Использование удаленного рабочего места позволяет углубить международное разделение труда, создав большие возможности для использования национальных конкурентных преимуществ, то есть росту адаптивной эффективности.
Несмотря на перечисленные плюсы и выгоды Интернет-консалтинга, необходимо выделить некоторые «подводные камни», которые его сопровождают. Во-первых, увеличиваются издержки на Интернет (и иные виды связи), во-вторых, необходимо найти возможность снизить риски оппортунистического поведения (пока компании предпочитают использовать в качестве «удаленных» сотрудников уже проработавших в офисе). На мой взгляд, можно выделить и некоторые негативные последствия, которые Сидоренко не затрагивает в своей статье, так например социальная разобщенность, отсутствие живого общения, а также отсутствие постоянного доступа к Интернету его пользователей.
Итак, Internetconsulting – институт, который изменяет принципы воздействия между агентами и в ряде случаев способствует снижению издержек координации и кооперации.
Широкое внедрение такого консультирования может явиться причиной появления абсолютно новых видов производства и обмена – в виртуальном мире. Обмен в виртуальном мире (если говорить об обмене информацией) – игра с ненулевой суммой благодаря неконкурентности потребления.
Растет количество людей, которые могут быть заняты (как за счет иностранцев, так и сельских жителей).
Благодаря тому, что отношения с заказчиком строятся на индивидуальной основе и предполагают оплату по результату, уменьшается риск появления проблемы безбилетника.
Благодаря такому виду консалтинга достигается гибкость, которая, по мнению Норта, является важным фактором, увеличивающим эффективность, и обеспечивающим конкурентоспособность западного мира. При этом такое явление (т.е. гибкость) заключается в том, что заказчик в любой момент может получить доступ к огромному числу потенциальных исполнителей, которые приступят к своим обязанностям мгновенно. Благодаря Интернет-консультированию достигается наибольшая степень конкурентности и децентрализации, что способствует росту конкуренции. Все это стимулирует экономический рост.
Виртуальный офис создает предпосылки для появления новых институциональных инноваций, например, способствует развитию сетевых структур управления, самоорганизации. В целом, можно сказать, что Интернет увеличивает важность информации как экономического ресурса. Она способствует становлению информационной постиндустриальной экономики.
Интернет консалтинг – способ решения противоречий, появившихся после предыдущих институциональных изменений. Она может способствовать уменьшению роли государства в обществе, «дебюрократизации».
При более самостоятельной работе (так как делегируется часть полномочий от руководства) растет ответственность сотрудников. Благодаря освобождению от рутинного труда, появляется возможность для более творческого, а, значит более инновационного труда, что, безусловно, является огромным плюсом в сфере психологии.
Постепенная виртуализация создает новые противоречия, так как прежние неформальные (репутационные) и формальные (законодательные) ограничения не действуют. Требуется создание новых институтов – организованного Интернет-сообщества, профессиональных сетей (позволит создать систему сигналов), обычаев делового оборота в Интернете; новой системы законодательства (особенно, в России) - закона об электронной подписи (обеспечивающей персонифицированность), и.т.п.. Если институциональной трансформации не будет произведено, то новая система организации труда не сможет быть применена повсеместно.
Очень часто нерациональное использование такого мощного средства коммуникации, как компьютер ведет к мощным потерям времени. Тем не менее, как мы видим благодаря анализу в рамках заданной Нортом парадигмы, internetconsulting является одним из важных институциональных изменений, позволяющих осуществлять дальнейший трансформационный переход к сетевому информационному постиндустриальному обществу, и не остаться в старой институциональной матрице.
Выводы
Статьей «Трансакционные издержки во времени» Дуглас Норт открывает новое направление в институциональном анализе. Предложенная им концепция – динамический анализ с точки зрения транзакционных издержек технологических и институциональных факторов – создает новый инструментарий, позволяющий как проводить межстрановые сравнения, так и прогнозировать тренд институциональных изменений, и даже определять оптимальное направление реформ в конкретной стране.
Примеры межстрановых и даже межцивилизационных сравнений приведены в статье Д. Норта «Трансакционные издержки во времени»: Англия и Нидерланды, христианская и исламская цивилизации. На основании исторического анализа трансформаций институтов (это говорит нам о специфике обучения в исследуемом обществе) с учетом появившихся инноваций и потенциала снижения транзакционных издержек мы можем предложить проведение реформ, которые, накапливаясь, создадут институты, способные преодолеть сложившиеся противоречия между старыми институтами.
На основании статьи Д. Норта мы можем выделить некоторые сложившиеся к моменту ее написания противоречия между институтами и направления их трансформации. Автор особо выделяет проблемы оппортунистического поведения, бюрократии, увеличения количества агентов в цепочке производства, переложения издержек на третьих лиц, отрицательных внешних эффектов, снижения гибкости. Исходя из духа статьи, можно предположить, что необходимо изменение принципов работы в компаниях (для уменьшения рисков оппортунистического поведения), рост самоорганизации, уменьшение степени бюрократизации, изменение системы стимулирования, рост гибкости, рост адаптивной эффективности. Существенное влияние на все эти факторы оказывает информационная революция в широком смысле, и происходящий сейчас постепенный переход к сетевым структурам в управлении. Возможно, информационная революция – новая веха в сокращении транзакционных издержек, наряду с анализируемыми автором торговой и научно-технической революциями.
Список использованной литературы
1. Сидоренко Е.В. «Тренинг коммуникативной компетентности»// Вопросы психологии № 3 от 20 марта 2004.
2. Норт Д. Трансакционные издержки во времени.