лицо , использующее силу и средство для людей , как оно считает необходимым для их мира и общей зашиты. Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал , что заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние , индивиды утрачивают возможность изменить форму правления , освободится из - под действия верховной власти. По его мнению , могут существовать три формы государства : монархия , демократия и аристократия , которые различаются не природой и содержанием воплощённой в них власти , а пригодностью к осуществлению той цели , для которой они были установлены. Права государственной власти, по теории Т.Гоббса , были вполне совместимы с интересами классов,
осуществляющих английскую революцию. Совершенно очевидно , что по современным меркам Гоббс больше консерватор , чем либерал , т.к. даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал так , что выводы оказались консервативными : свобода возможна лишь в том случае ,
если люди передают право распоряжаться ею монарху.
Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами Иммануил Кант /1727 – 1804 гг./ и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля / 1770 – 1831 гг./. Кант в работах « К вечному миру » и «Метафизические начала учения о праве » даётся обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту , - это цель , а не средство. Способность человека « давать себе закон » и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществления этого закона выражает его моральную автономию. Высшей формой , обеспечивающей свободу , выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый может быть хозяином самому себе. Смысл принуждения , по Канту , состоит в эквиваленте возмещения ущерба , который принёс потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой , носителем которой выступает государство. Гегель разрабатывает учение о свободной воле , которая соотносится с правом и представлена в виде трех ступеней развития:
абстрактное право , моральность и нравственность. Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора ; учение о морали касается проблем умысла и вины , намерения и блага , добра и совести ; учение о нравственности включает проблематику семьи , гражданского общества и государства.
2.Понятие государства.
Понятие государственная общественная организация содержит общие – основные признаки государства . Некоторые из признаков государства состовляют относительно неизменные основы государственной организации человеческого общества , а некоторые из признаков , по мере развития общества теряют или изменяют новые структуры и функции.
Само понятие – это логически оформленная общественная мысль о классе предметов, явлений. /2/
Существует несколько позитивных взглядов на признаки государства:
а/ социологический; б/ марксистский.
Социологическая концепция определения понятия государства выделяют три его признака: а/ совокупность людей – народ ; б/ господствующую над ними власть ; в/ территорию как предел действия этой власти. Эти признаки , взятые в еднстве , образуют понятие о государстве как соединение людей под одной властью в пределах определёной территории.
Марксистская концепция рассматривает государство как историческое явление. Предпосылки возникновения государства можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати , которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на обычиях , традициях , авторитете старейшин , представлявших всеобщие интересы.
Но разделение общества на классы и связаное с этим услажнение общественной жизни требовали создание особого органа , регулируюшего различные функции общества. С одной стороны , господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе. Такой силой и явилось государство , которое возникло как организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны , поскольку этот класс выступает со стороны всего общества , постольку его политическая организация является формой организации всего общества в целом. Поэтому государство является органом , управляющим делами всего общества. Если государство небыло всеобщей общественной организацией , политической оболочкой всего общества , то оно не могло быть и органом политической власти одного класса над другим.
Чтобы полнее раскрыть специфику государства , необходимо проанализировать его признаки: а/ наличие особого слоя людей , занятых управлением т.е. аппарата чиновников; б/ публичная власть т.е. органы политического принуждения / армия , разведка , милиция , суд , тюрьмы и т.д. /; в/ территориальноеделение общества на отдельные ячейки государственного управления , при помощи которых государственная власть охватывает своим влиянием всё население страны.
Эти признаки , взятые в единстве , дают возможность определить является ли данное общественное образование государством или нет. В своих работах Маркс и Энгельс размышляли о признаках государства в работах ,, Происхождение семьи , частной собственности и государства “, ,, варварство и цивилизация.
3.Признаки государства
Государство – это сложное социальное образование , которое можно познать путём абстракции. Ему присущи следующие признаки.
Территория – это пространственная основа государства , его физическая , материальная опора. Без территории государство не существует , хотя может изменяться во времени / уменьшаться в результате поражения в войне , или увеличиваться в процессе экспансии , или изменяться в процессе экспансии , или изменяться в соответствии с договорами о делимитации границы /. Линия государственной границы на местности обозначается пограничными знаками. Она может проходить по суще , водному и воздушному пространству , континентальному шельфу и т.д. / На территории государства
проживает население , где в полной мере действует власть политическая.
Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах , как ,, подданный “ , ,, гражданин “ , ,, лицо без гражданства “ ,
,, иностранец “. Гражданин устойчивая правовая связь лица с конкретным государством. /1/ В монархических государствах , как правило , термину « гражданство » соответствует термин « подданство»./1/ Приобретение « гражданства » происходит , как правило , по рождению / на основе « права крови » , т.е. национальной принадлежности родителей , как в Дании , Афганистане и т.д. , или « права почвы » - по месту рождения , как в США , Аргентине / , а также в порядке натурализации , т.е. приёма в гражданство. Процедура натурализации производится на основании личного прошения или в силу особых заслуг той или иной личности перед государством./1/ На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать её от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
Население , т.е. человеческое общество , проживающее на территории государства.
Население и народ / нация / - понятия не тождественные. Народ / нация / - это социальная группа , члена которой обладают чувством принадлежности к ней благодоря общим чертам культуры и историческому сознанию. В науке конституционного права понятие народ обычно подразумевающее всё население данного государства , образующее единую социально – экономическую общность независимо от деления его на какие – либо национальные общности / в конституционной доктрине ряда стран в том числе Р.Ф. , употребляется выражение « многонациональный народ » /. В этом смысле современные конституции говорят о народе как о « носителе суверенитета и единственном источнике власти » в государстве / например , п.1 ст.3 Конституции Р.Ф. 1993 года ./1/ Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Народ впервые стал общепринятым субъектом международного права в 1945 году в результате закрепления в Уставе ООН принципа « равноправия и самоопределения народов ». Ныне в международном праве закрепляется широкий круг прав народов , обобщаемый в различных конвекционных актов. В месте с тем общепринятого всем международным сообществом понятия « народ » до сих пор нет./1/ Мы же попытаемся в свою очередь дать определение народа / нация / - это социальная группа , члены которой обладает чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.
Далее , отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными , что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства , например , федерализация или автономизация. Федерализм / фр. federalisme / - одна из двух форм территориальной организации государства , предполагающий сложный , союзный характер. С 1992 года – одна из основ Конституционного строя Р.Ф. , основополагающий принцип государстено – территориального устройства Р.Ф. , за счет которого обеспечивается единство страны , децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Р.Ф. и её субъектами , а также равноправие и самоопределения народов в составе Федерации./1/ Автономия / гр. autonomia / - самоуправленние , букв. самозаконие ; от autos – сам и homos – закон / - в праве в широком смысле определенная степень самостоятельности каких – либо органов , организаций , территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. Иногда « автономией » называют сами самоуправляющие сообщества./1/