Смекни!
smekni.com

Рынок труда (стр. 5 из 8)

По мнению экспертов, подтверждающемуся статистической информацией, в мире начинают преобладать тенденции вытеснения потоков низкоквалифицированных работников высококвалифицированными. Однако не стоит забывать, что в странах Европы целые отрасли держатся практически только на иностранной рабочей силе. Иностранцы, являющиеся часто всего лишь сезонными рабочими, требуют к себе меньшего внимания от работодателей и получают более низкую, чем у местных жителей, заработную плату, при всем этом занимаясь самой непрестижной работой. В области занятости на них распространяется принцип: нанят последним, уволен первым. Не заполняя вакансии низкоквалифицированного труда, коренные жители открывают данную нишу рынка труда для иностранных трудовых мигрантов. Существует дискриминация в оплате труда, хотя в подавляющем большинстве стран это юридически запрещено. Это можно характеризовать как определенную особенность сегодняшнего дня в формировании спроса на международном рынке труда.

На данный момент в Европе насчитывается около 15 млн. безработных. Они сетуют на эмигрантов за то, что на их местах могли бы работать местные жители и эмигранты вроде бы увеличивают безработицу среди местного населения. Однако на самом деле это не так, поскольку европейцы по собственной воле отказались от непрестижной работы и предпочли стать на биржу труда. Негативное отношение к иностранным работникам усиливается в связи с нарастанием нелегальной миграции. Изменения, приносимые иммиграцией в жизнь стран-реципиентов, стали для них испытанием на демократичность и политическую стабильность. Неприятие иностранцев стало весьма распространенным явлением, хотя и не всегда непосредственно проявляющимся и открыто выражаемым. Так, например, на французском сегменте мирового рынка труда, несмотря на то, что на сегодняшний день законодательство Франции довольно либерально по отношению к иммигрантам, отношение к ним среди местного населения не улучшается .

Королевство Швеция считается образцом открытости миру, толерантности и продуманной политики по отношению к иностранцам. Почти пятая часть всего населения Швеции - это «лица с иностранным прошлым» (иммигранты и их дети). Однако и в образцовом северном государстве все больше распространяется враждебное отношение к иностранцам. Эти тенденции объясняются крахом прославленной шведской иммиграционной политики, а также прецессионными экономическими процессами .

Неприязнь к чужим - это ответ на растущую безработицу среди иностранцев и страх коренных жителей перед засильем чужих. Опрос населения летом 2000 г. в Швеции показал, что более половины опрошенных считают: в стране слишком много иммигрантов. Две трети указали на то, что боятся растущей преступности среди иностранцев. Десятая часть респондентов не хотела увеличения квоты на въезд иностранцев в страну. Несмотря на это, в политике и экономике постепенно складывается понимание того, что в будущем Швеции понадобится больше иностранцев. Как предполагает правительственная комиссия, каждый год в течение длительного периода следует принимать на 30 тыс. больше иммигрантов, чтобы компенсировать низкие показатели рождаемости и сохранить статус процветающего государства. Это означает открытие границ для 900 тыс. иммигрантов до 2030 г. - более десятой части сегодняшнего населения Швеции.

Весьма динамичные процессы наблюдаются на корейском рынке труда. Быстрый выход из кризиса 1997 г. обусловил спрос на рабочую силу, включая иностранных рабочих. Сейчас правительство Кореи пытается ввести новую систему контроля иммиграции неквалифицированных рабочих, основным моментом которой является выдача разрешений на трудоустройство желающим работодателям. Введение в действие этой системы позволит положить конец запрету на въезд неквалифицированных рабочих, а именно такой политики придерживалась Корея в течение долгого времени.

Наблюдающиеся тенденции уменьшения количества рабочих в возрасте от 15 до 24 лет и падение доли этой возрастной группы на рынке труда Кореи являются основными причинами нехватки рабочей силы, особенно в сфере реального сектора экономики. Это также ведет к повышению спроса на иностранных работников со стороны, посредством каскадной миграции, в том числе и из Беларуси.

