Смекни!
smekni.com

Проблема безработицы - ключевой вопрос рыночной экономики (стр. 2 из 5)

По моему мнению, история возникновения и роста безработицы в России полностью подтверждает правоту именно Кейнсианских взглядов. С 1 июля 1991 г., когда началась официальная регистрация безработных на московской бирже труда, показатели уровня безработицы постоянно повышались (соответственно, показатели занятости падали). Так, в 1992 г. численность занятых в экономике упала на 2,4% по сравнению с предыдущим годом, в 1993 г. – еще на 1,7%, в 1994 г. – на 2,1%, в 1995 г. – на 3,3%. В 1996 г. падение занятости приостановилось, а в 1997 г. возросло. За этими цифрами скрывается тенденция, описанная как раз Дж.М.Кейнсом.

Резкое сокращение занятости в 1992 г. обусловлено структурными изменениями в экономике, а также с ухудшающимся финансовым положением многих предприятий в связи с инфляцией и недостаточно быстрым ростом альтернативных форм хозяйствования. Все это, естественно, негативно отразилось на объеме совокупного спроса: государственные вливания сократились, инвестиционная деятельность замедлилась, а потребительские расходы уменьшились из – за инфляционного падения уровня жизни. Единственный компонент совокупного спроса, который оставался со знаком «плюс» - это чистый экспорт, традиционно державшийся на вывозе сырья.

Казалось бы, в1993 г. занятость должна упасть еще больше. Однако цифры свидетельствуют о некотором сокращении убывающей тенденции занятости. Дело в том, что в этот период реальная заработная плата начала стремительно падать и предприятия не сокращали штат в надежде дождаться «лучших времен». Получается, что уменьшение заработной платы помогло на время приостановить безработицу. Но отсюда вовсе не следует, что падение заработной платы может увеличить занятость, как полагают неоклассики.

И уже последующие годы показывают, что на фоне все убывающих реальных доходов занятость уменьшается возрастающими темпами, - теперь уже фактор недостаточного совокупного спроса играет решающую роль в экономике. И даже при некотором росте в 1997 г. реальных денежных доходов занятость продолжала уменьшаться.

Следовательно, основная причина роста безработицы в России – это сокращение производства, прежде всего в государственном секторе экономики.

Как правило, западные экономисты тесно связывают темпы экономического роста с темпами увеличения занятости, а спад – с безработицей. Действительно, в нормально функционирующей рыночной экономике индустриального типа экономический рост всегда означает развитие и расширение отраслей, - следовательно, прирост занятости. Между тем, такой зависимости явно не наблюдается в развивающихся странах. Так, быстрый промышленный рост многих развивающихся стран в 60 – 70-х годах не вызвал соответственного расширения занятости. Экономисты связывают это явление с темпами урбанизации, намного превышающими темпами промышленного роста, и низкой квалификацией мигрирующего из села в город населения.[1]

Российская действительность, в свою очередь, не подтверждает прямой связи безработицы с темпами экономического спада. Так, при снижении в 1992 – 1994 гг. объемов промышленного производства почти вдвое, численность занятых работников сократилась не более чем на 10%. Причины такого явления состояли в следующем.

Во–первых, это сокращение государственного сектора в экономике. В самом начале рыночных реформ, когда превалировала государственная собственность и продолжалась государственная поддержка предприятий, в том числе и убыточных, инфляционное падение заработной платы в связи с редким и запаздывающим индексированием дало возможность предприятиям сохранять занятость даже в условиях снижения объемов производства.

Во–вторых, это увеличение скрытой безработицы в форме неполного рабочего времени, отпусков без сохранения содержания. Будучи формально занятыми, такие работники нигде не учитывается в качестве безработных и официально не ищут другого места работы, хотя являются безработными по существу. Как правило, частично занятые имеют так называемую вторичную занятость или самозанятость.

В-третьих, сильного роста безработицы, особенно в первые годы после радикальных экономических преобразований, не наблюдалось из-за снижения предложения на рынке труда. Практиковавшиеся досрочные пенсии, тенденция увеличения занятых домашним хозяйством, распространение индивидуальной трудовой деятельности, все боле ускоряющееся развитие теневого сектора экономики, - все это сократило предложение рабочей силы на рынке труда.

