[23] САНКЮЛОТЫ, термин времен Великой французской революции. Аристократы называли санкюлотами представителей городской бедноты. В годы якобинской диктатуры санкюлоты — самоназвание революционеров.
[24] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.38. С.195.
[25] БАРНАВ Антуан (1761-93), французский социолог, один из руководителей фельянов. Утверждал, что общественный прогресс зависит от географической среды: вызываемые ею хозяйственные изменения приводят к перераспределению богатств и власти. Казнен в период якобинской диктатуры.
[26] "Исторические этюды о французской революции" М. ИВИ РАН 1998.
[27] «История жирондистов» - А. Ламартин. в 4 т. СПб., 1902-1906.
[28] БРИССО Жак Пьер (1754-93), деятель Французской революции кон. 18 в., лидер жирондистов. В Конвенте с 1792 возглавлял борьбу против якобинцев. По приговору Революционного трибунала казнен.
[29] Захер Я. М. Робеспьер. М., 1925.
[30] ВОЛЮНТАРИЗМ, Деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.
[31] Собуль А. «Первая Республика». М., 1974.
[32] Смирнов В. П. «К вопросу об оценке якобинской диктатуры». М., 1989.
[33] Ф. Фюре. Постижение Французской революции. СПб., 1998.
[34] «The terror before terror? Conditions of possibility, logic of realization // The French revolution and the creation of modern political culture» - Oxford, 1994. p. 10.
[35] МИРАБО Оноре Габриель Рикети (1749-91), граф де, деятель Великой французской революции. Был избран депутатом в Генеральные штаты в 1789 от 3-го сословия. Приобрел популярность обличениями абсолютизма. По мере развития революции Мирабо, сторонник конституционной монархии, стал лидером крупной буржуазии. С 1790 тайный агент королевского двора.
[36] БАРНАВ Антуан (1761-93), французский социолог, один из руководителей фельянов. Утверждал, что общественный прогресс зависит от географической среды: вызываемые ею хозяйственные изменения приводят к перераспределению богатств и власти. Казнен в период якобинской диктатуры.
[37] Во времена якобинской диктатуры, эти слов стали почти заклинанием. При виде Марата люди повторяли их вновь и вновь.
[38] Тарле Е. В. «Революционный трибунал в эпоху Великой французской революции»., 1918.
[39] Воистину, нет предела народной любви к Марату. Воистину он был Другом народа.
[40] Тарле Е.В. «Сочинения» т. VI. М.: Изд-во АН СССР. 1959. с. 263-290.