Родина ни на один миг не забывала об осажленных.Напрягая все силы в битве с фашизмом, советский народ постоянно помогал защитникам Ленинграда.
Смотри – материнской тоскою полна,
за дымной грядою осады,
не сводит очей воспаленных страна
с защитников Ленинграда.
…………………………………………
Спасибо тебе за тревогу твою,-
она нам дороже награды.
О ней не забудут в осаде, в бою
защитники Ленинграда.
Мы знаем – нам горькие выпали дни ,
грозят небывалые беды
но Родина с нами , и мы не одни,
и нашею юудет победа,-
писала Ольга Берггольц в сентябре 1941 года.
Забота Центрального Комитета КПСС и всей Советской страны, незыблемая вера в Коммунистическую партию придавали силы ленинградцам.И они сражались с врагом – все, от мала до велика.
Но жить было все труднее.Все меньше именьше становился кусочек хлеба, отмеренный ленинградцу.Начиная со 2 сентября 1941 года в течение первой военной осени паек сокращался 5 раз!А в ноябре уже появилось страшное слово – «дистрофия».В этот месяц ленинградцы похоронили 11 тысяч человек.Это были первые жертвы голода.20 ноября хлебная норма большинства горожан превратилась в крошечный, почти невесомый ломтик:
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…
Ее даже трудно назвать хлебом – эту темно-коричневую липкую массу, наполовину состоявшую из примесей.Пытаясь заглущить муки голода, люди ели столярный клей, вазелин, глицерин, варили кожанные ремни.На территории сгоревших от бомбежки Бадаевских складов собирали комья промерзшей земли – ведь она пропиталась сахаром.Вымачивали эту землю и чуть сладковатой водой поили детей…
А к голоду прибавились новые испытания.Началась цинга.Небывало холодной, лютой зимой сорок первого – сорок второго года жители города не могли согреться в своих квартирах – паровое отопление не действовало.Погасли электрические лампочки.Вышли из строя водопровод и канализация.Замер городской транспорт.Улицы превратились в снежные пустыни.Казалось, весь город оцепенел в предсмертной агонии.
Голодная, холодная, лютая зима сорок первого – сорок второго…За одну эту зиму Ленинград потерял больше, чем армии американцев и англичан за всю войну с гитлеровцами.Вымирали целыми семьями, целыми квартирами.Истощенные, измученные лишениями люди чувствовали,знали: смерть близка.
Но те, кто еще находил в себе силы встать на ноги, до последнего часа оставались борцами, воинами.Покачиваясь, держась за стены, медленно, но упрямо шли они к своим станкам, на свой пост – высохшие до того, что кости выпирали из-под тонкой кожи, с потемневшими лицами, с коричневыми кругами у повалившихся глаз.И падали.На улице, в цехе, на обледенелой лестнице.их тела, завернутые в прстыни, в одеяла, родные или соседи везли на грубо сколоченных самодельных санях или на легких детстких саночках по сугробам бескрнечных улиц к кладбищам.Не было ни сил, ни возможности копать скованную морозом землю.Горы трупов ждали погребения.Так было на Волковском, Большеохтинском,Серафимовском, Богословском и других кладбищах.Так было и на Пискаревском.
Не только у кладбищ – прямо на улицах, в снегу лежали тела погибших.Их близкие тоже падали на полпути или, выбившись из сил, оставляли свою горькую ношу на дороге.Каждый день ездили по городу грузовые машины.Один из руководителей обороны города Д.В. Павлов, автор книги «Ленинград в блокаде», вспоминает:
«Кладбища и подъезды к ним были завалены мерзлыми телами, занесенными снегом.Рыть глубоко промерзшую землю не хватало сил.Команды МПВО взрывали землю и во вместительные могилы опускали десятки, а иногда и сотни трупов, не зная имен погребенных.
Да простят усопшие живым – не могли они в тех отчаянных условиях выполнить свой долг до конца, хотя покойники были достойны лучшего обряда…»
641 тысячу 803 жизни оборвала блокада.На всех городских кладбищах похоронены герои.Только на Пискаревском 186 братских могил приняли прах защитников Ленинграда.С 15 февраля 1942 года по решению Ленгорисполкома хоронили только здесь.
Каждый день везли ивезли сюда автомашины свой страшный груз.И принимала твердая как камень земля останки тех, кто отдал жизнь, чтобы она оставалась неприступной для врага.Не было ни прощальных залпов, ни траурных венков, ни приспущенных знамен, ни надгробных речей.Не было и гробов – дерево вобледеневшем каменном городе должно было отдавать тепло живым.
Но живые знали твердо: наступит день, и они вернут свой долг павшим.Это время наступило вмесие с торжеством Победы.