Представляется, что указанные явления невозможно объяснить только статистическими данными погрешностями и ужесточением условий присвоения статуса безработного. Падение занятости на фоне казалось бы благополучных показателей экономического роста можно объяснить двумя причинами. Во- первых, сохранением высокого уровня скрытой безработицы, которая постепенно «выплескивает» свой потенциал на открытый рынок труда даже в условиях некоторой стабилизации. Во-вторых, увеличением скрытой (теневой) занятости, которая «оттягивает» значительную часть рабочей силы и безработных с открытого рынка труда. Часто скрытая безработица прямо переходит в скрытую занятость, при этом показатель официальной занятости падает, а показатель безработицы не увеличивается.

Итак, скрытая безработица и теневая занятость – два мощных фактора, искажающих реальный уровень безработицы в России и одновременно являющихся скрытым потенциалом будущих проблем в области занятости и безработицы. Однако эти факторы пока находятся в латентном состоянии, между тем уровень даже официальной безработицы довольно высок.

Кроме основных причин безработицы, в российской экономике действует и ряд «традиционных». Причины эти можно проанализировать, рассматривая основные виды безработицы.

Классификация безработицы

В зависимости от причин возникновения безработица бывает фрикционной, структурной, сезонной, циклической.

1. Фрикционная безработица традиционно рассматривается как безработица, вызванная естественным стремлением человека искать более выгодные и интересные сферы приложения своей рабочей силы[2]. Фрикционная безработица возникает как результат постоянного перемещения людей между рабочими местами, а также при их перемещениях в сферу занятости и из ее пределов по причине несовершенства информации на рынке труда, а также потому, что безработным и имеющим вакансии работодателям требуется определенное время, чтобы найти друг друга. Даже при равновесии спроса и предложения на рынке труда всегда имеет место определенная безработица, так как рабочие и фирмы ищут наилучшие условия занятости. При идеальных условиях (совершенной информации и перемещениях, не требующих никаких затрат) этот процесс мог бы происходить мгновенно, и никакой безработицы не существовало бы. Однако реальная действительность далека от подобного идеала. Фрикционная безработица является неизбежным продуктом динамичности рынка труда. Ее величина зависит от частоты перемещения рабочей силы и вакансий, а также скорости и эффективности, с которой люди, ищущие работу и имеющиеся вакансии, находят друг друга.

Фрикционная безработица обладает некоторыми характерными особенностями. Во– первых, она охватывает довольно большое количество людей во всех демографических группах, отраслях и регионах. Во–вторых, она продолжается относительно короткий период времени. В–третьих, определенный объем фрикционной безработицы неизбежен при любых условиях.

Уже сама природа фрикционной безработицы подсказывает пути государственной политики по ее снижению: это, прежде всего, совершенствование информации о занятости на рынке труда. Кроме того. Фрикционная безработица может быть уменьшена при ограничении некоторых нежелательных причин перемещения рабочей силы.

Фрикционная безработица в России также имеет место, но в особых формах, подчеркивающих именно ее вынужденность, а не добровольность. Во-первых, печально известная у нас формулировка «уволен по собственному желанию» очень часто не является результатом свободного выбора, скрывая в себе принуждение. Во-вторых, те, кто решился поменять место работы, как правило, не увольняются без зондирования других вариантов и без предварительной договоренности с новым работодателем; только те люди которых по тем или иным причинам все-таки не взяли на другое место, составляют в России костяк фрикционной безработицы,- они часто возвращаются на прежнее место работы. В- третьих, фрикционная безработица зачастую не фиксируется в России, поскольку перерыв в работе до 1 – 2 месяцев не воспринимается работниками как повод для обращения в службу занятости.

Таким образом, если уж и говорить серьезно о российский фрикционной безработице, то только как о вынужденной, вызванной не столько желанием самих работников, сколько экономическими обстоятельствами.

2. Структурная безработица возникает в результате несоответствия между имеющимися видами работ и видами рабочей силы, ищущей вакансии. Это несоответствие может быть вызвано особенностями образования, специальностей, географического размещения, возрастных характеристик рабочей силы. К примеру, структурная безработица может иметь место при образовании в экономике рабочих мест , требующих высокой квалификации в то время как имеющаяся рабочая сила не обладает подобной характеристикой. Структурная безработица может образоваться и в том случае, если новые рабочие места возникнут не в тех районах. Где сосредоточена основная рабочая сила. Итак, структурная безработица возникает не в результате несовершенства информации, а из-за других барьеров, лишающих рынок труда мобильности и затрудняющих возможность трудоустройства безработных.