Водоросли-макрофиты западнокамчатского шельфа не создают значительных зарослей, так как грунты литорали и сублиторали мягкие. Все же довольно плотные покрытия образуют несколько видов: ламинарии, аларии, фукус, лессония, агарум, одантаяия, анфельция, неоптилота и другие, из них 24 вида имеют промысловое значение (ОДУ на 2003 г. по бурым водорослям — ламинарии — назначено в размере 1,820 тыс. т). Но главная роль водорослевого пояса — это создание благоприятных условий для развития других многочисленных гидробионтов. Важную группу гидробионтов шельфа составляют ракообразные, делящиеся на три крупные экологические группы — зоопланктон, нектон (плавающие ракообразные — креветки) и бентосные формы (онфауна), к которым относятся крабы.
На Северо-Восточной Камчатке (Берингово море) освоено более 60 промысловых объектов. Главнейшими из них являются минтай, треска, сельдь, навага, морские окуни, палтусы, камбалы, лососи, из ракообразных — стригун опилио, северная креветка, из моллюсков — берингийский и светлый гребешки и др. Промысел минтая ведется в двух районах Берингова моря: 1) в заливах Олюторский, Карагинский и Озерновский; 2) в акватории вблизи м. Наварин.
В Западно-Беринговоморской зоне в районе Корякского шельфа в последние годы наблюдается тенденция постепенного увеличения запасов синего краба, но там же произошло истощение промысловых запасов краба-стигуна опилио и краба-стригуна Бэрда. Для восстановления популяций этих видов необходим щадящий режим промысла и мониторинг.
В Петропавловск-Командорской подзоне ресурсы краба-стригуна (опилио и Бэрда) удовлетворительные, а состояние камчатского краба оценивается как депрессивное. В северной части Западно-Камчатской подзоны до сих пор наблюдалось увеличение биомассы синего краба, но после 2006 г., возможно, произойдет тенденция ее снижения. В Западно-Курильской подзоне ресурсы краба-стригуна Бэрда находятся в удовлетворительном состоянии.
Камчатский шельф богат промысловыми видами моллюсков. Из иглокожих на Камчатке добывают только морских ежей, а с 2003 г. — и кукумарию.
1.6 Лесные ресурсы
Значительные территории Камчатки покрыты лесом. Наряду с другими, характерными для данного региона ландшафтами (лесотундрами, тундрами, лугами, болотами, горами), лесам в некоторых местах Камчатки принадлежит главенствующая роль, хотя в целом лесистость края не достигает и половины его площади (43,1%). Площадь земель лесного фонда составляет 15075,4 тыс. га, куда входят лесные и нелесные земли. К последним относятся участки, занятые дорогами, просеками, болотами и другими неудобными землями. Покрыто лесной растительностью 8956,4 тыс. га, или 59,4%. Несмотря на интенсивное вмешательство человека, лесной покров области пока что сохраняет облик природного биоценоза с присущими ему общими биологическими функциями. Большая часть лесов остается, ввиду отдаленности, вне промышленно-сырьевого использования.
Структура лесных площадей в целом близка между собой по всей Камчатке. В лесистых районах лесом занято 90% площади. Редины занимают 7-9%. На вырубки, пустыри и гари приходится 1-4% лесных земель.
Лесообразующими породами являются лиственница Каяндера (камчатская), ель аянская, береза каменная. Меньшее значение имеют береза белая, осина, тополь душистый. Большие площади занимают стланиковые леса из кедрового и ольхового стлаников. Общий запас древесины в насаждениях составляет порядка 2 млрд куб. м (38% приходится на кустарники).
В качестве примера в таблице 78 приводятся таксационные показатели основных лесообразующих пород Козыревского лесхоза, расположенного в центральной части Камчатки.
По всей области (Камчатский полуостров) промышленное значение имеют хвойные древостой. Их площадь составляет 1,161 млн га. На спелые и перестойные леса, в которых могут осуществляться рубки главного пользования, приходится 877,7 тыс. га (4,6% общей площади лесов).
Высокоствольные насаждения с участием лиственницы, ели, березы и в виде примеси — осины и тополя занимают небольшую площадь в долине р. Камчатка — всего 8,3 млн га, или 6,0% всей лесопокрьгтой площади. Кустарниковые заросли ольхового и кедрового стланика, наоборот, значительно распространены и занимают 57% лесопокрытой площади. Также значительные площади занимает каменная береза (30%).
Леса области, как и все леса России, по хозяйственному назначению и функциональным особенностям разделены на три группы:
I группа — это леса, где вырубки запрещены (3497,5 тыс. га, или 23,2%). Это запретные полосы, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб, защитные полосы вдоль автомобильных дорог, леса особо охраняемых природных территорий, зеленые зоны вокруг населенных пунктов и хозяйственных объектов;
II группа — многоцелевые леса с ограниченной эксплуатацией (1428,9 тыс. га, или 9,5%);
III группа — эксплуатируемые леса, в которых осуществляется хозяйственная деятельность (10 157,5 тыс. га, или 67,3%).
