Тема: Подвиг Рихарда Зорге.
Исполнила:
ученица 9 «В» класса
школы № 13
Новикова М.
Проверила:
учитель
Ефремова Т.А.
Азов
2002
Вторая мировая война, развязанная фашистскими государствами и длившаяся шесть лет, по своим масштабам, числу участвовавших в ней людей, колоссальным жертвам, понесенным народами, не имела себе равных за всю историю человечества. Её важнейшей составной частью была Великая Отечественная война Советского союза. В дело победы над фашизмом внес свой вклад Герой Советского Союза, выдающийся советский разведчик Рихард Зорге.
Рихард Зорге родился недалеко от города Баку в посёлке Сабунчи. Его отец, Герман Адольф Рихард Курт Зорге, работал техником на нефтяных промыслах в Баку, в Балаханах. Затем, сколотив капитал, он стал владельцем небольшого чугунолитейного и механического завода. Затем он женился на русской девушке Нине Семеновне Кобелевой и поселился в двухэтажном доме в Сабунчах, где 4 октября 1895 года родился Рихард.
Зорге ещё не было и трех лет, когда отец, скопив кругленькую сумму денег, переехал вместе с семьёй в Германию, где зажил спокойной жизнью заурядного преуспевающего немецкого бюргера. Он был ярым националистом прусского образца. Идеалы отца были диаметрально противоположны взглядам двоюродного деда – Фридриха Адольфа Зорге, видного деятеля международного и американского рабочего движения. Жизненный путь Рихарда в немалой степени предопределил пример Фридриха Зорге. Революция в России помогла Рихарду Зорге выбрать нелегкий путь профессионального революционера. В конце 1924 года Рихард Зорге приехал в Москву, где начался новый этап его политической жизни.
Сложность международной обстановки в мире и особенно на Дальнем Востоке, растущую угрозу войны против СССР очень хорошо понимал Рихард Зорге. Изучая развитие международных отношений на Дальнем Востоке, Зорге пришел к выводу: именно там создается наиболее угрожающее положение для его Родины.
Интерес Зорге к Дальнему Востоку, по существу, определил весь его жизненный путь. При встрече с Березиным, он сказал: «Я заболел Дальним Востоком. Пошлите меня в Китай».
Зорге получил задание – поехать в Китай. Для большей безопасности он должен был направиться сначала в Германию. В ноябре 1929 года Зорге приехал во Франкфурт-на-Майне. Там ему удалось получить место специального корреспондента в Китае.
В январе 1930 года Рихард Зорге прибыл в Шанхай. Ему было поручено наладить регулярный сбор информации, в который бы отражались: оценка политического положения в Китае, сфера отношений между Китаем и Советским Союзом, отношение к Китаю со стороны крупнейших капиталистических держав. Однако главной задачей самого Зорге, и вскоре созданной им организации был сбор информации о планах японской военщины не только в отношении Китая, но и СССР. Эта трудная работа в Китае продолжалась Рихардом Зорге до января 1933 года.
Вслед за возникновением очага военной опасности на Дальнем Востоке, в январе 1933 года в Германии к власти пришёл фашизм. Очаг войны запылал в центре Европы. Агрессивные планы японских милитаристов и германских фашистов, направленные в первую очередь против СССР, стали представлять для Советской страны ещё более непосредственную угрозу. Поэтому руководители советской разведки решили перебросить Зорге из Шанхая на разведывательную работу в Токио.
Ранним утром, 6 сентября 1933 года с борта крупного океанского лайнера, пришвартовавшегося в японском порту Иакогама, сошёл элегантно одетый человек, предъявлявший полицейским властям паспорт, выданный немецкому журналисту Рихарду Зорге. С этого момента началась его труднейшая, опаснейшая в условиях жесткой полицейской слежки работа, ставшая выдающимся подвигом.
В октябре 1941 года германское министерство иностранных дел официально признало Зорге лучшим журналистом, «который в настоящее время имеется у нас в Восточной Азии». Благодаря огромной эрудиции, знаниям, прекрасной информированности, Зорге стал советником германского посла Отта и получил доступ к важнейшим документам.
К 1935 году была создана и начала работать в Японии разведывательная группа Рихарда Зорге. В её состав вошли югославский коммунист Бранко Вукелич, японские патриоты Ходзуми Одзаки и Иотоку Мияги, немецкий коммунист Макс Клаузен.
Когда началась Вторая Мировая война, для Зорге и его организации наступил самый ответственный, трудный и плодотворный период, длившийся 24 месяца. Международный события развивались с калейдоскопической быстротой. В своих донесениях в Центр, посланных в мае-июне 1939 года, Зорге сообщил о подготовке Германии к захвату Польши. Он доложил, что Гитлер ставит в качестве первоочередной задачи – разгром Польши, затем Франции и Англии, нападение на СССР планирует осуществить после порабощения Европы.