Недостаток рабочей силы на производстве вовлекает женщин в производственные процессы. В 1999 г. доля женщин на корейском рынке труда составляла примерно 50%, причем большинство из них являлись работниками умственного труда. На этом сегменте МРТ значительными темпами возрастает количество трудящихся старше 55 лет. Так, если в 1980 г. их доля составляла 10%, то в 2000 г. она уже стала превышать 17%. С одной стороны, это является отражением изменения возрастной структуры населения, означающим, что работники вынуждены в среднем работать дольше, в контексте решения проблемы долга поколений. С другой стороны, пожилые работники хотят и могут трудиться дольше просто потому, что продолжительность жизни растет, и они достаточно здоровы, чтобы продуктивно осуществлять эту деятельность. Большинство людей этой возрастной группы не выступают субъектами наемного труда, а осуществляют предпринимательскую деятельность, ведя индивидуальный или семейный бизнес, занимаясь им в основном в сферах сельского хозяйства или услуг.

В 1991 г. в Корее был принят Закон о трудоустройстве пожилых работников, призванный содействовать их занятости в сфере промышленности, а также в различных отраслях экономики страны в рамках больших, средних и малых городов. По закону, предприятиям с численностью более 300 работников предлагается, по крайней мере, 3% рабочих мест предоставить лицам старше 55 лет. Закон также призывает правительство предоставить больше возможностей для обучения пожилых работников и обеспечить им информационную поддержку. Он не предусматривает применение принудительных мер, однако степень его влияния на рынок труда огромна ввиду менталитета населения и национальных традиций. Увеличение количества работников старше 55 лет свидетельствует о тенденциях превышения спроса над предложением на южнокорейском сегменте МРТ.

Хорошо известен тот факт, что корейские работники отличаются высоким уровнем образования, - это явилось одной из причин быстрого экономического подъема в 70-х гг. ХХ в. Уровень образования корейских работников существенно вырос в 80-х гг., благодаря реформе системы образования. В 1999 г. более 60% выпускников средних школ поступили в колледжи и вузы, и это, пожалуй, самый высокий показатель во всем мире. Быстрое улучшение уровня образования явилось одной из причин так называемого «корейского чуда» .

Однако, хотя высшее образование призвано улучшить производительность труда в дальнейшем, слишком быстрый рост образования тех, кто вступает на рынок труда, создал проблему несоответствия предложения спросу: в то время как все острее ощущается нехватка работников физического труда, растет спрос на низкоквалифицированных рабочих из - за рубежа. И хотя зарплата, которая предлагается работникам этой категории, намного ниже, чем зарплата коренного населения, приток трудовых мигрантов уравновешивает конъюнктуру корейского рынка труда.

Те, кто поддерживает узаконивание этого вида иммиграции, утверждают, что зарубежные работники скорее дополняют рынок труда, чем составляют конкуренцию местным рабочим, и что средние и малые предприятия не могут позволить себе перенести производственные площадки за рубеж, чтобы использовать там более дешевую рабочую силу. Поэтому трудоустройство низкоквалифицированных рабочих из - за рубежа необходимо как компаниям, так и национальному рынку рабочей силы. Здесь есть перспективы и для белорусских работников. Однако есть и другой взгляд на эту проблему. В условиях нехватки низкоквалифицированной рабочей силы не обязательно создавать условия для ее привлечения; можно направить усилия на реструктуризацию экономики по пути развития высоких информационных технологий, нанотехнологий, биотехнологий. Это повысит спрос на высококвалифицированные кадры, их вовлечение в производство и иммиграцию в страну. Такой взгляд небезынтересен и для Республики Беларусь, так как она может направить денежные средства на развитие таких технологий и посредством этого привлекать высококвалифицированные кадры из-за рубежа, а также трудоустраивать белорусских высококвалифицированных специалистов.

В 2000 г. Институт труда Кореи провел опрос 2192 фирм со штатом сотрудников от 10 человек и выше с целью получения информации о планах этих фирм на трудоустройство работников в ближайшие пять лет. Сделав анализ, ученые установили, что рост трудоустройства в высокотехнологичной промышленности в ближайшие пять лет будет выше, чем в любой другой сфере производства. Из этого можно сделать вывод о том, что и в Республике Беларусь должна происходить реструктуризация рынка труда в направлении увеличения на нем специалистов в области высоких информационных технологий. Необходимо ввести больше соответствующих специальностей в вузах страны, чтобы отвечать требованиям информационного будущего, предъявляющего спрос на высококвалифицированные кадры.

Это подтверждают и результаты опроса, уже сегодня выявившие острую нехватку высококвалифицированных работников и специалистов в области информационных технологий в Корее. По его данным, общая нехватка в секторе информационных технологий оценивалась как 43 тыс. работников в 2000 г. Ожидается, что к 2005 г. этот показатель может достигнуть 185 тыс. человек.