1.3. Возникновение классической буржуазной политэкономии
Основоположником классической политэкономии является Уильям Петти. Его положение: «Труд есть отец богатства, а земля – его мать» на целый век опережает обоснование Смитом и его последователями положения о том, что производительный труд является единственным источником богатства государства. Вопреки учению меркантилистов Петти утверждал, что богатство образуют не только драгоценный металлы, но и земли страны, дома, корабли, даже домашняя обстановка. «Подобно тому, как преуспевающий человек держит при себе мало денег или совсем их не держит, а постоянно превращает их снова и снова в различные товары с большой выгодой для себя, так же может поступить и вся страна». С именем Петти связано создание основ новой научной дисциплины – экономической статистики, названной им политической арифметикой.
Первым представителем классической политэкономии во Франции стал Буагильбер. Он теоретически выступает с ярых антимеркантилистических позиций за отмену запрещения вывоза хлеба, введение свободного рынка зерна и несдерживание цен на него. Он писал, что для того, чтобы удовлетворить все потребности государства и вернуть всему народу древнее изобилие, не нужно никаких чудес, достаточно перестать совершать насилие над природой.
Расцвет буржуазной классической школы связан прежде всего с именами Смита и Рикардо. Адам Смит быстро приобрел всемирную славу. Кроме того, столь быстрой и ошеломляющей популярности его книги «Исследования о природе и причинах богатства народов» содействовали два фактора. Его идеи отвечали интересам буржуазии, которая вела борьбу за ликвидацию господства феодально-аристократических порядков.
И во-вторых, Смит не приводил ссылки на работы предшественников, которые использовал. Поэтому многие годы именно он считался родоначальником классической буржуазной политэкономии.
Главным мотивом хозяйственной деятельности человека, по убеждению Смита, является своекорыстный интерес, реализовать который человек может лишь при условии оказания услуг другим людям, предлагая им в обмен свой труд или продукты труда. Помогая друг другу, люди содействуют при этом разделению труда, и в конечном итоге, - развитию общества. Этот процесс основан на эгоизме людей, так как каждый из них заботится только о получении собственно выгоды. Стремление людей улучшать свое материальное положение является таким мощным стимулом, который, по мнению Смита может преодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумие человеческих законов так часто затрудняют его деятельность.
Один из главных выводов Смита: источником богатства в натуральной и денежной форме является труд. Поэтому богатство нации зависит от двух основных факторов: от удельного веса населения, занятого производительным трудом, и от уровня производительности труда. Важным вкладом Смита в науку является и разделение труда на производительный, увеличивающий стоимость предмета, к которому он прилагается, и непроизводительный, который не производит такого действия. Так, труд рабочего мануфактуры обычно увеличивает стоимость произведенной им продукции. Напротив, расход на содержание домашнего слуги никогда не возмещается. Человек становится богатым, нанимая большое количество мануфактурных рабочих, и становится бедным, если содержит большое число домашних слуг.
На основе анализа экономических учений задачу политэкономии Смит сформулировал следующим образом: надо обеспечить обильный доход населению, или обеспечить ему возможность добывать себе такой доход; доставлять государству или обществу доход, так как политэкономия ставит своей целью обогащение как народа, так и государства.
Преемником Смита был Давид Рикардо, который завершил создание классической буржуазной политэкономии и был признан главой английской политэкономии. Как и Смит, он был против вмешательства государства в экономику, полагая, что в экономике действуют объективные, но познаваемые законы.
Большое внимание Рикардо уделял теории трудовой стоимости. По его мнению, товары обладающие полезностью, черпают свою меновую стоимость из двух источников: своей редкости и количества труда, требующегося для их производства. Существуют некоторые товары, стоимость которых определяется исключительно их редкостью (картины, статуи). Стоимость их совершенно не зависит от количества труда. Но в массе товаров, ежедневно обменивающихся на рынке, такие товары составляют очень незначительную долю. Поэтому, говоря о меновой стоимости и ее измерении, Рикардо имеет в виду только такие товары, количество которых может быть увеличено человеческим трудом и в производстве которых действие конкуренции не подвергается никаким ограничениям. Рикардо выводит общий закон стоимости: стоимость товара прямо пропорциональна количеству труда и обратно пропорциональна производительности труда.
