Смекни!
smekni.com

Роль финансово-промышленных групп в формировании рыночной экономики (стр. 2 из 4)

В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.

Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.

В акционерных обществах финансовые резервы формируются в законодательном порядке из чистой прибыли. У других хозяйствующих субъектов их образование регламентировано учредительными документами.

Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных законом или учредительным договором группы:

- выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;

- ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы

- готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы

- выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции.

2.1 ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП

Сегодня идея транснациональных финансово-промышленных групп все больше овладевает промышленниками и руководителями стран СНГ, которые рассматривают их как единственное средство восстановления единого экономического пространства, рационального использования всего созданного совместными усилиями, да и, наконец, как средство совместного выживания.

Несмотря на расхождения в национальных законодательных системах и разные уровни экономик и несмотря на различия политических ориентиров, интеграционные ресурсы сохраняются, имеются возможности для их наращивания.

Формирование межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп в странах Содружества является необходимым способом предотвращения захвата корпораций иностранным капиталом.

С декабря 1994 года было заключено около 50 контрактов на управление с отечественными и иностранными компаниями. Масштабы передачи казахстанских предприятий в иностранное управление поражали даже зарубежных экспертов. Под иностранным управлением оказались целые отрасли (вся химическая промышленность, вся черная и цветная металлургия). В основном это были предприятия базовых отраслей экономики.

Несомненно, крупнейшим источником частного накопления стал экспорт нефти, газа, металлов, других сырьевых продуктов. Отсутствие должного государственного контроля за законностью в сфере экономики, контроля за государственным управленческим аппаратом открыло широкие каналы для легальной и нелегальной перекачки государственных средств в частный сектор.

Чиновники, как в центральных, так и в региональных органах власти полностью использовали свои немалые возможности в неконтролируемом процессе. Таким образом, государственная финансовая поддержка нарождающегося частного предпринимательства была довольно значительной.

Ведущими группами интересов в Казахстане являются наиболее ресурсоемкие группы, которые уже сама необходимость сохранения и приращения ресурсов, а также управления ими заставляет объединяться, разрабатывать корпоративную идеологию и добиваться политического прикрытия и статуса в структурной власти.

Следует выделить такие крупные бизнес-структуры, действовавшие на рынке Казахстана: КРАМДС (структура и аппарат которого формируются в 1988 г., довольно продолжительное время получавшая всевозможные льготы от правительства); в начале 90-х годов возникла корпорация "Алтын Алма", которая занималась всевозможной оптово-розничной торговлей, а также организацией культурного досуга в г. Алма-Ате; фирма "Акцепт" сложилась в 1994 г., куда вошли спиртоводочные заводы; в 1995 г. возникает "Сахарный центр", занимающийся производством и торговлей сахаром.

Крупными фигурами отечественного бизнеса были Булат Абилов - президент фирмы "Бутя", Козыкорпеш Есенберлин - сын классика казахской советской литературы - президент компании "Алемсистем", Мухтар Аблязов, Еркин Калиев, Нурлан Каппаров, потом к ним прибавился и целый ряд других лиц.

Начало формирования нового социального слоя и укрепление осознания предпринимателями собственных интересов постепенно подводили их к необходимости объединения для координации экономических и политических действий на корпоративной основе. Кроме того, мотивом, способствовавшим формированию союзов и ассоциаций промышленников, было опасение реставрации старого порядка. Поэтому формирование лоббистских структур происходило по признаку форм собственности скорее по политическим, чем экономическим причинам.

Исходя из этого, экономическая элита создает свое политическое движение "Новое поколение", в состав которого вошли известные в стране предприниматели. Однако это попытка закончилась ничем, причинами чего послужили некоторая разобщенность участников движения, негативная бурная акция на его создание со стороны старшего поколения научно-творческой элиты, неприятие со стороны консервативно настроенной части правящей элиты и просто элементарная нехватка времени у членов движения на занятие политической деятельностью.

Следующим фактором, поспособствовавшим становлению бизнес-элиты республики, явились представители банковской сферы. Развитие банковского сектора Казахстана можно датировать 1994 - 2000 гг.

К концу 1994 года в Казахстане насчитывалось 184 банка, что было избыточно для обслуживания экономики. Основным методом конкурентной борьбы становится "тарифная война" - предложение более дешевых услуг, чем у конкурентов. Тогда же активизируется регулирование банковского сектора. В результате число банков стремительно сокращается.

За шесть лет число банков уменьшилось в четыре раза. Выделяются три достаточно универсальных банка, захвативших 60% рынка - "Народный сберегательный банк", который в настоящее время "поглотил" другой крупный субъект банковской сферы - "Казкоммерцбанк", "ТуранАлембанк". Они являются системообразующими. Эти два банка + 9 банков входят в категорию крупных банков страны - удерживают 80-90% рынка. 35 банков - 10-20% рынка. 18 банков (38% всех банков) имеют участие иностранного капитала.

Одним из крупных банков является "Казкоммерцбанк", который был создан в 1991 году как "Медеу-банк" при активном участии молодого казахстанского бизнеса ("Акцепт", "Бутя", "Астана-Холдинг" и т.д.). Первым заместителем председателя правления, а с 1993 г. председателем правления стал Нуржан Субханбердин, сын известного писателя С.Субханбердина. Банк изначально специализировался на предоставлении особых услуг крупным корпоративным клиентам. Представителем банка в государственных структурах стал заместитель председателя Сауат Мынбаев, назначенный в январе 1995 г. министром финансов. В том же году банк расширился благодаря объединению с "Астаной-Холдинг-банком".

В 1995 г. был создан "Алматинский торгово-финансовый банк", в том же году на банковском рынке Казахстана появился "Евразийский банк", где производились финансовые операции предприятия КРАМДСа. Банк "ТуранАлем" возник в результате объединения в 1997 г. "Алембанка" и "Туранбанка".

Однако укрепление групп новой экономики при общем ослаблении старых экономических и неразвитости новых политических групп предопределяет прямую зависимость формирующегося "нового политического класса" от групп новой экономики. Государственная политика того времени была направлена на сохранение этого баланса и достижение синтеза производственных и финансовых активов.

Административно-экономическим полем институционального закрепления доминантного положения новых экономических групп стали ключевые финансовые ведомства. Введение представителей финансовых групп в состав кабинета министров, равно, как и интеграция высших чиновников в эти группы позволили обеспечить различные государственные преференции банкам и компаниям. Новый политический класс, составной частью которого являются ответственные чиновники исполнительной власти, все больше манипулируют новыми экономическими группами.

Поэтому основной предпосылкой трансформации советского административно-политического режима явилась возможность непрерывной конвертации власти в собственность и собственности во власть ограниченным кругом лиц. Административно-политическим полем закрепления финансовыми группами своих позиций в обществе и государстве стали кадровые назначения на высшие государственные посты с учетом, прежде всего, "пожеланий" основных групп интересов плюс изменение самой структуры исполнительной власти в пользу финансовых приватизационных ведомств.

Тем самым наиболее значимая часть взаимоотношений бизнеса с государством переместилась в узкое социальное пространство, свободное от институциональных ограничений. Главными субъектами взаимодействия стали элиты, в которых центральное место заняли неформальные связи на высшем уровне.

Первый опыт вхождения бизнес-элиты во власть не для всех был удачным. Некоторым из них не удалось прочно закрепиться, основной конфликт возник как между новой молодой бизнес-когортой и старой политической элитой (последние считали для занятия тех или иных должностей необходимо пройти все ступени властной иерархии) так и между складывающимися группами интересов. К ним относятся такие лица, как Еркен Калиев, Мухтар Аблязов и др.