Смекни!
smekni.com

Понятие субъекта федерации Российской Федерации (стр. 2 из 7)

Таким образом, в современной России существует два вида противостояния субъектов Федерации: республики – области,

Центр – Восток.

Признаки субъекта Федерации

Формальное равенство субъектов Российской Федерации достигается тем, что они обладают признаками, едиными для всех субъектов.

Таковыми являются:

1. Как и государство в целом, так и государствоподобные образования (субъекты) характеризуются наличием собственной территории и населения, проживающего на данной территории. Территории субъектов Федерации и составляют территорию Российской Федерации. При этом Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия.

2. Наличие собственного высшего закона (конституции в республиках, уставы в областях).

3. Наличие собственного законодательного органа.

4. Право принимать законы, действующие на территории субъекта, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и общефедеральным законам.

5. Наличие собственной системы исполнительной власти (имеют разное название) и главы исполнительной власти – высшего должностного лица (в республиках – Президент, в областях – глава администрации, губернатор, в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) – мэр).

6. Наличие собственных судебных органов, направленных на государственную защиту статуса субъекта Федерации.

7. Формальные признаки: город-центр субъекта (в республиках – столица, в областях – административный центр), государственная символика (флаг, герб, гимн).

Рассмотрим эти признаки подробнее.

Наличие собственного нормативного правового акта высшей

юридической силы (Конституции, Устава)

Федеративному государству свойственна конституционная система, состоящая из федеральной Конституции и конституций субъектов Федерации.

Принятие конституции субъектом Федерации не является свидетельством его полного суверенитета – сам по себе факт вхождения в федеративный союз означает отказ от основных суверенных прав (в области обороны, финансов, внешних сношений). Поэтому конституционная теория и практика в федеративных государствах не рассматривает субъекты Федерации как суверенные государства и не признает право их выхода из Федерации, а конституции этого и не закрепляют (за исключением Конституции самопровозглашенной Чеченской Республики – Ичкерии).

Конституционная система федеративного государства утверждает полный суверенитет союза и ограниченный (остаточный) суверенитет субъектов. При этом конституции субъектов Федерации устанавливают свою систему органов государственной власти, судебную систему, систему органов местного самоуправления.

Конституции субъектов Российской Федерации теоретически призваны выразить особенности национальной государственности, но они все же не содержат чего-либо принципиально национального (кроме, пожалуй, названий самой республики, ее законодательных органов, закрепления того или иного языка в качестве государственного, государственной символики).

Традиционно считается, что в прежних тоталитарных федерациях (СССР, СФРЮ) конституции субъектов Федерации просто повторяли положения федеративных конституций, вследствие чего не имели большого значения, однако и в современной России конституции республик и уставы других субъектов закрепляют права и свободы граждан практически в том же объеме, что и Конституция РФ, так что смысл такого закрепления, имея в виду действие федеральной Конституции на всей территории Российской Федерации, не особенно велик. Он был бы объясним, если бы дело заключалось в установлении дополнительных гарантий конституционных прав или в их расширении, но это встречается крайне редко – гораздо чаще устанавливаются непредусмотренные федеральным законодательством и международными обязательствами России ограничения. Например, избирательных прав граждан (Республика Калмыкия), свободы передвижения и выбора места жительства (Республика Саха – Якутия, Ставропольский край, Ростовская область), искусственное сужение перечня объектов, которые могут находиться в собственности физических лиц. Уставами некоторых субъектов Российской Федерации предусматривается возможность ограничения прав и свобод граждан этих территорий областными законами, хотя регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в исключительном ведении Российской Федерации, то есть они могут быть ограничены только федеральным законом в соответствии со ст.55 Конституции РФ. Во многих конституциях и уставах не обеспечивается равноправие граждан независимо от национальности, места жительства и других обстоятельств. В них, в частности, права и свободы человека и гражданина увязываются с гражданством или особым статусом жителя, устанавливаются ограничения на передвижение и выбор места жительства, устанавливается предельный возрастной ценз для глав администраций (55 или 60 лет), ценз оседлости для избирательного права (свыше года), иммиграционные квоты и т.д., хотя регулирование прав и свобод, в т.ч. гражданства, относится к исключительному ведению Российской Федерации.

