Роль абсолютистского государства в накоплении капитала нарождавшейся буржуазии в России была даже большей, чем в странах Западной Европы; с самого начала своей истории русская буржуазия была тесно связана с самодержавием. Однако широкое использование накопленных средств в качестве промышленного капитала тормозилось системой личной крепостной зависимости. Процесс формирования армии наёмных рабочих мог завершиться лишь после ликвидации отношений личной зависимости. Поэтому особенно важную роль в развитии первоначального накопления капитала в России сыграла отмена крепостного права и экспроприация крестьян в ходе осуществления крестьянской реформы 1861. «Это,— по словам В. И. Ленина,— первое массовое насилие над крестьянством в интересах рождающегося капитализма в земледелии. Это — помещичья «чистка земель» для капитализма»[2] Реформа 1861 вызвала к жизни ещё один рычаг экспроприации крестьянства и источник мобилизации капиталов — выкупные операции. В последующий период процесс первоначального накопления капитала резко ускорился, вместе с тем всё более важную роль приобретало капиталистическое накопление, предполагавшее воспроизводство буржуазных производственных отношений.
Особенности первоначального накопления капитала в России:
1. Господство феодальной собственности на землю.
2. Большая роль внутренней торговли, государственных премий и субсидий.
3. Неравномерность и незавершенность процесса.
4. Сохранение крепостного права.
5. Одновременное появление мануфактур.
Процесс первоначального капитала в России был связан с деятельностью прежде всего купечества на внутреннем и внешнем рынках. Источники купеческих прибылей были весьма разнообразны: спекуляция и кредитное дело; неэквивалентный обмен (купцы широко использовали колебания цен во времени и в пространстве); ростовщические операции; казенные поставки и винные откупа.
Важную роль сыграли и колониальные источники получения прибыли, подкрепленные правами торговой и промышленной монополии и протекционизма. Можно сослаться в этом отношении на пример монополии Персидской компании на поставку шелка в Россию, установленной в конце 50-х гг. XVIII в. Уже в 1760 г. в Москве наблюдалось повышение цен на шелк-сырец, т. к. компания временно прекратила его доставку, а другим купцам было запрещено участвовать в столь прибыльном деле.
Особое значение для развития первоначального накопления капитала в стране имело зарождение крестьянской буржуазии.
Факторы, способствующие развитию крестьянской буржуазии в России:
-существование относительно свободных государственных крестьян, сыгравших роль, подобную английским фригольдерам;
-сохранение и расширение оброков и их коммутация;
-расширение кустарных промыслов крестьян в городах;
-отсутствие в городах полностью монополизированного производства и торговли;
-широкие масштабы земледельческой колонизации;
-общие сдвиги в экономике России XVII-XVIII вв. (формирование всероссийского рынка, развитие транзитной торговли, появление мануфактур и т.д.).
Отличным от западной модели было и участие государства в рассматриваемом процессе. Так, система государственных долгов, ставшая одним из источников первоначального накопления капитала в Голландии и Англии, в России заняла более скромное место. Определялось это тем, что русский абсолютизм ориентировался больше на прямые налоги и откупа, а сама экономика продолжала носить натуральный характер. Вместе с тем более значимой оказалась земельная политика государства, широко использовавшего аграрные резервы страны, неведомые Западной Европе. Поощрительные мероприятия абсолютизма, связанные с раздачей земель и дарового труда крепостных, ускорили мобилизацию капитала и рабочей силы на политической основе.
В механизме первоначального накопления капитала выделяют перераспределительную и сберегательную составляющие. Первоначальное накопление обычно осуществлялось за счет резкого перераспределения богатства в обществе. Сравнительно небольшая часть населения, сумевшая вовремя приспособиться к условиям капиталистической экономики, быстро обогащалась, тогда как основная его масса, пытавшаяся сохранить традиционные формы экономического поведения, беднела. Именно этот, бесспорно, реально существующий механизм первоначального накопления капитала особенно активно подчеркивает марксизм. Акцент делается на насильственных и мошеннических методах сколачивания капитала: насильственном сгоне крестьян с земель (знаменитое огораживание в Англии), работорговле, пиратстве, ростовщичестве (кулак-мироед в русской деревне), операциях с государственными долговыми обязательствами и т.д. «Новорожденный капитал источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят», — эмоционально писал К. Маркс[3].
Сберегательный механизм первоначального накопления (марксизмом фактически отрицаемый) связан с переориентацией структуры использования личного дохода с потребления на сбережение. Oтец - основатель собственного дела, изнуряющий себя непосильным трудом ради увеличения дохода и ведущий при этом скромный, чуть ли не монашеский образ жизни, чтобы сберечь для бизнеса каждую копейку, — такова ключевая фигура, сыгравшая огромную роль в формировании многих институтов современной рыночной экономики.