Последовательных премников у Смита и Рикардо практически не было, так как каждый из их сторонников выбирал то, что больше подходит его взглядам, и критиковал, а влучшем случае замалчивал то, что не соответствует его точке зрения.
Смит, Рикардо и другие представители буржуазной политэкономии капиталистические производственные отношения считали вершиной развития общества. По их мнению, капитализм выражал законы естественного порядка.
1.4. Историческая (Германия) и австрийская школы политэкономии
Предшественниками неоклассического направления в политэкономии являются историческая школа политэкономии в Германии и австрийская школа. Одним из основателей первой был Мюллер, поставивший под сомнение применимость классической теории для Германии. Каждая нация, отмечал он, это особый организм со своими жизненными принципами и индивидуальностью, поэтому никаких универсальных экономических законов, о которых гласит экономическая теория, не и быть не может. Различают старую и молодую исторические школы.
Представители старой школы (Рошер, Книс) считали, сто прежде чем переходить к обобщениям, следует изучить, как возникли и развивались экономические и правовые институты. Они предлагали дополнить общую экономическую теорию историей экономического развития, ставили под сомнение существование экономических законов.
Представители новой школы (Вагнер, Бюхер) не стали отрицать естественные экономические законы, а исходили из того, что законы экономики не могут быть открыты посрудством логических обоснований, поэтому в центре их внимания находятся практические проблемы, описания экономического развития той или иной еации, что и может явиться, по их мнению, единственной основой для каких-либо теоретических направлений.
Основоположником австрийской школы является Менгер. Попытка объяснить ценность вещей их полезностью предпринимались неоднократно. Согласно теории австрийской школы предельная полезность – это полезность последней единицы какого-то ограниченного запаса материального блага. Она не остается одинаковой, а изменяется с изменением количества этого блага. Концепция австрийской школы отвергалась сторонниками трудовой стоимости, с ними не соглашались немецкие экономисты и марксисты. И тем не менее идеи этой школы послужили исходной основой для разработки других теорий.
Итальянский ученый Парето сформулировал закон об изменении распределения дохода: для того, чтобы поднять уровень минимального дохода или уменьшить разрыв в доходах, необходимо обеспечить более быстрое увеличение богатства по сравнению с численностью населения.
2. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
2.1. Неоклассическое направление
Представители этого направления считали рыночный механизм единственно эффектовным способом регулирования экономики, производства и потребления, спроса и предложения, поэтому государственное вмешательство в экономику может привести к нарушению экономического равновесия. В этом направлении существуют теории предельной полезности и производительности, теория рациональных ожиданий, неолиберализм, неоконсерватизм, монетарная теория (монетаризм, от слова «монета»). Представители последней теории считают, что деньги главным и значительным элементом рыночной экономики. Сторонником этой теории является американец Фридман. По определению Бернара Ива и Колли Жан-Клода, монетаризм — течение экономической мысли, отводящее деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. Монетаризм — наука не только о деньгах. В центре внимания представителей этой школы находятся денежные категории, денежно-кредитные инструменты; однако их интересуют не просто денежный механизм, банковская система, денежно-кредитная политика, валютные отношения. Монетаристы рассматривают эти процессы, чтобы выявить связь между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки — ведущий инструмент регулирования, с помощью или при непосредственном участии которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.
Можно сказать, что монетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная, "общая" теория, представляющая специфический подход к регулированию экономики с помощью кредитно-денежных инструментов.
Внимание к монетаристской теории возросло со второй половины 70-х — начала 80-х гг. В тот период обнаружилось, что кейнсианские методы дают сбои; начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия. Если у Кейнса наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то примерно с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции.Монетаристы возвращали экономическую науку к ее исходным рубежам – меркантилизму, который оказался несостоятельным еще 3 века назад. Именно поэтому в большинстве стран в 90-х годах наступило разочарование в монетаризме.