях экономического спада производства столкнулись с недостатком финансовых средств для оживления предприятий, другие – столкнулись с собственной несостоятельностью, неумением приспособиться к рыночным отношениям в результате предприятия становятся на грань банкротства, а работники вынуждены увольняться.
Ещё одна причина пополнения численности безработных. На предприятиях, переданных под иностранное управление, не везде соблюдалось одно из важнейших условий заключённых контрактов – это сохранение рабочих мест. В частности, в 2000 году в объединении «Актюбмунайгаз» китайскими инвесторами было сокращено около 2000 рабочих. И только с помощью вмешательства Правительства Республики Казахстан уволенные были восстановлены на свою работу.
Негативные последствия разгосударствления и приватизации учёные – аналитики Республики Казахстан связывают с затянувшимся процессом адаптации предприятий в руках новых владельцев к рыночным условиям.
При этом выделяются три этапа.
Первый этап охватывает 199 – 1992 гг., который характеризуется резким спадом производства, нарастанием гиперинфляции, её темы к 1993 году составили 3060%, попытками отдельных промышленных предприятий и регионов самостоятельными усилиями выйти из экономического кризиса.
Данный этап в последствии назван либеральной стратегии, этапом «экономического романизма», этапом «шоковой терапии» по примеру России, где переход к рынку осуществлялся по программе «500 дней» Шаталина С.С. и Явлинского Г.А. и первой программы перехода к рынку Казахской ССР, принятой Верховным Советом Казахской ССР 6 – декабря 1990 года, согласно которой Казахстан должен перейти к рынку всего за 720 дней 1991-1992 гг. Оценивая прошлое, сегодня учёные свидетельствуют, что это была крупномасштабная и радикальная операция, которая была проведена без какой-либо концептуальной и практической подготовки.
На втором этапе (1993-1995 гг.) в процессе приватизации мелких и средних предприятий стало ощущаться государственное вмешательство в процесс перелива финансовых ресурсов для поддержания реформирования промышленности, развития предпринимательства.
В ходе третьего этапа (1996-1998 гг.) были определены основные принципы и механизм вывода предприятий и экономики в целом из кризиса, её стабилизации и подъёма. А в результате завершения приватизации крупных и крупнейших предприятий их структурной перестройки повысилась их приспособляемость к рыночным отношениям, повысилась эффективность производства, была достигнута макроэкономическая стабилизация. Уровень инфляции снижен до 28,9 5, объём производства промышленной продукции в 1997 году по сравнению с 1996 годом возрос на 4% и составил 104,0 %. Таким образом, в Республике Казахстан сложились благоприятные условия для экономического роста, самого высокого по уровню во всех странах СНГ.
Для продолжения поступательного движения экономики и реализации последующих реформ правительству поручено разработать десятилетний стратегический План социально-экономического развития до 200 года и Программу индустриально-инновационного Развития Казахстана на 2003-2015 годы.[9]
Правовые аспекты.
Казахстан имеет целую систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон “О приватизации” от 23 декабря 1995 года, новую “Программу приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным Комитетом по управлению государственным имуществом и Государственным Комитетом по приватизации.
Одним из основных вопросов, интересующих иностранных инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопрос об обеспечении их прав. В соответствии с Казахстанским законодательством иностранные инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых других правовых средств. Закон “Об иностранных инвестициях” (принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных инвесторов против национализации (ст. 7); а также против изменений законодательства и политической ситуации (ст. 6) и гарантирует возмещение убытков (ст. 9). Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранных инвестициях”.
В процессе приватизации Казахстан использует помощь иностранных экспертов и консультантов через проекты USAID и при помощи иностранных компаний, что делает процесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов. [7].
Завершение приватизации:
В своей работе наш президент Н.А.Назарбаев пишет:
«Приватизация предприятий в основном завершена. Теперь необходима ее окончательная «доводка», прежде всего в аграрном комплексе и социальной сфере и четкая регламентация процесса обращения акций. Государственные же пакеты акций на предприятиях стратегического характера будут разумно использоваться.»[6].
Глава 3 Опыт зарубежных стран.
Для примера я решил взять опыт стран Восточной Европы, так называемых «постсоциалистических» стран. Их опыт ближе России, так как в них приватизация не всегда проходила гладко и по плану, как во многих странах Западной Европы.
Опыт ваучерной приватизации.
Приватизация в постсоциалистических странах не была равномерным поступательным процессом смены титула собственности предприятий с государственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики, по критерию форм собственности отвечающей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальных программных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предшествовал этап так называемой спонтанной приватизации. Если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение бывшим владельцам собственности, национализированной после второй мировой войны) прошла довольно легко и успешно, то «большая» приватизация столкнулась с существенными трудностями. В Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позднее Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов, когда в этих странах уже возникли рыночная банковская система и фондовый рынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге к 1995—1996 гг. в сферу ваучерной приватизации попали те предприятия, которые государство не могло продать частным лицам или организациям. В это время ваучерная приватизация уже полностью потеряла привлекательность для населения. Примечательно, что на референдуме, состоявшемся в Польше в феврале 1996 г, большинство граждан высказались в поддержку платной приватизации.
Единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в 1992—1994 гг. Она во многом аналогична схеме ваучерной приватизации в России. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в отличие от России, чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а превратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.
Практика восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации государство во многом теряет возможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца, становится объектом злоупотреблений.
Опыт платной приватизации.
В середине 90-х годов возникла новая волна интереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с острейшим бюджетным кризисом, поразившим почта все восточноевропейские страны.
Причина кризиса—в нереформированности бюджетной сферы. Государство сохраняет высокие обязательства перед производством и социальной сферой, но налоговая база и организация сбора налогов не дают возможности профинансировать государственные расходы в предусмотренном объеме. Более того, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокой инфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямо пропорциональна инфляции), то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого «источника». Наконец, по мере развития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных расходов, которых раньше в постсоциалистических странах не было (например, выплата пособий по безработице).