Для того чтобы решить проблему нехватки высококвалифицированной рабочей силы в сфере информационных технологий, корейское правительство увеличило количество мест на соответствующих факультетах в университетах и колледжах. В настоящее время университеты и колледжи ежегодно выпускают порядка 200 тыс. молодых специалистов в области информационных технологий. Вместе с тем наблюдается существенное несоответствие между программами обучения и запросами работодателей, что характерно не только для Кореи. Так, например, происходит и в Республике Беларусь. Многие выпускники вузов не могут трудоустроиться по специальности, становясь при этом на биржу труда или даже работая в другой сфере. Для того чтобы увеличить количество зарубежных специалистов в области информационных технологий, правительство Кореи пересмотрело условия въезда таковых в страну. Например, был отменен лимит пребывания в стране. Совсем недавно правительство Кореи объявило о дальнейшей отмене ограничений для того, чтобы привлечь работников в сферу информационных технологий. Более того, в условиях финансового кризиса правительство Кореи сняло ограничения на зарубежные инвестиции. Можно ожидать, что повышение притока профессиональных иммигрантов повлечет за собой рост прямых зарубежных инвестиций.
Что же касается социальной интеграции иностранных рабочих в Корее, то легальные иммигранты пользуются теми же социальными выгодами, что и коренное население. Иммигранты этой категории являются высокообразованными и высокооплачиваемыми специалистами, поэтому интеграция их в корейское общество не представляет особых проблем, несмотря на то, что плюрализм культур - новое понятие для Кореи, а межнациональные браки весьма непопулярны.
На работников - стажеров распространяются некоторые положения Закона по организации труда (например, об оплате сверхурочной работы), они попадают также в зону действия Закона об охране труда и о минимальной заработной плате. На них распространяются страховка от несчастных случаев на производстве и медицинская страховка. Однако, поскольку срок пребывания стажера в стране ограничивается тремя годами и их незанятость в этот период практически исключена, различного рода социальные пособия и пособия по безработице на эту категорию иммигрантов фактически не распространяются. Ввиду этого они считают нецелесообразным платить соответствующие страховые взносы.
Наряду с этим в стране осуществляется борьба с трудоустройством нелегальных иммигрантов. Ведь они являются нарушителями закона, особенно в сферах социального обеспечения, общественного транспорта и медицинского обслуживания. Профсоюзы также считают, что нелегалы отбирают рабочие места у коренного населения, так как представляют собой дешевую рабочую силу. В то время как работодатели, имеющие официальное разрешение на трудоустройство иммигрантов, платят за них налог на трудоустройство, работодатели, нанимающие нелегалов, сами являются нарушителями закона.
Социальные и экономические затраты в совокупности с вышеуказанными проблемами являются основными причинами того, что общество стремится избавиться от нелегалов.
Правительство Кореи пытается найти более четкие пути отбора иммигрантов. Для этого предполагается тесное сотрудничество между страной-донором и страной-реципиентом. С этой же целью возможно заключение двусторонних соглашений с Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Осуществление этих соглашений, по нашему мнению, через взаимосвязи каскадной миграции может снизить давление со стороны предложения и на белорусском сегменте МРТ, поскольку рабочие из России могут уехать по трудовым контрактам в Корею, а освободившиеся в России вакансии могут быть заняты белорусскими работниками.
Во многом схожие с южнокорейскими процессами на рынке труда протекают процессы и на сингапурском сегменте МРТ. Так, данные за 2000 г. свидетельствуют о том, что трудоустройство в Сингапуре растет. Общее количество трудоустроенных за первые 9 месяцев 2000 г. превысило этот показатель за весь 1999 г. Безработица упала до 2,5% в 2000 г. по сравнению с 3,5% в 1999 г. Сокращение штатов все еще превышает докризисные показатели, хотя темпы этого процесса снизились. Хуже всего обстоит дело с трудоустройством низкоквалифицированных работников средних лет, в то время как трудоустройство работников с высшим образованием, как и в Корее, изменилось в лучшую сторону .
Данные, полученные в ходе опроса населения в 2000 г., свидетельствуют, что рабочий рынок страны насчитывает 612 тыс. иностранцев (не являющихся гражданами страны) по сравнению с 248 тыс. в 1990 г. Соответственно, доля иностранцев на рынке рабочей силы выросла с 16 до 29% за указанный период. Темпы роста иностранной рабочей силы (9,4%) существенно превышают темпы роста местной рабочей силы (1,4%).
Вместе с тем остается проблема нелегального въезда в Сингапур, так как показатель количества рабочих, нарушающих иммиграционное законодательство, достаточно высок, хотя и имеет тенденцию к снижению. Так, в 1998 г. он составлял 22 973 человек, а в октябре 2000 г. упал до 14 275 .
Иностранные рабочие, приехавшие в Сингапур легально, всегда пользовались теми же правами, что и местные рабочие. Основное отличие в том, что иностранцы и их работодатели не производят отчисления в Центральный фонд сбережений, откуда выплачивается пенсия.
