Смекни!
smekni.com

Политические и правовые учения Томаса Гоббса (стр. 4 из 10)

Гоббса многие его противники обвиняли в атеизме. Гоббс старался до­казать, что обвинение это необоснованно. Но если было бы неверно считать Гоббса явным атеистом, проповедующим безбожие, то с полным правом можно утверждать, что его учение ведет к атеизму и что поэтому его ненавист­ники имели полное основание рассматривать его философию, как атеисти­ческую.

В чем видит Гоббс корни религии? Корни религии, по мнению Гобб­са, лежат в страхе человека за свое будущее, страх будущего побуждает людей искать причины вещей и явлений ибо "знание их позволяет людям устроить настоящее лучше и так, и так чтобы оно больше служило им на пользу." Отсюда ведут две дороги: одна ведет к признанию существования высшей силы, называемой нами богом; другая к созданию в воображении множества богов, которые должны нам не только объяснять причину предме­тов и явлений мира, но и помогать получить нам необходимые предметы, если они нам полезны, и избегать их, если они могут принести нам вред. Доискиваясь в причину вещей люди приходят к заключению, что должна существовать последняя причина ,которая сама по себе причину не име­ет. Эту последнюю причину люди называют богом. Но эта мысль о причине есть лишь абстрактное умственное заключение, никакого представления об этой последней причине люди иметь не могут.

В большинстве случаев незнание природы вещей и явлений заставляет людей полагать, что эти явления вызваны кокой-то неведомой ,таинствен­ной силой. Так как явления причиняют людям удовольствие или страда­ние, то ясно, что они хотят знать что за сила ,которая всесторонне вли­яет на их жизнь, и они поэтому выдумывают всевозможные таинственные си­лы, от которых они зависят. А "этот страх перед невидимыми и необъясни­мыми вещами является естественным семенем того, что мы называем религи­ей."

Боги, говорит Гоббс, - суть не что иное, как творение нашего вооб­ражения, и нет вещи имеющей название, которая не была бы рассматриваема людьми как бог или черт." Основные идеи Гоббса вкратце можно резюмиро­вать следующим образом. Страх перед будущим - корень религии. Невежест­во, то есть незнание причин явления, и склонность видеть повсюду таин­ственные силы и неведомых духов - основная причина религиозных верова­ний и религиозного культа. Сознательный обман и закрепления невежества среди народов, как лучший способ держать их в повиновении - к этому сводится всякая деятельность служителей религии[18].

Такие взгляды на религию прямо ведут к атеизму, и как бы Гоббс не подчеркивал, что речь идет только исключительно о языческих религиях, а не о религиях откровения, для всех очевидно, что речь у него идет о всех религиях. Можно смело сказать, что Гоббс вплотную подходит к пони­манию религии и религиозных культов того времени, как к орудию для подчинения[19].

Мы уже видели, что Гоббс считает, что церковь в любом случае должна подчиняться государственной власти. Религия - не как вера ,а как веро­исповедание - тоже всецело зависит от государства. Согласно Гоббсу ре­лигия - это суеверие, признанное государством. Притязание церкви дикто­вать свою волю государству Гоббс считает вредным, ведущим к анархии и возвращению общества в первоначальное состояние войны против всех.

Некоторые элементы учения Гоббса о естественном праве оказали зна­чительное влияние также на развитие экономической мысли, которая нахо­дила свое развитие в Англии тех времен. В первую очередь это относится к учению Гоббса о "войне против всех". Экономическим вопросам, в тесном понимании этого слова, Гоббс в своих трудах уделил сравнительно мало внимания. Он их коснулся поскольку постольку они были связаны с его общей политической теорией. Но они, однако, заслуживают всеобъемлющего осмысления и анализа, как и любые другие аспекты философской теории Гоббса. Экономические мысли Гоббса, в основном, изложены в его произведе­нии "Левиафан".

Его экономические взгляды и высказывания касаются главным образом вопросов стоимости и денег - две центральные проблемы, философские проблемы привлекавшие к себе внимание большинства ранних экономистов. Я постараюсь привести наиболее характерные высказывания Томаса Гоббса, написанные им в своем Левиафане:

"Что касается изобилия веществ, - пишет Гоббс, - то природа ограни­чивает их продуктами, которые бог обыкновенно либо дарует человечеству безвозмездно, или продают за труд. Для получения их человеку требуется только труд и прилежание, поскольку изобилие вещей и товаров зависит кроме милости божьей еще от труда и прилежания людей."

