В рис. 2.5. приведены результаты опроса максимально приемлемой цены кинобилета для постоянных посетителей. В случае анкетирования измерять этот уровень удобно при помощи следующих средних характеристик:
1) мода — наиболее часто упоминаемое значение;
2) медиана — серединное значение множества чисел между максимальным и минимальным названным уровнем: то есть половина чисел имеют значения большие, чем медиана, а половина чисел имеют значения меньшие, чем медиана;
3) среднее значение — среднее арифметическое множества названных вариантов;
4) средневзвешенное значение (математическое ожидание) — варианты ответов взвешиваются соответственно частоте их упоминания респондентами (умножаются на частоты, произведения складываются, а затем делятся на общее число полученных ответов).
Именно последняя характеристика может служить в качестве наиболее объективной оценки максимально приемлемой в городе цены кинобилета, [3].
Рассматривая результаты исследований приведённых в рис. 2.5. делаем выводы, что максимальная приемлемая цена кинобилета для жителей регионов оказывается более чем в два раза ниже, чем в столице.
Также, по результатам опроса, можно сказать следующее, что касается менее технологичных методов конкурентной борьбы, то здесь зрители столиц подсказывают следующие варианты решений: столичные посетители кинотеатров преимущественно интересуются повышенным уровнем комфорта (удобные кресла, широкое расстояние между рядами, ресторанное обслуживание в залах). Региональные зрители, в свою очередь, большее предпочтение отдают организации сеансов по заказу зрителей, а также возможности обсуждения фильмов, прежде всего, с их авторами, [3].
В регионах не хватает общения с известными личностями (актерами и режиссерами); многих не устраивает репертуар кинотеатров — отсюда и стремление публики самой решать, какие фильмы им смотреть. Кроме того, незнакомые с VIP обслуживанием жители регионов в меньшей степени ощущают потребность в подобных услугах, [3].
Подводя итоги второй главы делаем вывод, что социально-экономическое положение в Санкт - Петербурге не столь разительно отличается от общероссийского, а непосредственно рынок кинопоказа также как и по всей стране находится еще в стадии активного роста, а не насыщения. Вместе с тем, Северная столица контрастирует с большинством регионов страны по ряду параметров, таких как темпы экономического роста, интерес со стороны федеральных властей, туристические потоки, менталитет жителей и другие.
Глава III. Прогнозирование развития цифровых технологий в России
3.1 Предлагаемые решения по внедрению цифровых технологий в кинотеатры
Сегодня можно уверенно сказать, что прямая господдержка кинопроизводства практически перестала способствовать качественному развитию рынка кинопроката в России. Безусловно, роль финансовой поддержки государства в производстве фильмов нельзя преуменьшать, но в то же время поток огромного количества российских фильмов крайне низкого качества, который «вывалился» на экраны российских кинотеатров в последние годы, буквально ставит бизнес кинотеатров на грань разорения.Сегодня компания «Невафильм» активно разрабатывает современные бизнес модели цифровых кинотеатров в России. И здесь более подробно остановимся на новой форме государственной поддержки российского кинопроката – модели платежей за виртуальные кинокопии национальных фильмов. Эта форма господдержки может быть реализована на уровне Федерального агентства по культуре и кинематографии, без внесения существенных изменений в законодательство, [3].
В настоящее время часть бюджетных средств государственной поддержки кинопроката национальных фильмов направляется на финансирование печати 35-мм кинокопий национальных фильмов. Именно в рамках использования этого механизма предлагается применить модель государственной поддержки перехода кинотеатров на цифровой кинопоказ.
В основе метода лежит механизм отчисления государством кинотеатру, оборудованному цифровой кинопроекцией, части средств, сэкономленных на печати традиционных 35-мм кинокопий.
Механизм распределения такой платы может быть организован через студию, производящую национальный фильм и получающую государственную поддержку печати кинокопий, [3].
Безусловно, эта модель не является столь простой, как кажется на первый взгляд. В условиях господдержки кинотеатра размер платежа за виртуальную копию должен зависеть от количества показов, минимальных кассовых сборов и ряда других обязательств кинотеатра.
Для внедрения этой модели потребуется заключение соответствующих договоров между цифровыми кинотеатрами, студиями и Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ, [3].
На взгляд автора курсовой работы предлагаемое решение данной проблемы является наиболее перспективным, так как реализация такого механизма, с одной стороны, повысит коммерческий интерес цифровых кинотеатров к демонстрации цифровых кинокопий национальных фильмов, а с другой стороны – даст кинотеатру реальный источник возврата инвестиций в цифровое оборудование.