Информация, посылаемая Зорге в Москву, помогала определению правильного курса во внешней политике СССР и, в частности, в планирование взаимоотношений с Японией и Германией.
Зорге не мог позволить себе даже самую краткую передышку, зная, какую ценность имеет его информация для Родины. Условия для работы группы Зорге становились всё труднее и труднее. Японская контрразведка усиленно разыскивала тайный радиопередатчик. Каждый неосторожный шаг грозил гибелью.
18 ноября 1940 года Зорге, ссылаясь на беседы с человеком, выбравшимся из Германии, сообщил о проводимых фашисткой Германией мерах по подготовке нападения на Советский Союз.
С этого момента основная деятельность группы Рихарда Зорге сосредоточена на выяснении военных планов фашисткой Германии, направленных против СССР, и позиция Японии в отношении готовящейся войны. 28 декабря 1940 года группа Зорге сообщила в Центр: «На германо-советских границах сосредоточено 80 немецких дивизий. Гитлер намерен оккупировать территорию СССР по линии Харьков-Москва-Ленинград…»
17 апреля 1941 года Зорге радирует в Центр, что Германия может начать войну против СССР в самое ближайшее время.
Готовя нападение на СССР, Германия стремилась привлечь на свою сторону Японию, побудить её к развязыванию войны на Дальнем Востоке как против Советского Союза, так и против США и Англии.
В начале мая Зорге послал радиограмму: «Ряд германских представителей возвращаются в Берлин. Они полагают, что война с СССР начнется в начале мая».
На основе новых данных, полученных из немецких источников в Токио, Зорге сообщил в Центр, какие военные силы бросит Германия против СССР.
От глаз Зорге и его группы не ускользнул ни один факт, ни одно свидетельство, которое бы доказывало правоту его выводов о близком нападении фашисткой Германии на СССР. И понимая всю важность своих донесений, он старался представить неопровержимые доказательства.
В мае месяце Токио посетил подполковник Шолль, направлявшийся в Бангкок на пост немецкого военного атташе. Он сообщил о необходимости принятия соответствующих мер, поскольку вот-вот начнется война с СССР. Эта информация тщательно скрывалась, но Зорге все-таки узнал о ней.
В Центр 1 июня полетела радиограмма: «Немецкий В.А.Т. в Бангкоке Шолль заявил, что начало германо-советской войны ожидается 15 июня. Наиболее сильный удар будет нанесён левым флангом германской армии».
В середине июня в Токио прибыл немецкий курьер, доставивший секретную почту для Отта. Зорге немедленно отправил в Центр следующую радиограмму: «Немецкий курьер сообщил, что между СССР и Германией начнётся война в конце июня!»
Советские разведчики, и в первую очередь Рихард Зорге, с честью выполнили свою трудную задачу: они сумели добыть данные о смертельной опасности, нависшей над Родиной. Они выиграли труднейшее сражение с немецко-фашисткой разведкой.
На рассвете 22 июня 1941 года Германия без объявления войны, нарушив договор, вероломно напала на Советский Союз.
С момента нападения Германии на СССР исключительно важное значение приобретала информация о том, вступит или не вступит Япония в войну против Советского Союза, и если вступит, то когда. По существу, это был вопрос о том, придётся ли Советскому Союзу воевать на одном фронте, против Германии и её союзников в Европе, или на втором фронте, на Дальнем Востоке, против Японии. Если Япония в ближайшее время не нападет на Советский Союз – лучшие сибирские дивизии могут быть переброшены с Дальнего Востока на поля сражений Украины, Белоруссии, в Прибалтику. Исходя из этого «все члены группы» собирали всевозможными путями самую подробную информацию о политике Японии в отношении войны.
2 июля 1941 года на секретном заседании Тронного совета, в который входили руководящие политические и военные деятели Японии – члены кабинета руководители армии и флота, была принята программа, которая гласила: «Хотя наши отношения к германо-советской войне определяются духом оси Рим-Берлин-Токио, мы некоторое время не будем вмешиваться в неё…»
Таким образом, на первое время японский кабинет решил занять выжидательную позицию, готовясь выступить против СССР, в случае серьезных успехов фашистской Германии на советско-германском фронте.
Немецкое посольство в Токио «предпринимали, - по словам Зорге, - все более активные политические действия, чтобы принудить Японию вступить в войну против СССР. Зорге удалось узнать, что в Посольство в Токио пришла телеграмма: «Предпримите все, - указывалось в ней, - чтобы побудить японцев как можно быстрее начать войну против России… чем быстрее это произойдёт, тем лучше. Наша цель, как и прежде, пожать руку японцев на транссибирской магистрали ещё до начала зимы».
6 августа координационный комитет, в который входили гражданские и военные, обсудил вопрос о дальнейшей политике Японии и решил: продолжать военную подготовку против СССР, но войны по возможности избегать.