Иностранные рабочие в основном сконцентрированы в секторе низкоквалифицированных специальностей, однако около 12% иностранцев заняты высококвалифицированной работой.
Правительство Сингапура в целом приветствует вклад иностранных работников в экономику страны, включая и низкоквалифицированных работников. Правительственные чиновники отмечают, что наиболее стимулирующими в этом отношении являются различные мероприятия, проводимые негосударственными организациями для иностранных работников. Достаточно обоснованным является пожелание правительственных кругов проводить больше мероприятий, как в государственном, так и в частном секторе, направленных на привлечение трудовых мигрантов в страну. Предполагается делать пребывание иностранцев в стране более запоминающимся и интересным, а также привлекать к ним общественное внимание. Например, в 2000 г. одна газета организовала конкурс «Горничная года», в котором было отмечено много номинантов-иностранцев с благодарностью от работодателей. Министерство труда оценило работу организаторов и устроило для них прием в качестве благодарности. В качестве показателя степени социальной интеграции можно отметить также количество межнациональных браков, возросшее с 12 до 25% от всего их количества всего лишь за одно десятилетие.
В Сингапуре большое внимание уделяется обучению и переобучению работников с тем, чтобы они соответствовали требованиям современной экономики, предпочитая такой подход созданию дополнительных рабочих мест. В связи с этим правительство работает над финансированием и созданием условий для переобучения с целью переквалификации 100 тыс. работников в течение 5 лет, начиная с 1999 г. Предполагается, что в этих программах смогут принять участие и иностранные, в том числе и белорусские, работники.
Ключевым элементом, влияющим на иммиграционную политику в Сингапуре, является экономика. Ее реструктуризация включает в себя либерализацию ранее закрытых секторов, таких, как банки, финансы, телекоммуникации, и даже юридическая сфера и медицина. Таким образом, возникает ажиотажный спрос на профессионалов высокого класса и других высококвалифицированных работников, которых в стране либо недостаточно, либо вовсе нет, и поэтому их приходится приглашать из-за рубежа. Между тем местным работникам средних лет, у которых нет высшего образования, все тяжелее найти работу после сокращения. Косвенным доказательством тому служит увеличивающийся отток рабочей силы за рубеж. Так, в 1999 г. 150 тыс. граждан Сингапура находились на работе за рубежом, а уже в конце 2001 г. их количество возросло до 200 тыс. Возникшие социальные проблемы принятой стратегии правительство предлагает решить с помощью программ по обучению и переквалификации, финансируемых государством.
Предполагаемые социально-экономические и институциональные изменения на сегментах МРТ, относящихся к высокоразвитым и динамично развивающимся странам, могут оказать серьезное влияние на белорусский сегмент рынка труда. Возможно, заработает так называемый "насос по выкачке умов", поскольку высокоразвитые страны обладают большими возможностями ценовой конкуренции, а также рядом неценовых факторов, привлекательных для белорусских высококвалифицированных работников. Административными методами Республика Беларусь воспрепятствовать этим процессам не в состоянии, а при высоком уровне открытости ее экономики (2-е место в Европе) это не только невозможно, но даже вредно. Исходя из того, что белорусская экономика одна из самых открытых в мире, политика занятости, представляющая собой совокупность методов и мер, посредством которых правительство регулирует уровень занятости и ее эффективность, должна учитывать это как неизбежную данность и осуществлять адекватные действия по оптимизации отношений занятости. В этом контексте при ее осуществлении следует иметь в виду тенденции развития мирового рынка труда, так как белорусский рынок труда является его неотъемлемым сегментом. На сегодняшний день ситуация на рынке труда нашей республики характеризуется такой особенностью, как избыточная занятость, связанная с избыточной численностью работников на предприятиях. Неэффективная занятость негативно сказывается на развитии экономики в целом. Она оказывает давление со стороны предложения рабочей силы на рынок труда, которое наряду с прочим можно регулировать и за счет оптимизации внешних миграционных потоков. В этом плане, по нашему мнению, представляется целесообразным осуществить следующее: во - первых, следует продумать систему мер по использованию на родине средств эмигрантов, заработанных за границей, накопленного ими опыта производственно-хозяйственной деятельности, организации труда и системы социальных отношений. Во - вторых, разработать систему налоговых и таможенных льгот для возвращающихся домой мигрантов, создать льготные условия по аренде ими помещений для организации производства, принять мораторий на всевозможные проверки, осуществить кредитную поддержку предпринимательско - производственной деятельности, ее стимулирование в направлении создания максимально возможного количества рабочих мест. В-третьих, обеспечить социальную защиту мигрантов на родине на случай непредвиденных обстоятельств, вовлечь их в социально-политические процессы, создать благоприятный социально-психологический климат для возвращающихся мигрантов, особенно открывающих на родине свое дело, создающих дополнительные рабочие места, становящихся эффективными инвесторами. В различные временные интервалы экономической динамики миграционные процессы играют не одинаковую роль в деле возможности реализации тех или иных инструментов политики занятости.