Результаты анализа развитой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства очерчивают основные (фундаментальные) принципы построения этой системы, а именно:
– адекватность инфраструктуры уровню развития малого предпринимательства и реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой и функциональной специализации и прочее);
– доступность ее объектов для предпринимателей (по близости размещения на территории, стоимости услуг, информированности о возможностях каждого элемента инфраструктуры);
– концентрация на наиболее острых проблемах деятельности малых предприятий;
– участие государства (национальных, региональных, муниципальных бюджетов) непосредственно или через контролируемые организации в капитале объектов инфраструктуры малого предпринимательства, частичное либо полное финансирование их текущей деятельности;
– распределение основных задач и, следовательно, различных видов объектов инфраструктуры по уровням при концентрации основного объема практической работы на поддержке малого бизнеса (непосредственно на местном или региональном уровне);
– обеспечение координации деятельности и упорядочение функций различных объектов на одной территории для более эффективного использования ресурсов, комплексности и разнообразия оказываемых услуг;
– использование для развития инфраструктуры малого бизнеса ресурсов и средств государства, общественных и профессиональных объединений предпринимателей, крупных корпораций, научных учреждений и учебных заведений.
Инфраструктура поддержки малого бизнеса во многих регионах России отсутствует или существует только на бумаге. Зачастую бизнес-инкубаторы, тех-нопарки, агентства и центры развития малого предпринимательства ограничиваются лишь организацией юридического лица с таким названием, выполняя свою основную задачу крайне слабо либо вовсе не выполняя ее [[26], с. 63].
Существующая неравномерность в распределении объектов инфраструктуры малого бизнеса по территории России вызвана не только различным уровнем его развития, но и отношением местных властей к проблемам малых предприятий. При реализации проектов с международным участием существенное значение имеет ориентация иностранных доноров на те регионы, где, по их сведениям, успешно проводятся экономические реформы (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург), или на те, которые представляют интерес для конкретных зарубежных стран Дальний Восток – Япония, Калининградская область – Германия, Северо-Западный район – Скандинавия) [[27], с. 46].
Стихийность создания институтов поддержки малого бизнеса и недостаток финансовых средств зачастую приводят к перерождению инфраструктурных объектов в обычные коммерческие компании. Инициаторы и организаторы проектов часто сами имеют весьма нечеткое представление о том, какими именно видами поддержки заниматься, на выполнении каких функций специализироваться и каким образом получать доход для обеспечения хотя бы частичной самоокупаемости вновь учрежденной структуры. Поэтому, в ряде случаев институты поддержки выполняют неспецифические виды деятельности (вплоть до внутренней и внешней торговли), что явно выходит за рамки функций по поддержке предпринимательства [[28], с. 132].
Во многих регионах отсутствуют концепции развития инфраструктуры малого бизнеса и достоверные данные о реальных потребностях предпринимателей в тех или иных видах деловых услуг, нет четкого представления о специфике и различиях между отдельными видами объектов инфраструктуры. Понятийная путаница нередко приводит к тому, что инкубаторами называют чисто обучающие организации или фирмы, специализирующиеся на регистрации новых предприятий и предоставлении юридического адреса, а технопарками или бизнес-центрами – консультационные фирмы или торговые павильоны [27, с. 49].
Следует отметить и недостаточную информированность предпринимателей о наличии в соответствующих регионах объектов инфраструктуры малого бизнеса, их местонахождении, перечне поставляемых ими услуг и условиях их получения (из-за нехватки средств информационные и рекламные кампании, рассказывающие об объектах инфраструктуры, как правило, не проводятся). Это во многом объясняется самоустранением федеральных, региональных и местных органов власти от активного участия в создании комплекса объектов инфраструктуры малого предпринимательства на местах [[29], с. 29].
Роль вновь создаваемых объектов инфраструктуры малого предпринимательства снижает также их неудачное территориальное размещение, неприспособленность помещений, отсутствие необходимого оборудования и, конечно же, острый недостаток квалифицированного персонала. В итоге это приводит к распылению и без того ограниченных средств, в том числе бюджетных ассигнований. Деятельность созданных объектов во многих случаях не в полной мере, а то и вовсе не соответствует заявленным функциям (из-за отсутствия достаточных материальных, технических, кадровых и прочих ресурсов). Многие объекты инфраструктуры оказывают услуги весьма низкого качества или по недоступным для малых предприятий ценам [16, с. 70].
