Чем руководствовались левые эсеры, протестуя против продовольственной диктатуры? Прежде всего предлагая передать осуществление продовольственной политики в руки местных советов. Кроме того, в декрете о продовольственной диктатуре говорилось не только о «деревенской буржуазии», о «кулаках», но и «держателях хлеба» вообще.
Левые эсеры были за борьбу с кулаками, но опасались, что удар придется по мелкому и среднему крестьянству: декрет обязывал «каждого... владельца хлеба» сдать его, объявлял «всех ... имеющих излишки и не вывозящих на ссыпные пункты ... врагами народа».
Противопоставление деревенской бедноты «трудовому крестьянству» казалось левым эсерам бессмысленным и даже кощунственным. Комитеты бедноты именовались ими не иначе, как «комитетами лодырей». Надо признать, что весьма часто люди, входившие в комбеды (типа деда Щукаря или Игнашки Сапронова), давали к этому повод.
II. МЯТЕЖ.
V съезд Советов, вдохновенная речь Спиридоновой с призывом к срыву Брестского мира и священной войне против германского империализма, убийство немецкого посла графа Мирбаха, совершенное Блюмкиным и Андреевым, отряд ВЧК под командованием левого эсера Попова, аресты Дзержинского и др. видных большевиков- фактура 6 июля 1918 года- точка зрения советской историографии по поводу этого события вполне устоялась. Но вот в Париже в 1985 году выходит работа Ю. Фельштинского «Большевики и левые эсеры (октябрь 1917- июль 1918). На пути к однопартийной диктатуре». По версии автора, мятеж- следствие чекистской провокации.
Был ли мятеж антисоветским? Тут надо различать объективную оценку и субъективные побуждения. Несомненно, убийство Мирбаха поставило страну на грань войны с Германией, учитывая соотношение сил, сомневаться в исходе подобного столкновения не приходиться. Левые эсеры вовсе не собирались свергать власть Советов, которую они, хотя и с оговорками, поддерживали в Октябре и в сотрудничестве с большевиками основательно окрепли в последующие месяцы.
Был ли мятеж направлен против большевиков? И на этот вопрос трудно ответить однозначно. Как показывала следственная комиссия Спиридонова, « во всех постановлениях ЦК партии свержение большевистского правительства ни разу не намечалось».
Был ли мятеж акцией, в которую оказалась втянутой вся партия? Изучение материалов центральных и областных архивов показало: нет ни одного бесспорного свидетельства, что левые эсеры загодя и целенаправленно готовили широкое, четко спланированное выступление в общероссийском масштабе. Ни единого! Более того, многие лидеры ПЛСР, ее многочисленная фракция на съезде Советов (не говоря уже о рядовых членах партии) узнали о выступлении из газет. Что это было? Спонтанная акция, за которую несет ответственность часть ЦК, или, как точнее и эмоциональнее определял Ленин, «безумно- историческая авантюра»? С точки зрения военной, у левых эсеров и в мыслях не было какого- либо наступления (что, собственно, и составляет существо любого мятежа с целью захвата власти).
Отряд Попова располагался всего в километре от Кремля и Большого театра, где проходил V съезд Советов, но не делал никаких попыток атаковать их. Да и сами аресты большевиков выглядят оборонительными мерами. Скажем Дзержинского левые эсеры вынуждены были арестовать, чтобы не быть арестованными самими.
Долгое время считалось, что после 6 июля 1918 года партия левых эсеров канула в небытие. Тут скорее всего имел место привычный валовой подход: для нас партия- не партия, если за ней не идут миллионы или она не представлена в парламенте. Преодоление «вала» ведет к тому, что в последствии все чаще историки относят распад и гибель этой партии к началу 20-х годов.
Зимой 1919 года в Москве ВЧК были арестованы и осуждены 50 левых эсеров, в том числе Спиридонова, Трутовский и другие. В марте левые эсеры организовали выступления в Петрограде. ЧК арестовало 35 активистов, обнаружила их подпольную типографию. Выступления происходили также в Пскове, Туле, Казани, Брянске, Орле, Гомеле, Астрахани и других городах. Всего в первой половине 1919 года было раскрыто 45 левоэсеровских организаций; один этот факт опровергает утверждение о гибели ПЛСР сразу после 6 июля 1918 года. Партия продолжала существовать, но в ней шли процессы внутренней дифференциации.
К концу 1922 года руководящий центр левых эсеров в России практически распался: часть лидеров находилась в заключении или ссылке, часть эмигрировала, часть отошла от политической деятельности. Многие в разное время вступили в РКП(б)- Б.Ф. Малкин, Д.А. Магеровский, А.Л. Колегаев, А.А Биценко, В.А. Алгасов и другие. Активно поддерживали большевиков С.Д. Мстиславский, П.П. Прошьян, М.А. Спиридонова, А.М. Устинов, П.И. Шишко. Были, разумеется, и сотни других.
Стоит напомнить, что осенью 1917 года по приказу Керенского были брошены в «Кресты» Прошьян, Устинов и Шишко, что Биценко с оружием в руках сражалась за власть Советов в Москве, что Алгасов и Устинов входили в Петроградский ВРК, а в группе наркомов- левых эсеров, состоявшей из семи человек, шесть являлись членами ЦК ПЛСР.
Разные судьбы- это разные жизни и разные смерти.
Мстиславский стал известным писателем и умер в 1943 году. Натансон умер в 1919 году, Шрейдер и Штейнберг эмигрировали. Устинов, Биценко, Малкин, Колегаев, Алгасов в разное время вступили в РКП(б), были на советской работе, в 1937- 1938 годах репрессированы. Спиридонова дожила до 1941 года и была расстреляна в Орловском централе при подходе немцев. Тяжелейший удел достался Камкову, Карелину, Трутовскому- ссылки и тюрьмы. Что и говорить, пасынки революции.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В 1923 году начался распад меньшевистской партии. В июле были созданы инициативные группы по ее роспуску- в Саратове, Запорожье, Таганроге; в августе в Тбилиси Всегрузинский съезд меньшевиков объявил о роспуске партии. В середине 1924 года были распущены Украинская, Ленинградская, Уральская, Брянская, Донская и другие организации. Осенью 1924 года в Москве прекратилась пропагандистская и иная деятельность меньшевиков среди рабочих.
Жаль, что до недавних пор отечественная историография следовала принципу древних: «Горе побежденным!» В ней, как в сказке для детей, действующие лица делились на хороших и плохих. Причем политическая ущербность меньшевиков в литературе и кино была особенно легко узнаваемой. Их отличали, как заметил один публицист, брызганье слюной при разговоре, перхоть на вороте пиджака и постоянно падающее с переносицы пенсне. Похоже, перестройка внесла коррективы и в эту традицию. Пришло, наконец время, отложив кисть с исключительно черной краской, рисовать более реалистические портреты побежденных деятелей победившей революции.