Смекни!
smekni.com

Особенности развития феодального государства и права в странах востока (стр. 7 из 8)

Много общих черт было присуще при всем их разнообразии и нормативным системам, праву средневековых стран Востока.

Следует отметить, прежде всего, консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения.

В самой отношении членов восточного общества к традиционным нормам права и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу.

Проявлением консерватизма социальных норм права и морали была и их тесная связь с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством, а так же внутренняя нерасчленность религиозных, нравственных и правовых предписаний. Драхма в Индии, санкционируемая и обеспечиваемая принудительной силой государства, была одновременно нормой морали, выполнения которой освещалось авторитетом религии. Индийской драхме в основном соответствовали японской чири, предписывающие индивидуумам нормы поведения на все случаи жизни.

В Арабском халифате, Делийском султанате и Монгольском Индии, как и во всех мусульманских государствах, Коран был основным источником права. Теоретически ислам исключал законодательные полномочия правителей, которые могла лишь толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением мусульманских богословов «неизменяемым» считалось и основное на «священных видах» право дхармашастр у индусов.

3. Феодальное государство и право в Японии

3.1. Возникновение феодального общества и государства в Японии.

В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, в течении нескольких веков сюда переселялись племена маньчжурского происхождения с северо-востока, а также другие племена Индонезии, Кореи и Индокитая.

ВЗ-7 веках шел процесс разложения первобытнообщинных отношений и формирование раннеклассового общества Родовая община постепенно уступала место соседской. Наряду со свободными крестьянами появились полусвободные члены общины (бэ или бэмин) и рабы. Рабов по сравнению с бэ было меньше.

Ожесточенная борьба за государство велась между отдельными племенами и родами. Глава самого сильного рода, а впоследствии и племенного союза получал титул сумэраги (царь, император) и сосредотачивал в своих руках огромную власть, являясь и вождем, и верховным военачальником, и судьей, и жрецом племени.

Уже в 3-7 веках в Японии было развито сельское хозяйство. В конце 6 века род Сога одержал победу над другими родами. Его поддержали бэ, исповедавшие буддизм, так как старейшины этого рода обещали уравнять бэмин с прочими общинниками. В начале 6 века принц Сетоку-тайси издал иерархическую Табель 12 рангов и Закон из 17 статей, основанные на буддистских и конфуцианских догмах о государстве и неограниченной власти императора.

После свержения рода Сога начался новый период в истории Японии, были проведены реформы. Страна была разделена на провинции и уезды. Земля была объявлена государственной собственностью и раздавалась в наделы. Крупные феодалы расширяли свои владения за счет пустошей.

Эксплуатация крестьян в 8 веке усилилась. После выплаты налогов у них не оставалось денег даже на семена, это привело ко всевозможным восстаниям и бунтам. Властям в ряде случаев приходилось идти на уступки.

В результате роста крупного феодального землевладения усилилась междоусобная война. Центральная власть приходила в упадок.

3.2. Общественный строй и армия

Начало становления сословия самураев - мелкопоместного военно-служилого дворянства Японии - можно отнести к относительно позднему времени - 7-12 вв. В 645г. после победы в борьбе за власть двух домов родоплеменной знати (Сумэраги и Накотоми), на престол был возведен представитель победившей коалиции — 36 император Японии Котоку. Приход к власти Котоку получил в Японской истории название «переворот Тайка». Данный переворот способствовал развитию японского раннефеодального монархического государства, установлению феодального способа производства. В результате реформ вся земля переставала быть собственностью сельской общины, она объявлялась императорской собственностью и отдавалась крестьянам во временное пользование. Надельное крестьянство превратилось в сословие феодального общества, которое стали называть «рёмин».

Наряду с наделами крестьян существовали наделы господствующего класса, однако они существенно отличались от крестьянских земель размерами, зависевшими от титула или должности владельца.