В спелых и перестойных лесах сосредоточено около 865 млн куб. м древесины. Запас основных лесообразующих пород оценивается в 511,16 млн куб. м, в том числе 105,8 млн куб. м хвойных пород; 331,5 млн куб. м твердолиственных и 70,5 млн куб. м мягколиствен-ных древесных пород.
Интенсивная разработка лиственничных лесов началась в 1930 г. [127а]. Расчетная лесосека по рубкам главного пользования на 1 января 2006 г. по лесхозам Камчатской области утверждена в размере 1830,4 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству — 637,2 тыс. куб. м, по твердолиственному — 488,0 тыс. куб. м, по мягколиственному — 705,2 тыс. куб. м [410].
Этого леса достаточно, чтобы обеспечить нужды народного хозяйства Камчатки. Объединением «Камчатлес» в 1989 г. заготовлено 530 тыс. куб. м деловой древесины (в том числе пиловочника — 190 тыс. куб. м). Имеется местная деревообрабатывающая промышленность. Часть заготовленной древесины вывозится за пределы области. В 1989 г. в Японию экспортировалось 30 тыс. куб. м пиловочника хвойного, 20 тыс. куб. м баланса березового.
Заготовкой леса и переработкой древесины в крае занимаются 60 предприятий и предпринимателей. В 2005 г. было заготовлено 180,2 тыс. куб. м леса, из них 61,1 тыс. куб. м — деловой древесины и 18,9 тыс. куб. м — пиломатериалов. Уровень использования расчетной лесосеки остается довольно низким (около 10%) .
Основными эксплуатационными породами являются лиственница и ель, запас древесины которых составляет 146,07 млн. куб. м. Каменноберезовые леса редкостойны и имеют выход деловой древесины не более 2-5%. Мягколиственные породы (белая береза, тополь, чозения, осина) имеют также невысокий выход деловой древесины — 20%.
Значительную долю ресурсного потенциала составляют недревесные продукты леса — пищевые, лекарственные, технические (природные красители) растения, грибы и ягоды.
На производительность лесов, накопление в них древесины и общее распределение всей растительности на территории Камчатки существенную роль оказывает, кроме температурного градиента, эдафический фактор, т. е. почвенное плодородие. Почвы на Камчатке молодые и, как другие северные.почвы, имеют свой северный облик. Но на Камчатке существенную роль на их генезис оказывает вулканизм. Вследствие частых извержений вулканов территории вокруг них покрываются мощными пирокластическими чехлами, а материнские почвы погребаются навечно. В результате почвенный разрез выглядит как слоеный пирог. Даже в отдаленньгх от действующих вулканов районах проявляется их деятельность: вокруг выпадают вулканические пеплы, а если их много, то может погибнуть древесно-кустарниковая и травянистая растительность. С другой стороны, пеплы являются хорошим удобрением, повышают плодородие почвы.
В связи с этим в лесах развиты молодые маломощные почвы, состоящие из растительного опада и одного верхнего аккумулятивного горизонта или серии этих горизонтов, погребенных под вулканическим пеплом. На свежих аэральных и аллювиально-пролювиальных наносах почвообразовательный процесс вообще представлен только начальными стадиями. Роль леса в формировании почв и повышении их плодородия очень значительна. Из-за краткости изложения материала этот механизм мы не рассматриваем, но следует подчеркнуть, что леса Камчатки выполняют наряду с другими функциями важную почвообразовательную и почвозащитную роль.
Под пологом насаждений, как правило, происходит удовлетворительное естественное возобновление леса. Молодые елочки и лиственницы, а в Пихтовой роще — темно-зеленые пихточки хорошо прорастают из семян, которые упали на полугнилые, отжившие свой век лежащие деревья, представляющие собой влажный питательный субстрат, где пока что не испытывается конкуренция подлесочных трав и кустарников. Хорошее возобновление хвойных происходит на минерализованных площадках, образованных вывороченными корнями ветровальных деревьев и т. п. На площадях, пройденных рубкой, успешно культивируются лесные культуры, проводится рыхление подстилки с целью содействия естественному возобновлению и др.
На лесных землях осуществляется побочное пользование: выпас оленей, крупного рогатого скота, заготовка сена, грибов, ягод, других дикоросов.
ПРОМЫСЛОВЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Площадь охотничьих угодий, потенциально пригодных для производства охоты, к началу 2004 г. по Камчатской области составляла 16972,4 тыс. га, на территории Корякского округа — 26401,2 тыс. га. До недавнего времени в штате охотничьего хозяйства насчитывалось 1157 человек, в том числе 70 охотоведов.
Согласно «Правилам производства охоты на территории Камчатской области» к объектам промысловой и спортивной охоты отнесены 20 видов наземных млекопитающих, 49 видов птиц, включая морских колониальных, а также некоторые виды морских млекопитающих. Добыча бурого медведя, снежного барана, дикого северного оленя, лося, соболя, канадского бобра и речной выдры производится только на лицензионной основе. Согласно «Правилам производства охоты на территории Корякского автономного округа» объектами промысловой и спортивной охоты являются 17 видов наземных млекопитающих, в том числе 6 лицензионных видов.