В наши дни подобную психологию можно наблюдать у мелких российских предпринимателей, вроде бы являющихся по отечественным меркам сравнительно богатыми людьми (стоимость активов фирмы 100-200 тыс. долл.), но практически не имеющих возможности тратить деньги на себя: все средства приходится раз за разом вкладывать в укрепление бизнеса. И такая позиция приносит свои плоды. Благополучие фирмы ценой неимоверных усилий удается сохранять даже в нынешнем неблагоприятном экономическом климате
2.2. Приватизация как этап первоначального накопления капитала.
Приватизация государственной социалистической собственности - это процесс передачи (на возмездной или безвозмездной основе) ресурсов и предприятий, принадлежащих государству или местным органам власти частным лицам или их группам, организованным в разных юридических формах для совместного хозяйствования (товарищества и общества).
Можно выделить ряд коренных и общих для двух с половиной десятков стран черт приватизации государственной собственности.
· Прежде всего, общим является стихийный этап приватизации, называемой стихийной (спонтанной) приватизацией государственных социалистических предприятий.
· Затем достаточно четко выделяются два этапа и формы организованной и узаконенной приватизации: почти во всех постсоциалистических странах сначала проводилась ваучерная (чековая) приватизация, срок которой составляет 3-5 лет.
· После этого наступила пора и этап денежной приватизации, которая продолжается неопределенно долго.
Стихийная приватизация не имеет четких начальных границ. Это был сначала медленный процесс, начавшийся еще в недрах социализма и выступавший в разных странах как процесс совершенствования именно социалистических производственных отношений. Однако фактически первой приватизацией государственной социалистической собственности как особой формы и стадии первоначального накопления капитала была нелегальная деятельность «цеховиков».
Это были «социалистические» предприниматели, осуществлявшие свою деятельность в недрах социализма на средствах производства и с использованием ресурсов социалистических по форме предприятий с целью извлечения частной прибыли. Естественно, это была полностью нелегальная, противозаконная деятельность, преследовавшаяся органами правопорядка. Существуют только экспертные оценки масштабов такой деятельности. Можно сослаться лишь на одну официальную оценку Госкомстата России масштабов доходов, полученных за счет различного рода несоциалистической деятельности. По этой оценке, уже в 1980 г. 1/16 часть всех доходов населения СССР была предпринимательским, то есть нетрудовым, доходом.
Ваучерная приватизация стала первоначальной и распространенной формой приватизации государственной собственности в бывших социалистических странах по нескольким причинам. Она проводилась от имени народа и в интересах народа - так официально заявлялось новой властью. Такая форма приватизации выглядит вполне справедливым способом отделения непосредственного производителя, работника от ранее общей (представлявшейся всенародной) государственной собственности. Это отделение выглядит именно как добровольное и справедливое разделение (дележка) накопленных ранее трудом всего народа средств производства между всеми гражданами страны. Задача этой акции заключалась более всего в том, чтобы обеспечить социальную поддержку преобразований широкими массами населения, создать видимость равного участия всех граждан в дележе созданной ранее трудом всех государственной собственности, тем самым политически и социально нейтрализовать большую часть населения страны.
Фактически народ был поставлен перед выбором: брать свой ваучер (пай) и попробовать получить хоть что-то или отказаться от ваучера и не получить вообще ничего. Потом, после получения ваучера, появился другой выбор: что делать с ваучером, как наиболее эффективно его использовать. Вот здесь, на этой стадии преобразований, кроме принципиальной недостижимости социальной справедливости самой приватизации, следует различать природу дележки государственной собственности и фактически, реально использованные способы этой дележки.
В разных странах, где проводилась ваучерная приватизация, возможности выгодного использования ваучеров оказались весьма не совпадающими. Наиболее цивилизованной, поэтому и наиболее эффективной технология ваучерной приватизации оказалась в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше. В этих странах относительная эффективность ваучерной приватизации обеспечивалась рядом решений: ваучеры были именными, их можно было использовать только целевым образом - на приобретение акций приватизируемых предприятий, оценка инвестиционной привлекательности приватизируемых предприятий была гласной и направленной на сохранение эффективной деятельности этих предприятий, а также рядом других мер.
Результатом такой приватизации оказалось значительное реальное наполнение стоимости ваучеров, их большее соответствие провозглашенной функции ваучерной приватизации - разделению в частную собственность значительной части общегосударственной собственности. В России же ваучер благодаря «техническим особенностям» проведения этого этапа приватизации оказался обесцененным - его стоимость во многих случаях оказалась весьма ничтожной.