Смекни!
smekni.com

Роль диверсификации производства на предприятиях химической промышленности в современных условиях (стр. 4 из 6)

В 2004 году на заводе появился новый цех по производству катализаторной сетки из платинородиевого сплава по английской технологии "Джонсон Матти" для использования в азотной промышленности. Этот шаг разрушил монополию Екатеринбургского завода по обработке цветных металлов на этом рынке и у завода сразу появились новые клиенты. Производство на "Красцветмете" открывалось пошагово: сначала была установлена машина для плетения сетки, потом сформирован комплекс по производству проволоки из платиновых металлов. В итоге этой осенью на заводе был сформирован полный цикл по производству катализаторных сеток. Тем временем изучался и спрос на эту продукцию. У сеток красноярского производства есть покупатели и их число будет увеличиваться, уверены на "Красцветмете". Доля этого направления уже заняла 2% в общих объемах завода.

Производство технических изделий также является одним из интенсивно развивающихся направлений работы на заводе. Завод активно входит в рынок технических изделий из платиновых металлов. Речь идет о новых рынках высоких технологий, где будут использоваться соединения и продукция металлообработки. Сейчас "Красцветмет" ведет обсуждение с западными партнерами о возможности создания на собственной территории комплекса по производству автомобильных катализаторов, - рассказал директор завода по развитию и внешнеэкономическим связям Дмитрий Шульгин.

Рассматривается несколько вариантов того, где может быть расположено это производство - либо в Восточной Европе, либо в России. Размещение в России более выгодное - в середине континента, близко к производству соединений. В случае положительного решения иностранных партнеров производство можно будет развернуть за полтора года и уже в 2007 году выпустить первую продукцию.

Параллельно на заводе предпринимаются шаги к совершенствованию технологий производства.

Все предприятия подобного профиля в мире отличаются друг от друга техническими особенностями производственного цикла и оборудованием. Сегодня завод является наиболее технологически надежным и экономичным - аффинаж проходит с минимальными потерями, производство экологически чистое. Что касается реконструкции производства, то сейчас завод немного меняет ориентиры. На красноярском заводе аффинажный комплекс был построен на титановом оборудовании, а это довольно дорого. Сегодня "Красцветмет" постепенно переходит на оборудование, созданное с использованием железа, покрытого специальным пластиком, что приведет к значительному снижению затрат на реконструкцию.

Есть у "Красцветмета" и другие проекты, напрямую не касающиеся переработки драгоценных металлов - бурно растущее непрофильное производство кремния. Если за последние годы по профильному ювелирному производству объемы выросли в 11 раз, то по кремнию в 14 раз.

А ведь это предприятие, по которому еще 4-5 лет назад стоял вопрос: ликвидировать или сохранить. Ключевым шагом стало изменение направления развития: с электронных марок кремния - на кремний для солнечных батарей. Монокристаллический кремний "Красцветмета" сейчас используются в проектах по альтернативной энергетике в европейских странах, где каждый дом оснащается локальным солнечным блоком.

Все эти действия по развитию и совершенствованию многопрофильных производств на "Красцветмете" предпринимается для того, чтобы сделать бизнес завода устойчивым. Нужно максимально диверсифицировать производство, но в рамках предприятия по переработке драгоценных металлов, говорят на заводе. В идеале на производственной площадке должны объединиться четыре вида работ: это аффинаж, производство химических соединений драгметаллов, ювелирное производство и производство технических изделий. Очень важно, чтобы их доли в структуре доходности завода были равны. Сейчас же 35-40% приходится на аффинаж, 25% - на ювелирное производство, на производство соединений из драгметаллов и на технические изделия приходится 35%. Если все производства будут развиваться также активно, то равновесие будет достигнуто уже в 2008 году.

Наибольшей проблемой для предприятий драгметальной отрасли становится вступление России в ВТО. Есть риск, что западные компании с их потенциальными мощностями могут просто уничтожить только становящийся на ноги российский рынок. Дабы сохранить свое преимущество перед конкурентами в условиях стремительно меняющегося рынка, "Красцветмет" намерен в ближайшее время увеличить объемы собственной переработки металлов и укрепить свои позиции на мировом рынке в качестве высокотехнологичного широкопрофильного комплекса по всему спектру работ с драгоценными металлами [8].

