Работы также включают установку новой автоматизированной системы управления технологическим процессом, реконструкцию схемы аспирации и очистки загрязненного воздуха и ряд других мероприятий.
На производстве будут использованы технологические и технические разработки фирмы "SNS-Лавалин" (Канада), позволяющие производить продукты на основе сплава аммиачной селитры и карбонатов кальция и магния.
Мощность производства составит до 400 тыс. тонн в год. Общая стоимость проекта превышает 400 млн рублей. Такие затраты под силу только крупным предприятием с достаточным уровнем концентрации [29].
В 2007 году "Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината" (ЗМУ КЧХК, Кировская обл.) планирует увеличить объем производства и реализации сыпучей продукции на 324 тыс.тонн до 2,037 млн тонн.
В следующем году ЗМУ планирует значительно увеличить объемы выпускаемой на заводе продукции. Общий рост по сравнению с уровнем 2006 года составит 11,6 % или 232 тыс. тонн. Выпуск селитры предполагается увеличить на 16,6%, а производство сложных удобрений - на 22,7%.
Помимо этого, планируется увеличить загрузку мощностей. В общей сложности она станет больше на 13,2% и составит по производству аммиака 113%, по производству селитры - 139 % , по производству сложных удобрений - 98,4%.
Рост выпуска продукции будет обеспечен развитием производства. Для реализации этих целей будет проведена реконструкция действующих производств аммиака, азотной кислоты, аммиачной селитры и сложных удобрений [15].
Интересные примеры концентрации по интенсивному пути можно привести и в Татарстане.
Компания "Казаньоргсинтез" завершает реконструкцию на заводе по производству и переработке полиэтилена низкого давления.
Основная цель реконструкции данного производства, начатой в январе 2005 года, - увеличение мощностей по выпуску полиэтилена низкого давления с 210 тыс. тонн до 510 тыс. тонн в год.
В рамках проекта предполагается также усовершенствовать технологический процесс получения ПЭНД за счет использования современных катализаторов и внедрения нового оборудования, управляемого с помощью АСУ ТП. Результатом обновления производства должно стать также расширение марочного ассортимента полиэтилена низкого давления и повышение промышленной безопасности.
В ходе реконструкции на заводе ППЭНД был построен и введен в эксплуатацию ряд объектов, в частности, оборудование отделения очистки сырья, компрессорные станции этилена и циркуляционного газа. Помимо этого, введены в эксплуатацию компрессорные станции азота и газодувки для пневмотранспортных систем, предназначенных для транспортировки полиэтилена из цеха полимеризации в отделение хранения полиэтиленового порошка [22].
В качестве зарубежного примера можно рассмотреть компанию PetroChina. Это крупнейшая нефтяная компания Китая, ввела в эксплуатацию этиленовую установку на заводе в г. Ланьчжоу (Китай), мощности которой были увеличены втрое - до 700 тыс.тонн в год. Осуществление данного проекта стало возможным после завершения опытного пуска основной установки этилена мощностью 460 тыс. тонн в год.
На расширение производства этилена в Ланьчжоу в целом было потрачено 7 млрд юаней (891 млн долларов). Аналитики компании предполагают, что в результате развития данного завода его ежегодные продажи увеличатся на 10 млрд юаней (127,3 млн долларов), а прибыль - на 2 млрд юаней (25,5 млн долларов) [27].
Стремление к монопольной и рыночной власти путем слияний, поглощений
Основные принципы развития крупных компаний в 80-е годы – экономия, гибкость, маневренность и компактность – во второй половине 90-х годов сменились ориентацией на экспансию и рост. Крупные компании стремятся изыскивать дополнительные источники расширения своей деятельности, среди которых одним из наиболее популярных является концентрация производства путем слияние и поглощение компаний. Слияние – один из самых распространенных приемов развития, к которому прибегают в настоящее время даже очень успешные компании. Этот процесс в рыночных условиях становится явлением обычным, практически повседневным.
Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Синергетический эффект в данном случае может возникнуть благодаря:
· экономии, обусловленной масштабами деятельности;
· комбинирования взаимодополняющих ресурсов;
· финансовой экономии за счет снижения трансакционных издержек;
· возросшей рыночной мощи из-за снижения конкуренции (мотив монополии);
· взаимодополняемости в области НИОКР.