Региональные фонды поддержки малого бизнеса созданы в 69 регионах. Фонд финансовой поддержки и содействия развитию малых предприятий в Мурманске существует с 1990 года. Московский и Татарский Республиканский фонды финансовой поддержки малого предпринимательства образованы в 1991 году. В остальных регионах фонды возникли в 1992-1994 годах [27, с. 50].
Большая часть положений о региональных фондах подготовлена на основе методических рекомендаций государственного комитета по антимонопольной политике России и по инициативе территориальных управлений комитетов, представители которых входят в состав их наблюдательных советов и экспертных комиссий. Основными источниками финансирования фондов служат соответствующие бюджеты, средства от приватизации государственных предприятий, имущество учредителей, доходы от собственной деятельности, возврат кредитных сумм от заемщиков, добровольные взносы юридических и физических лиц. Их организационно-правовая форма разнообразна государственные учреждения и предприятия, некоммерческие организации, общественные объединения, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа и открытого. А некоторые из них (например, Иркутский, Липецкий) вообще не являются юридическим лицом. В большинстве регионов отработан и утвержден механизм отбора, экспертизы и финансирования проектов [[30], с. 61].
Бизнес-инкубаторы предназначены прежде всего для объединения на одной площади стартующих малых предприятий разного профиля и создания для их развития благоприятных условий, включающих общий набор услуг и единую организационно-технологическую схему взаимодействия. Как элементы региональной инфраструктуры они имеют ряд общих признаков. Так, Зеленоградский бизнес-инкубатор (Москва) включает типовой набор проектов и услуг для предпринимателей: аренду помещений под офис и производственную деятельность; переговорные комнаты; секретарские услуги; пользование оргтехникой и связью; почтовые услуги; деловую библиотеку; компьютерный центр, аудио- и видеооборудование; службу безопасности; уборку помещений; услуги кафе, столовой; автостоянку; обучение предпринимателей и работников малых предприятий; консультации, в том числе силами приглашаемых специалистов; камеру хранения; финансовые услуги по микрокредитам и лизингу [[31]].
В технопарках, создаваемых при высших учебных заведениях по индивидуальным проектам на базе исследовательского и преподавательского потенциала конкретного вуза, для его более эффективного использования сочетается научно-техническое и инновационное малое предпринимательство. Технопарки как объекты инфраструктуры наукоемкого бизнеса должны нести в себе черты уникальности [27, с. 51].
В рамках федеральной программы в течение 1994-1995 годов были созданы организационные основы информационной поддержки субъектов малого предпринимательства в виде системы региональных информационно-аналитических центров (РИАЦ). В эту работу, выполняемую объединенными усилиями ряда ведомств, наибольший вклад внес Госкомпром России. В настоящее время в 36 регионах страны уже действуют такие центры и еще в 21 – ведутся работы по их созданию. В Москве функционирует Федеральный информационно-аналитический центр. РИАЦ аккумулировали в регионах имеющиеся информационные ресурсы, представляющие интерес для субъектов малого предпринимательства (банки данных по адресам предприятий, законодательству, нормативно-технической документации, спросу и предложению на рынке товаров и услуг и другие). Обмен информацией между регионами идет по государственной сети Роспак.
На сегодняшний день проблема создания основ комплексной и эффективной системы информационного извещения, которая учитывала бы возможности уже существующих систем и потребности малого предпринимательства в необходимых сведениях, остается нерешенной. Ввод в эксплуатацию РИАЦ был осуществлен с недоработками, ликвидация которых требует дополнительных средств.
В то же время предпринимательские структуры в регионах пользуются услугами информационных центров системы ТПП России, Роскоминформресурса, Госкомвуза, учебно-деловых центров Морозовского проекта. Это означает, что до настоящего времени в Российской Федерации нет единого информационного обеспечения малого предпринимательства [[32], с. 24].