4. Избирательное право по Конституции.
Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся».[4]
Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.
Представительство от социальных групп, имевшие избирательное право, не было равными. Так, при выборах на Всероссийский Съезд Советов городские советы имели более высокую норму представительства, чем губернские съезды советов: в первом случае один депутат избирался от 25000 избирателей, во втором – от 125000 избирателей. Подобное же преимущество городские советы имели при выборах на областные и губернские съезды советов. Пятикратное преимущество должно было обеспечить относительно малочисленному рабочему классу страны большинство в органов власти. Эта тенденция усиливалась еще одним, не закрепленным в Конституции правилом – рабочие принимали участие в выборах не только в территориальных округах, они голосовали также в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представительных органах.
Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.[5]
Заключение.
Итак подводя итог вышесказанному можно выделить следующие особенности данной Конституции:
1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями она, как первая Конституция, не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г.
Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России, не оставила камня на камне от государственных институтов и структур последней.
2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23).
3. Конституция 1918г. отличается от последующих также значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции большое количество «целевых» статей.
4. К числу отличительных черт Конституции 1918г. относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто политического характера, причем ориентированные на все мировое сообщество. Так, в ст. 3, закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах...». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.
5. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918г., как открытое признание применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так в ст. 3 Конституции говорится об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.
6. С точки зрения юридической техники, относящейся к правовому оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 г. была в значительной своей части несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог еще быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.
Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до переворота или революции.
Причиной замены Конституции 1918г. Конституцией 1925 а. явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г.
Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране:
она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию.
Список использованной литературы:
I. Нормативно-правовая база:
1. Конституция (Основной закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.
2. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Принята 12 января 1918 III Всероссийским съездом Советов.
3. Постановление V Всероссийского съезда Советов от 10 июля 1918 г.
II. Научная и учебная литература:
4. Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. История России. Учебное пособие для вузов. В 2 т. Том 2. М. , ВЛАДОС, 1995.
5. Ильин. В.Ю., Лустов А.В., Гуртова Г.Л. История государства и права. М., Юрайт-Издат, 2004. стр. 158-160.
6. Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., Юристъ, 2004. стр. 164-165.
7. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. 2-е издание. М., Юристъ, 2001.
8. Клеандрова В.М., Малукаев Р.С. История государства и права России. Учебник. М., Издательство Проспект, 2003.
9. Ларионова Е.Л. История государства и права России. М., «БУКЛАЙН», 2004. стр. 42.
10. Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Высш. шк., 1999.
11. Чистяков. О.И. История отечественного государства и права. Ч. 2. Учебник. Издание 3. М., Юристъ, 2003. стр. 59-65.
12. Шатилова. С.А. История отечественного государства и права. Краткий курс. М. ИНФРА – М, 2003. стр 90-91.
13. Большая Советская Энциклопедия.
14. Источники права. Жильцов С.В., Хачатуров Р.Л. Выпусук 14. Тольятти, ВУиТ, 2001. стр. 3-19.
15. Хрестоматия по истории отечественного права 1917-1991 гг. Под ред. О.И. Чистякова. М., Зерцало, 1997. стр. 16-32.
[1] Шатилова С.А. История отечественного государства и права. Краткий курс. М., ИНФРА-М, 2003. стр. 90.
[2] Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 2. Учебник. 3-е изд. М., Юристъ, 2003. стр. 59-62.
[3] Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 2. Учебник. 3-е изд. М., Юристъ, 2003. стр. 62-65.
[4] Шатилова С.А. История отечественного государства и права. Краткий курс. М., ИНФРА-М, 2003. стр. 91.
[5] Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М., Юристъ, 2004. стр. 164-165.