Ранее КЗЦМ позиционировался на российском и международном рынке только как компания по аффинажу золота. Сейчас сформированы производства химических соединений и катализаторов. Это дало трехкратный рост производства с 2001 года. "Красцветмет" является поставщиком такой продукции на химические, нефтехимические, автомобильные, фармацевтические предприятия в стране и за рубежом. Причем, сам завод в свою очередь является покупателем патентов. Один патент даже был приобретен в Великобритании.

2.3. Диверсификация "Нэфис косметикс"

Казанский производитель бытовой химии, косметики и соусов "Нэфис косметикс" диверсифицирует бизнес. 15 августа компания начнет строительство завода по производству рапсового масла. Участники рынка косметики объясняют экспансию "Нэфиса" на непрофильный рынок стагнацией нижнего ценового сегмента.

"Нэфис косметикс" приступил к строительству казанского маслоэкстракционного завода 15 августа, сообщили в пресс-службе компании. Ранее назывались другие сроки . Перенос начала строительства связан с решением правительства Татарстана оказать поддержку проекту.

"Нэфис косметикс" и Государственный инвестиционно-венчурный фонд Татарстана учредили ОАО "Казанский МЭЗ" с уставным капиталом около 1,14 млрд руб. На долю государства в нем приходится порядка 35% акций, которые будут выкуплены после выхода нового завода на проектную мощность. Стоимость строительства составит 46,7 млн евро.

По словам председателя совета директоров Казанского жирового комбината Дмитрия Самаренкина, новый завод также позволит обеспечить сырьевую независимость жировому бизнесу "Нэфис косметикс".

Сейчас Казанский жировой комбинат вынужден закупать масло-сырец в южных областях России, что снижает рентабельность производства.

Поэтому, по словам Самаренкина, компания пока делает основной упор на производство майонеза. Однако с вводом в действие нового завода КЖК сможет претендовать и на 5-7% рынка растительного масла. "Рапсовое масло - продукт будущего. В Европе его потребление выше, чем подсолнечного, а в мире рапса выращивают в полтора раза больше, чем подсолнечника,- поясняет Самаренкин.- В небольших количествах мы выпускаем рапсовое масло уже сейчас под маркой "Волшебная семечка".

Участники косметического рынка называют решение "Нефис косметикс" выйти в непрофильный рынок логичным. Выход косметического игрока на другой рынок обусловлен тем, что нижнеценовой сегмент, основной для отечественных игроков, либо не меняется, либо сокращается. А выходить в средний и высший сегменты сложно, там много транснациональных компаний, конкурировать с их бюджетами практически нереально.

Предполагаемый оборот завода составит 2,5 млрд руб. в год, там будет производиться 125 тыс. тонн нерафинированного рапсового масла. По оценке владельца "Балтиморхолдинга" Алексея Антипова, если компания действительно выпустит заявленные объемы, она займет 5% российского рынка растительного масла.

Однако на раскрутку брэнда по подсчетам специалистов, потребуется около 10 миллионов долларов.

Участники рынка продуктов питания называют проект перспективным. По словам директора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, это перспективное направление, производство рапсового масла хорошо развито в Германии, Скандинавии, Франции. На российском рынке его доля пока невелика, но в этом сезоне многие маслоэкстракционные заводы начали загрузку именно с рапса.

С ним соглашается пресс-секретарь холдинга "Солнечные продукты" Наталья Полухина. "По данным Росстата, доля рапсового масла не превышает 0,2% рынка растительного масла в России, но этот рынок очень интересен. Рапсовое масло дешевле подсолнечного на 2 тыс руб за тонну",- говорит Полухина.

Алексей Антипов настроен не так оптимистично. "Возможно, через пять-десять лет рапс и станет доминирующей культурой, но чаще нишу подсолнечного масла занимает соевое, как, например, в США",- считает Антипов.

Также на МЭЗе будет производиться рапсовый шрот, на основе которого в компании планируют делать 1,5 млн тонн дешевых высокобелковых комбикормов в год. "Рапс хорошо подходит для корма крупного рогатого скота, а для свиней и птицы лучший комбикорм получается из соевого шрота - рапсовый шрот содержит вредные для них вещества",- говорит PR-директор "Черкизовского" Дмитрий Зубков.


Заключение

Диверсификация производства определяется как изменение производственной составляющей объекта управления в целях производства продукта, направленного на удовлетворение потребительской потребности, отличной от той, на удовлетворение которой направлен уже выпускаемый продукт.