Порой при слиянии, прежде всего, горизонтального типа, решающую роль играет (гласно или негласно) стремление достичь или усилить свое монопольное положение. Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда конкуренты могут быть приобретены и затем закрыты, потому что выгоднее выкупить их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери [5].
Проявившаяся в последние годы в мировой химической промышленности тенденция к слияниям и поглощениям в 2005 году еще более усилилась. В первом полугодии во всем мире отмечено заключение сделок по приобретению химических компаний на общую сумму 16 млрд долларов, тогда как в тот же период 2004 года их было заключено только на 7 млрд долларов.
Первое полугодие 2005 года превосходит 2004 год и по количеству сделок. Так, за это время было куплено 39 компаний стоимостью свыше 25 млн долларов каждая против 37 компаний в первом полугодии 2004 года. Ожидается, что общее количество сделок по итогам 2005 года превысит 67, которые были зарегистрированы в 2004 году.
По данным, приведенным на Первом Московском международном саммите директором по экономике и финансам МХК «Еврохим» Артуром Маркаряном, уже в 2001 году 10 ведущих мировых производителей фосфорной кислоты выпускали 67 % мирового объема, 10 производителей фосфатных удобрений — 28 % мирового производства, 10 крупнейших производителей аммиака и азотных удобрений — 31 % общего мирового производства.
Современные реалии таковы, что ни один из производителей основных химических продуктов в мире не имеет всего набора ключевых конкурентных преимуществ: доступности сырья, низких энергозатрат, близости к рынкам и благоприятной продуктовой логистики.
По данным аналитического отдела нью-йоркского инвестиционного банка Young & Partners, особенно крупными в 2004 году были сделки Koch Industries/Invista (4,2 млрд долларов) и Blackstone Group/Celanese.
К концу 2005 года сумма сделок по приобретению компаний выросла до 21 млрд долларов, что значительно превысило показатели 2004 года [25].
В 2004-2005 гг. предприятия химической отрасли подверглись многочисленным атакам со стороны игроков рынка недружественных поглощений. После завершения приватизации, раздела собственности и завершения первого этапа по выводу предприятий из кризиса начался новый период — активные игроки химического и смежных рынков заявили свои претензии на наиболее успешные и перспективные предприятия, находящиеся в акционерной собственности. Рейдерские атаки приобретают все более изощренные формы и становятся наиболее распространенным способом поглощений в российском химпроме.
По данным "Химического журнала", до 50 % приобретений за последние 2 года было совершено с использованием манипулятивных технологий и корпоративного шантажа.
В целях установления контроля над предприятием захватывались реестры акционеров, скупались миноритарные пакеты акций, нарушались поставки сырья, создавались фиктивные контракты, коррумпировались федеральные органы и суды, совершались покушения на менеджеров предприятий.
При этом некоторые предприятия поменяли своих хозяев, другие устояли, но понесли серьезные убытки [27].
2.2.Интеграция – как направление концентрации на предприятиях химической и нефтехимической промышленности
Специфика нефтехимической отрасли состоит в том, что спрос на нефтехимическую продукцию становится все более динамичным, и предприятиям в целях сохранения существующего положения на рынке требуются огромные инвестиции на постоянное обновление мощностей и расширение производства. Таким образом, отсутствие инвестиционной программы у нефтехимического предприятия попросту свидетельствует об отсутствии потенциала его дальнейшего роста и о грядущей утрате позиций на рынке. С другой стороны, от крупных капиталовложений сегодня нефтехимические предприятия получат необходимый экономический эффект лишь через 2-3 года. Соответственно, компании нефтехимического сектора могут быть интересны лишь долгосрочным инвесторам.
Поскольку основным сырьем в производстве нефтехимической продукции служит нефть и газовый конденсат, цены на нефтехимическую продукцию преимущественно зависят от цен на углеводородное сырье, тем более, что затраты на сырье на нефтехимических предприятиях составляют 60-70% себестоимости производства. При этом российская нефтехимия, в основном, ориентирована на удовлетворение внутреннего спроса, так как от экспорта нефтехимической продукции предприятия выигрывают незначительно. "Пластиковый бум" в России и высокие экспортные пошлины на базовые мономеры уже способствовали сбалансированию цен на нефтехимическую продукцию на внешнем и внутреннем рынках.