Таким образом, международная правоспособность республик как субъектов Федерации в составе РФ не только зафиксирована в их местном законодательстве, но и признана на федеральном уровне.
Под международными отношениями субъектов РФ и их международными договорами понимаются отношения (договоры) как с иностранными государствами, так и с однопорядковыми политико-территориальными единицами других федеративных государств (штатами США и Индии, провинциями Канады или Австралии, землями ФРГ или Австрии, сообществами и регионами Бельгии и т.д.), либо с административно-территориальными единицами унитарных государств (областями Казахстана, областями Украины и Республикой Крым, с воеводствами Польши, провинциями и автономными областями КНР, префектурами Японии и т.п.).
Для субъектов Российской Федерации не характерны договорные отношения конкретного субъекта с другим государством в целом (как, например, провинции Квебек в Канаде с Францией), более перспективны отношения с субъектами зарубежных федераций и административно-территориальными единицами унитарных государств. Так, например, у Новосибирской области заключены многоцелевые договоры с провинцией Хэйлунцзян (КНР), землей Северный Рейн – Вестфалия (Германия), префектурой Саппоро (Япония).
Разграничение предметов ведения между Федерацией
и субъектами Федерации
Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это – объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов. Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении:
а) исключительной компетенции федеральных органов власти;
б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов;
в) исключительной компетенции субъектов федерации.
Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций. Российская Федерация также следует этому пути: ст.71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации, ст.72 – перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а в ст.73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (то есть за пределами первых двух) компетенция субъектов РФ.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч.3 ст.11 Конституции РФ), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия законов.
Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов РФ.
Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст.71 Конституции Российской Федерации, можно условно разделить на несколько групп.
1. Вопросы государственного строительства:
· принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
· федеративное устройство и территория Российской Федерации;
· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
· установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
· федеральная государственная служба.
2. Вопросы регулирования экономики и социального развития:
· федеральная государственная собственность и управление ею;
· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
· установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
· федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
· федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.
3. Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности:
· внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
· внешнеэкономические отношения Российской Федерации.
4. Вопросы обороны и охраны границы:
· оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
· определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
5. Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы:
· судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
· федеральное коллизионное право.
6. Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.: метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
7. Государственные награды и почетные звания Российской Федерации.
Из этого перечня вопросов, составляющих предмет ведения Российской Федерации, можно сделать ряд выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации:
1) только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.;
2) на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности;
3) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе;
4) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;
5) вооруженные силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные формирования;
6) судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и др.
Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента Российской Федерации и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и акты исполнительной власти субъектов РФ. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов.
Предметы ведения и полномочия органов субъектов Федерации, закрепленные в 14 пунктах ст.72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.
1. Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:
· обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;