Таким образом, для того чтобы противодействие легализации преступных доходов имело комплексный характер и представляло собой систему необходимых единых норм и стандартов деятельности, единые цели и приоритеты; и, самое главное, наличие взаимоувязанных: законодательной базы, обеспечивающей четкое обозначение рамок деятельности, разделение полномочий каждого звена системы; единой экономической политики в данной области и целостной правоохранительной политики обеспечения экономической безопасности. В противном случае, неизбежны такие явления, как дублирование функций, нерациональное использование ресурсов, и как следствие этого – отсутствие результата.
Эффективность государственной политики в любой сфере зависит от уровня ее поддержки общественностью. По своему статусу общественные организации не представляют государственной или другой власти, принципиально лишены элемента принуждения в своей деятельности. Поэтому их возможности во многих сферах, особенно в сфере борьбы с отмыванием денег, существенно ограничены. Главными субъектами борьбы с отмыванием денег остается государство и международные организации. Тем не менее, недооценивать роль общественных организаций в этом процессе будет ошибкой. В рамках определенных полномочий они могут и обязаны развернуть свою деятельность в нескольких направлениях. Во-первых, это разработка научных подходов к противодействию отмыванию «грязных» денег и оценки их результатов. Особо, следует сосредоточить свою деятельность на таком средстве борьбы с преступностью, как криминологическое прогнозирование. Оно предусматривает систематическое получение информации о будущем состоянии криминологической ситуации на основе научных методов и процедур. Такая информация была бы особенно полезной для работы правоохранительных органов, которые, к сожалению, не всегда могут выполнять в полном объеме деятельность, необходимую для ее получения. Общественные организации, используя свой интеллектуальный потенциал и международные связи, должны внести свой вклад в эту работу.
Кроме того, общественные организации могут на научной основе разрабатывать комплексы организационных и практических мероприятий по усовершенствованию деятельности специализированных органов по борьбе с экономической преступностью. Особым вкладом общественных формирований в борьбу с отмыванием средств была бы и разработка изменений и дополнений к законодательству, которые бы устранили «пробелы» в нем, и дающие возможность преступным группам отмывать «грязные» деньги.
Во-вторых, общественные организации могут развивать международное сотрудничество с правоохранительными и общественными организациями для разработки общих путей противодействия отмыванию денег. Тесные связи с иностранными сообществами – источник получения информации о состоянии борьбы с легализацией капиталов в других странах и позитивного опыта.
В-третьих, общественные организации могут выполнять свою основную функцию – общественного контроля за деятельностью государственных и правоохранительных органов, особенно что касается борьбы с отмыванием «грязных» денег. Но не только. Коррупция и теневая деятельность наибольших объемов достигают на высоких ступенях государственной иерархии. Поэтому строгий общественный контроль за правительством должен быть необходимым условием функционирования страны. Право каждого человека – требовать полной открытости действий правительства, которому он доверил свою жизнь, здоровье, благосостояние.
И,наконец, общественным организациям целиком под силу воздействовать на причину появления «грязных» денег – уровень преступности и социального поведения в обществе. Они в силах помочь тем, кто при определенных обстоятельствах мог бы стать жертвой или исполнителем преступления.
Однако эффективная деятельность общественных организаций, в том числе в направлении данного невозможна без определенного уровня сотрудничества с государственными органами. Поэтому существует особая необходимость создания действенных механизмов и институтов взаимодействия общественности и государственных органов. Таким механизмом могло бы стать распространение практики создания общественных советов из представителей профильных общественных организаций при органах государственной власти с предоставлением им права совещательного голоса.
Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг. Это предполагает существенное развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора.
Банк России продолжит работу по повышению требований к владельцам и руководителям кредитных организаций, включая:
- обеспечение прозрачности структуры собственности кредитных организаций путем законодательного установления требований к представлению сведений о себе и своей деятельности, в том числе сведений о финансовом положении и деловой репутации, лицами (группами лиц), имеющими возможность оказывать существенное влияние на принятие решений органами управления кредитной организации (реальными владельцами);
- принятие поправок в законодательство Российской Федерации, уточняющих (с учетом международного опыта) критерии деловой репутации членов совета директоров, а также предоставляющих Банку России право устанавливать критерии оценки деловой репутации лиц, занимающих руководящие должности в кредитных организациях.
Банковский надзор предусматривает развитие содержательных (риск-ориентированных) подходов, включающих в себя оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования исходя прежде всего из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций (профессиональное суждение). Решение этой задачи предполагает:
продолжение работы, направленной на повышение качественных параметров банковского капитала, корректировка капитала, сформированного с использованием схем фиктивной капитализации, и предотвращение использования таких схем;
завершение работы по созданию системы раннего реагирования (системы предупреждения проблем), основой которой является разработка модели развития ситуации в кредитной организации, и внедрение этой системы в практику надзора;
совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, включая анализ рисков, возникающих у кредитных организаций в рамках взаимоотношений с юридическими и физическими лицами, в том числе с некредитными организациями — участниками банковских групп и банковских холдингов.
Важной предпосылкой организации банковского надзора на консолидированной основе является надлежащая осведомленность органа банковского надзора об организационной структуре банковской группы (банковского холдинга). В связи с этим будут расширены полномочия Банка России по получению от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов, а также их владельцев, включая юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, исчерпывающей информации, позволяющей составить полное представление об организации банковских групп и банковских холдингов.
Решение этой задачи предполагает:
внесение изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", расширяющих понятия "банковская группа" и "банковский холдинг", критерии существенного влияния, оказываемого юридическими и физическими лицами на деятельность дочерних и зависимых организаций, а также в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части закрепления на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению обязательных для банковских холдингов правил составления, представления и опубликования консолидированной отчетности;
развитие законодательства в банковской сфере путем установления требований к организации деятельности кредитных организаций, в том числе к порядку утверждения и составу документов, определяющих коммерческую политику, а также условий дополнительного контроля за рисками, возникающими при кредитовании связанных с банком лиц, в частности обязательного одобрения этих сделок советом директоров кредитной организации, недопустимости льготного кредитования связанных лиц и др.;
предоставление Банку России законодательно закрепленного права оценивать деятельность кредитных организаций и принимать в отношении их решения надзорного характера на основе профессиональной оценки качества их активов, размера обязательств и собственных средств (капитала), качества корпоративного управления, в том числе внутрибанковских систем управления и контроля за рисками, а также прозрачности структуры собственности;