В своей книге "О гражданине" Гоббс пишет: "Для обогащения граждан необходимы две вещи: труд и бережливость. Полезна также третья вещь, а именно, естественные произведения земли и моря. Четвертый источник - война, которая подчас увеличивает богатство граждан, но чаще война толь­ко уменьшает его. Необходимы только первые две вещи ибо даже государс­тва, не имеющие посевной площади, могут обогатиться за счет одних только хорошо развитых торговли и промысла."[20]

"Стоимость или ценность человека, так же как и всех других вещей­ пишет Гоббс, - есть его цена, то есть она составляет столько, сколько выгоды и полезного результата может бать получено в результате пользо­вания его силой или его интеллектуальными способностями, и потому она не имеет абсолютного характера, и не зависит от потребностей и сужде­ния других лиц. Труд человека есть товар, который, как и всякая другая вещь, может быть обмениваем на вознаграждения, и существовали госу­дарства, которые, обладая территорией в размере только необходимой для поселения, не только сохраняли тем не мнение свои силы, но и увеличива­ли их частью посредством труда, затрачиваемого на торговлю между раз­ными регионами, частью способом продажи мануфактурных изделий из мате­риалов привезенных из других областей". В этих изречениях Томаса Гоббса мы видим трудовой теории стоимости, которая получила свое первое выра­жение у ученика Гоббса - не менее известного философа Тьерри. Чрезвычай­но интересны высказывания философа в его произведении "Бегемот".

Оно построено в форме диалога между двумя собеседниками, обсуждаю­щими причины гражданской войны и другой смуты, возникающей в государс­тве,: "В случае возникновения мятежей под предлогом стеснения, - гово­рит первый собеседник, - большие столицы оказываются необходимым обра­зом на стороне мятежников; ибо притеснения обычно вызываются налогами, а горожане ,то есть купцы, занятые по профессии добыванием частной прибыли, по природе являются прирожденными врагами налогов, так как вся их гордость заключается в том, чтобы безгранично обогащаться пос­редством искусства покупки и продажи"[21].

- "Но ведь говорят, что из всех профессий - это наиболее полезная для общества, так как купцы дают работу бедным людям.

- “Это значит”, - отвечает первый собеседник, - “что они заставляют бедных людей прода­вать им свой труд по цене, которая устанавливается ими же, купцами, так что обычно эти бедные люди могли бы получать лучшее содержание при помощи работы в работном доме в Браднеймле, чем посредством пряде­ния, ткачества и других подобных работ, выполняемых ими, единственное, чем они могут себе немного помочь, это своей небрежной работой, к сты­ду для наших мануфактур"[22]. Мы привели лишь некоторые наиболее важные ас­пекты из экономической теории Гоббса, заслуживающие достоверной оценки на сегодняшний день.

Глава 2. Что есть государство? Его сущность и механизм.

1.Почему возникает государство?

1.1.Естественное состояние и естественные законы.

Итак, первый вопрос, который логично было бы рассмотреть, можно сформулировать следующим образом — Как возникает государство? Каковы причины его возникновения?

Томас Гоббс отвечает на данный вопрос следующим образом. В силу своих естественных качеств, каждый человек стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. В отсутствии государства нет никаких правил, которые ограничивали бы индивида, и каждый человек без ограничения имеет право на все, что неизбежно влечет такое состояние, которое Гоббс называет «война всех против всех». Ведь, если каждый человек имеет право на все, а изобилие вокруг нас ограничено, то права одного человека неизбежно столкнутся с такими же правами другого. Возникают насилие и притеснение одних другими — это, и есть «война всех против всех». Каждый стремится уничтожить другого, чтобы очистить место для себя. В этом состоянии homo homini lupus est — человек человеку волк. В этом состоянии преобладают:

· эгоизм;

· жажда власти и наживы;

· вражда по отношению друг к другу.

Гоббс готов сколько угодно спорить с теми, кто утверждает, что люди —существа общественные и изначально могут жить в мире друг с другом, как, например, муравьи и пчелы, прекрасно обходящиеся без государства. Дело в том, что:

1. Люди беспрерывно соперничают между собой, добиваясь чинов и почета, следовательно, возникает зависть и ненависть;

2. У животных (муравьев, пчел) общее благо совпадает с благом каждого индивидуума. Человеку же, самоуслаждение которого состоит в сравнении себя с другими, может приходиться по вкусу лишь то, что возвышает его над остальными;

3. Не обладая разумом, эти существа не видят и не думают, об ошибках в управлении их общими делами, а среди людей имеются многие, которые считают себя более мудрыми и стремятся реформировать общественный строй, внося тем самым в государство расстройство и гражданскую войну;

4. И, наконец, согласие этих существ обусловлено природой, а людей — соглашением. Следовательно, чтобы сделать это соглашение постоянным и длительным, необходима общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их к общему благу.