Также в основные меры, принятие которых может способствовать повышению конкурентоспособности всей отечественной кинематографии входят:
1) Создание комиссии по гармонизации терминологии и разработке форм единой статистической отчётности в соответствии с европейскими и мировыми стандартами;
2) Решение проблемы конфиденциальности информации о работе кинотеатров, предоставляющих сведения о посещаемости и валовых сборах своих залов, а также о других источниках дохода;
3) Введение норм обязательной статистической отчётности перед уполномоченными организациями и гарантирование полноты и достоверности этой информации;
4) Разработка системы сбора статистических данных и определение организации, которая возьмёт на себя роль единого координационного центра по сбору данных из всех регионов страны, и будет отвечать за предоставление всем заинтересованным лицам справок о работе киносети России. Роль статистического центра может взять на себя не только государственная организация (такая как специальное подразделение ФАКК или Комитета по статистике), но и частная компания, определяемая на конкурсной основе. При этом основанием для сбора данных этой организации должна стать законодательная база, поскольку попытки организации этой системы на добровольной основе до сих пор не увенчались успехом.
В заключении параграфа 3.1. можно отметить, что в случае осуществления предложенной программы, российская кинематография сможет успешно преодолеть этот переход к зрелому рынку кинопроката и оказания кинозрелищных услуг, а также снизить риски освоения новых территорий страны и внедрения новых технологий в сфере кинопоказа за счёт большей определённости ситуации на рынке и обоснованности своих действий.
3.2 Прогноз развития цифровых кинозалов в России
Проанализировав имеющиеся данные [7], составим прогноз развития кинотеатров, имеющих цифровые кинозалы на 2009 год в России с помощью таблицы 3.1., где представлены данные о количестве цифровых кинозалов для нахождения параметров прямой.
1 метод экстраполяции.
Таблица 3.1. Данные о количестве цифровых кинозалов в России
Год | X | Y | XY | X2 |
2005 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2006 | 2 | 3 | 6 | 4 |
2007 | 3 | 16 | 48 | 9 |
2008 | 4 | 31 | 124 | 16 |
Где X - порядковый номер года, а Y – количество цифровых кинозалов в России.
Составим систему уравнений:
4 * a + 10 * b = 51
10* a + 30 * b = 179,
где a и b – неизвестные переменные.
a = 51 – 10b / 4
10 ( 51 – 10b / 4) + 30b = 179
5b = 51,5
b = 10,3
4a + 10 * 10,3 = 51
a = - 13
y = - 13 + 10,3 * 5
y = 39
Произведя расчеты, получим следующие результаты: к 2009 году количество кинотеатров, имеющих цифровые кинозалы в России, составит 39шт.
2метод экспертных оценок.
Рассмотрим мнения экспертов по интересующей нас теме развития цифровых технологий. Наши эксперты это генеральные директоры следующих кинотеатров:
1 – «Аврора»
2 – «Кристалл Палас»
3 – «Художественный кинотеатр»
4 – «Нео»
5 – «Колизей»
1 – «сегодня возможно снять фильм цифровой видеокамерой всего за две тысячи долларов. Прибавьте к этому 1900 долларов за компьютер, и вы сможете сами заниматься монтажом, создавать спецэффекты и титры.
Взгляните на ситуацию с такой точки зрения. Час видеозаписи стоит от десяти до двадцати долларов. Съемки, проявка и печать минуты кинофильма обойдутся минимум в сто долларов. Беда видео в том, что это видео. Изображение получается более холодным, пустым, чем на пленке, оно менее подвижно, в меньшей степени способно отражать тонкие эмоциональные нюансы. Но если тема выбрана правильно, все пойдет как по маслу.
Но революции еще предстоит победить. Далеко не все признают, что этот способ создания кино превосходит съемки на обычную кинопленку. Видео не займет места кино. Угроза вторжения цифрового кино переоценивается. Оно еще только в начальной стадии, по крайней мере в нашей стране. Многие боятся услышать в свой адрес обвинения в том, что работают на видео. Они опасаются за прокат. И все же цифровое видео уже меняет облик независимого кино. (Видео стало стандартом для документалистов).
Есть несколько причин, по которым, как считают руководители студий, переход на цифровую съемку займёт длительный период времени. Цифровой фильм требует цифрового проектора. Большой вопрос в том кто будет финансировать переоборудование кинотеатров. Владельцы кинотеатров отнюдь не горят желанием тратить деньги. Студии не имеют права принять подобное коллективное решение. Стоимость проекта может составить от трех до четырех миллиардов долларов. Мало кто из ведущих режиссеров выразил желание расстаться с кинопленкой. Если вам по-прежнему готовы платить большие деньги за съемки фильмов по старинке, зачем же делать это по-другому», [2].