История создания монумента
Еще не зарубцевались жестокие раны, нанесенные Ленинграду фашистскими варварами.Город потерял около 5 миллионов квадратных метров жилой площади, 716 тысяч человек остались без крова.Помещения 840 промышленных предприятий были разрушены, более 3 тысяч - повреждены.Пострадали все крупные больницы, многие центры науки и культуры, ценнейшие памятники искусства, школы и детские сады.Враги нанесли Ленинграду ущерб в 45 миллиардов рублей.Все это нужно было восстановить.Но ленингадцы думали и о павших, о тех, кто не дожил до светлого часа.В 1945 году в Ленинграде прошла целая серия конкурсов на проекты памятников защитникам города-героя.
Многих архитекторов увлекла задача – создать грандиозный памятник на Пискаревском кладбище.Жюри имело большой выбор, но в двух турах конкурса наивысшую оценку получила работа архитектора А.В. Васильева.Ему вместе с членом-корреспондентом Академии строительства и архитектура СССР профессором Е.А. Левинсоном было поручено разработать проектное задание.
Множество эскизов, вариантов памятника создали они.Первоначально центр композиции представлялся зодчим в виде высокого заостренного обелиска из гранита, а слева и справа от него предполагалось установить каменную стену.Проект с обелиском утвердил архитектурный совет, одобрила общественность города.Казалось бы, можно приступать к работе.Но сами авторы чувствовали неудовлетворенность.Традиционная форма обелиска, считали они, не выражает в полной мере чувств и мыслей народа о тех, кто лежит на этом кладбище.
Снова эскизы, снова поиски, горячие творческие споры…Постепенно у А.В. Васильева и Е.А.Лвинсона крепло убеждение, что достойно рассказать о подиге защитников Ленинграда может только такой памятник, в котором будут сочетаться архитектура, скульптура и поэзия.
Правда, в утвержденном проекте были элементы скульптуры: изображение медали «За оборону Ленинграда» на обелиске, рельефные траурные имена на стене.Появились и памятные тексты о жертвах блокады – скупые, строгие, но еще не озаренные высоким поэтическим вдохновением.
Зодчих вдохновлял пример А.В. Луначарского, чьи пламенные строки начеританы на камнях Марсова поля в Петербурге.Союз архитектуры и поэзии породил прекрасный памятник.Значит , где-то здесь и пролегает верный путь!
Теперь пришла пора включиться в работу скульпторам и поэтам.Над обзором Матери-Родины работали В.В. Исаева и Р.К. Таурит.Почетный заказ написать стихи для стелы приняла О.Ф. Бергггольц, для фризов и пропилеев – М.А. Дудин.Скульпторы М.М. Харламова и М.А. Вайнман, Б.Е. Каплянский, А.Л. Малахин создавали рельефы.
Так сложился авторский коллектив создателей мемориального ансамбля.В тесном творческом союзе объединились талантливые мастера различных родов искусства.о не только большая и яркая одатенность была залогом их успеха.Почти все авторы памятника знали ленинградскую блокаду не по рассказам.Они сами вынесли голод ихолод, обстрелы и бомбежки, потери близких.Испытали и тот необыкновенный подъем духовных сил, который помог ленинградцам выстоять и победить.
Для тех, кто пережил девятьсот героических и трагических дней, имя Ольги Федоровны Берггольц бесконечно дорого и любимо.Деля с ленинградцами все невзгоды, в нечеловеческих условиях блокады она создавала прекрасные стихи, зовущие к жизни, к борьбе.Ольга Берггольц много работала на радио.Как сестра, как друг и соратник говорила она с земляками, и ее слово находило горячий отклик среди тысяч жителей Ленинграда.
В рядах защитников города на Неве находился и Михаил Александрович Дудин, поэт-воин, прошедший огненными дорогами сражений многие сотни километров.Он был солдатом, разведчиком артиллирийской батареи, сотрудником фронтовой газеты,
Скульптора Веру Васильевну война застала в Москве.Ей предложили уехать в глубокий тыл.Но Исаева отказалась: она должна быть в родном Лениниграде.Ваятельница боролась с захватчиками своими средствами – искусством.Вместе с товарищами лепила большой бпрельеф «Призыв к оружию», создала скульптурную группу «Кровь за кровь!», портреты многих защитникой Ленинграда – красноармейцевЭ матросов, бойцов МПВО, партизан.
У ленинградской писательницы В.К. Кетлинской есть очерк «Скульптор Иаева», паписанный в феврале 1943 года.Вот что в нем говорится:
«Исаева лепила с особым творческим упорством.Разбомбило ее мастерскую.Она перетащила все, что смогла, домой и стала работать дома…От близкого разрыва снаряда вылетели стекла и в без того промерзшей квартире.Исаева забила окна фанерой и сама смастерила из кирпичей «буржуйку».Она очень ослабела от голода…Становилось все труднее лепить…Но, полулежа, при свете коптилки она упорно продолжала работать ежедневно, целыми днями,не позволяя себе никаких послаблений».
До войны В.В. Исаева работала в содружестве со скульптором Робертом Карловичем Тауритом.На время блокады их творческий союз распался.Р.К. Таурит строил аэродромы, воевал под Тихвином, а в 1944 году во главе бригады вел работу в изуродованном фашистами Большом Павловском дворце, чтобы предохранить его от дальнейших разрушений.