Конституции по-разному определяют статус республик. Так, в Конституции Республики Северная Осетия – Алания закреплено, что эта республика является «государством, добровольно входящим в состав Российской Федерации», а в Конституции Республики Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Коми, Ингушетия, Саха (Якутия) – что они являются субъектами Российской Федерации. Конституцией Республики Тывы устанавливается вхождение этой республики в состав Российской Федерации на основе федеративного договора, но провозглашается право на выход из состава Федерации по итогам всенародного референдума. Республика Татарстан определяет себя как суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией – Россией – на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения. В некоторых конституциях встречаются весьма радикальные положения о ратификации федеральных законов (Ингушетия, Саха), о возможности приостановления действия Конституции РФ и федеральных законов на территории республик (Башкортостан).

Основные законы (уставы) других субъектов РФ (краев, областей) менее претенциозны. Они закрепляют равноправие всех субъектов Федерации, подчеркивая этим, что ничем не отличаются от республик, но в отличие от республик не закрепляют государственный суверенитет или статус государства. Правда, встречаются формулировки, закрепляющие статус самостоятельного государственного образования (Ставропольский край) или государственно-территориального образования в составе Российской Федерации (Оренбургская область). В разных формах уставы краев и областей декларируют отсутствие права выхода из Российской Федерации, почти все закрепляют верховенство Конституции РФ на своей территории.

Определенной спецификой отмечены уставы гг. Москвы и Санкт-Петербурга. Они обладают статусом субъекта РФ как города федерального значения, и в отличие от других субъектов РФ, законодательные и исполнительные органы этих городов являются одновременно и органами государственной власти субъекта РФ и органами городского (местного) самоуправления, что и закрепляется в их уставах.

Наличие органов государственной власти субъекта Федерации

Федеративный характер Российского государства предполагает, что государственную власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации. Создание механизма власти в субъекте РФ требует закрепления, как в Конституции РФ, так и в конституциях (уставах) субъектов РФ. Естественно, что наиболее важные, общефедеральные основы организации государственной власти в субъекте Федерации закреплены в Конституции РФ, а соответствующие им конкретные системы органов власти в конституциях (уставах) субъектов Федерации.

Общефедеральные основы. Конституция РФ (ч.2 ст.11) устанавливает, что государственную власть в субъекте РФ осуществляют образуемые им органы государственной власти. Системный подход к положениям ч.2 ст.11 позволяет видеть, что законодатель не указывает субъекту РФ, как должны именоваться образуемые ими органы государственной власти, так как они образуются субъектом РФ самостоятельно, но поскольку положение об органах государственной власти в субъекте РФ следует в Конституции РФ сразу же после перечисления (в ч.1 ст.11) федеральных органов государственной власти, то это означает, что схема основных органов субъекта Федерации и их взаимоотношений должна соответствовать федеральной, то есть включать органы, аналогичные Президенту, Федеральному Собранию и Правительству на федеральном уровне.

Положения ч.2 ст.11 связаны и со ст.10 Конституции РФ, которая закрепляет принципы разделения властей в Российской Федерации. Следовательно, государственная власть в субъекте РФ должна строиться на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, а также на основе самостоятельности этих органов.

Чтобы система органов государственной власти субъекта РФ находилась в единстве с системой органов государственной власти всей Федерации, она должна отвечать и другим основам конституционного строя, а именно, соответствовать республиканской форме правления, принципам правового, социального и светского государства. Следовательно, ни один субъект РФ не вправе создавать систему государственной власти на основе каких-либо религиозных догматов, монархической власти и т.п.

Конституции и уставы закрепляют в качестве основ конституционного строя систему органов государственной власти, в число которых входят президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор (глава администрации) других субъектов РФ (в некоторых республиках единоличного главы государства нет), законодательный (представительный) орган (с разными названиями), правительство (кабинет, администрация) и судебные органы.