Собственники наделов стремились к полному переходу земель в частное пользование. Жестокая эксплуатация, тяжелое налоговое обложение, многочисленные повинности и стремление крупных землевладельцев захватить крестьянские участки для расширения своих поместий вызывали у крестьянства недовольство, часто переходившее в открытое сопротивление. Одной из форм протеста крестьян были побеги из своих земель. Беглых стали называть «ронин». Многие из них группировались в разбойничьи шайки, которые с одной стороны занимались грабежом, с другой — шли на службу в частные владения, становились служилыми людьми при крупных буддийских храмах.

Тяга ронинов в сёэн, с одной стороны, и нужда владельцев поместий в ронинах, используемых ими в качестве военной силы для подавления крестьянских восстаний, борьбы с отрядами беглых крестьян и соседними феодалами, стремившихся забрать себе лучшие земли, - с другой, привели ксозданию нового сословия раннефеодального общества, оторванного от экономики, - сословия самураев или воинов (буси).

С 10 века в Японии все сильнее развиваются центробежные тенденции, сепаратизм отдельных провинций, политическая раздробленность, порожденные усилением феодалов на периферии. По мере роста и усиления крупных феодальных поместий мелкие землевладельцы, не сумевшие увеличить свои, не могли противодействовать произволу местной администрации, их земли оказывались перед угрозой поглощения крупными земельными магнатами. Также им угрожала опасность со стороны крестьянских отрядов. То есть они были вынуждены отдавать себя под защиту и покровительство крупных феодалов.

Данные явления имели также важное значение для развития и укрепления феодальных самурайских дружин, так как каждый мелкий землевладелец, пользовавшийся защитой своего сюзерена, обязан был ему военной службой. Эти дружинники постепенно превращались из «дворцовых самураев» в самураев нового типа — вооруженных слуг, получавших от своего хозяина за верную службу содержание.

Другой не менее важной причиной образования сословия воинов была непрекращавшаяся с давних времен борьба на северо-востоке страны с айнами - потомками древнейшего населения Японских островов. На границах создавались крепости, в специальные отряды набирались ловкие в стрельбе из лука и верховой езде зажиточные крестьяне. Граница притягивала к себе также беглых крестьян, спасавшихся от феодального гнета. Со временем правительство стало поощрять переселение беглых крестьян на север. Поселенцы, получившие вооружение от властей, вели с айнами более эффективную борьбу нежели военные правительственные экспедиции.

Вооружение поселенцев существенно содействовало зарождению самурайской прослойки в северных районах острова Хонсю. Также большую роль в данном случае оказывало наличие культурных отношений между поселенцами и айнами.

В процессе постоянных войн с аборигенами северо-восточные феодалы создавали собственные самурайские дружины.

Таким образом, зарождавшаяся прослойка воинов Японии оформлялась как специфическая группа феодального общества, на которую оказывали определенное влияние как военные, так и мирные контакты с воинственными племенами айнов.

3.3. Сегунат

В 1185 году власть перешла в руки Минамото и с этих пор он носил звание Сегун (военно-феодальный правитель). Опору сегуна составило сословие буси.

В Японии развивалось общественное разделение труда. С13 века увеличилось число торговых ремесел.

В14-16 веках велась широкая торговляс Китаем и Кореей, что оказало огромное влияние на добывающую промышленность.

В обстановке непрекращающихся крестьянских восстаний усилилась тенденция у объединению государства, созданию сильной центральной власти. Объединение страны начал полководец Нобунага Ода (1534-82). При Хидэеси Тоемоти (1536-98) оно была практически закончено. В 1588 году был издан закон об изъятии оружия у крестьян. А в ходе всеобщей переписи земельных владений (1589-95) крестьяне были прикреплены к земле.

3.4. Источники права

Для раннесредневекового права Японии было характерно повсеместное распространение норм обычного права, действующих в тех или иных общинах или в той или иной складывающейся сословной группе.

Право в это время еще не выделилось из религиозных и этических норм, если не считать отдельных понятий о наказаниях, которые были связанны с представлением о грехе, каре, о «божьем суде». В древнейших японских источниках они выступают в виде «семи небесных грехов и «восьми» небесных грехов». За которое полагались или кара, или очищение. Становление писаного права происходило в Японии под сильным влиянием религиозно-правовой идеологии, норм китайского права. Японские государственные и правовые институты не потеряли, своей специфики.