Смекни!
smekni.com

Социальная экономика в концепции эволюции социально-экономических систем (стр. 3 из 4)

Эволюционные процессы человеческой цивилизации сопровождаются закономерными процессами "социализации", которые связаны с самой природой человеческого бытия. Эти процессы нельзя путать с "социалистизацией" или "коммунизацией" в разных формах и проявлениях. Вся практика цивилизационных процессов (в частности, XX в) в разных странах и уголках мира (то ли в бывшем СССР, то ли в многомиллионном Китае, то ли на "островах свободы") неоспоримо доказала, что все и всяческие попытки насильственной "социалистизации" и "коммунофашизации", во всех их многочисленных проявлениях, не только не являются закономерным напрашиванием цивилизационного процесса, но подрывают сами основы человеческого бытия и цивилизации.

Наши доморощенные сторонники "социализации", оперируя выражением "социальная экономика", пытаются протащить давно отброшенную общественной практикой человечества идею о неизбежной победе социализма (коммунизма) в планетарном масштабе.

На протяжении 30-40-х годов XX в. со всей очевидностью обнаружилось, что система управления экономикой, которую пропагандировали коммунисты и национал-социалисты в Германии, не только не "социализировала" общественные отношения, а лишь грубо попирала личную свободу человека в его устремлениях и действиях, а на практике обернулась ужасающим тоталитаризмом. В то же время ордолибералы (сторонники "социального рыночного хозяйства") высказывали и критическое отношение к беспорядочному и своевольному разгулу рынка. В отличие от многих "классиков политической экономии", они в значительно большей степени считали необходимым введение эффективных законодательных рамочных условий и ограниченного государственного вмешательства для обеспечения социальной сбалансированности. Таким образом возникла концепция политического вмешательства, которая сочетала личную свободу, экономическую эффективность и социальную заангажированность. Такой методологический подход отрицал как государственный "дирижизм" (попытку государственной регламентации экономики страны), так и злоупотребление экономической свободой.

Неожиданную поддержку не только не отождествляют "социализацию" с "социалистизацией", но считают, что разным типам цивилизации свойственны качественно разные формы "социализации". Под типом цивилизации они понимают "определенную систему интересов и сформированные на ее базе ценностные ориентиры". Человечество уже сформировало два главных типа цивилизации - общинный (традиционный) и гражданский (западный). Главное отличие гражданского типа цивилизации от общинного заключается в безусловном превалировании интереса к стоимостной форме общественного богатства, в отчужденности человека от природы, а т. н. "ценностными ориентирами" выступают национальная государственность и демократия. Считают также некорректным сопоставление разных типов цивилизации на предмет их "прогрессивности". Относительно последнего можно дискутировать, поскольку теряется практический смысл самой концепции "социальных альтернатив". С позиций сегодняшнего дня, можно констатировать, что многотысячелетний опыт человечества на практике опроверг множество "идеальных" социально-экономических конструкций. Марксова утопия оказалась еще более утопичной, чем утопии всех его предшественников (А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна). Некоторые исследователи считают социалистические (коммунистические) утопии, прежде всего, утопиями "экономическими" (ресурсы всегда ограничены, а потребности - безграничны). По нашему мнению, распад и крах всех прошлых и последующих ассоциаций, коммун и "фаланстеров" произошел из-за причин комплексных - социальных, экономических, политических и ментальных (поскольку эти формы противоречили самой человеческой природе).

В силу этого возникает уместный вопрос: "Есть ли основания для утверждений, что социально-экономическая конструкция, получившая название "социальная экономика", окажется более жизнеспособной, чем предыдущие?".

Для ответа на этот вопрос необходимо, согласно провозглашенному Нобелевским комитетом принципу ("премии предоставляются только тем претендентам, чьи открытия подтверждены практикой"), отследить, хотя бы кратко, историю теории и практики социально-экономического феномена под названием "социальная экономика".

Исторические корни теоретического направления, которое со временем получило название "социальная экономика", уходят в 30-е годы прошлого века (см. работы выдающихся австро-немецких ученых, в частности - т. н. "Фрайбургской школы"). Духовным центром будущей социально-экономической системы стал университет в городе Фрайбург, что и дало название школе. Впервые новое понятие "социальная рыночная экономика" (СРЭ) [в немецкой транскрипции чаще встречается "социальное рыночное хозяйство" (СРХ)] было сформулировано в работе А. Мюллера-Армака "Командная экономика и рыночная экономика" (1947). Концепция СРХ создавалась как альтернатива "централизованно-управляемому хозяйству" (командной экономике) и "чистому конкурентному хозяйству" (рыночной экономике). СРХ представляет собой концептуальную модель социально-экономической системы, построенную на идее сочетания экономической эффективности как следствия действия рыночных сил и социального компромисса. Такая модель, по мнению ее основателей, должна была обеспечить равновесие между личной свободой и социальной справедливостью, свободой конкуренции и социальным равенством.

Названная система является "синтезом" двух ведущих сил - конкурентной рыночной экономики на основе частной собственности, а также государства, которое с помощью присущих ему механизмов влияет на распределение национального дохода с целью обеспечения социальной справедливости.

Как отмечалось, типология социально-экономических систем базируется на определяющем методологическом критерии: кто является планирующей инстанцией в принятии экономических решений. Если многие субъекты планируют автономно, то это - рыночная экономика, когда же планирует центральная инстанция, тогда речь идет о централизованно-управляемой экономике. Концепция СРЭ, в отличие ог неизбежной замены одного социально-экономического "порядка" другим (исторический детерминизм марксизма), провозглашает возможность создания "расширенного порядка человеческого сотрудничества" (Ф. Хайек), который исходит из этически-ценностных основ (принципов индивидуальности, солидарности, субсидиарное™) и структурированной системы "порядков" (конкурентного, денежного, социального) в рамках единой социально-экономической системы.

Концепция СРЭ (СРХ), которая разрабатывалась австро-немецкими учеными - "ордолибералами" (экономистами, социологами, философами, теологами) еще в 30-40-е годы XX в., нашла свое практическое применение в послевоенной Германии. Разрушенная войной Германия, начиная с 1948 г., была возрождена под руководством выдающегося ученого и государственного деятеля, министра экономики Л. Эрхарда, который осуществил комплексную реформацию (экономическую, денежную, социальную) централизованно-управляемой экономики фашистского типа в "социально ориентированную, государственно-регулируемую рыночную экономику". Эта реформация получила название "немецкого экономического чуда", а книга Л. Эрхарда "Благосостояние для всех" была переведена практически на все языки мира.

Означает ли это, что социально-экономическая конструкция австро-немецких ученых под названием "социальное рыночное хозяйство Германии", которая заслужила мировое признание, представляет собой истину в последней инстанции и не подлежит никакому обсуждению? Ответ: "Ни в коем случае!!!".

В конце прошлого века Германия под давлением целого ряда сложных социально-экономических факторов и политических обстоятельств испытала некоторое замедление своего социально-экономического развития. Ведущие немецкие специалисты - и политики, и аналитики - мгновенно отреагировали на ситуацию. В последнее время из Германии начали поступать более оптимистичные сообщения и прогнозы на будущее. Сказанное не только не опровергает, а наоборот - подтверждает общеизвестную истину, что лучшая теория является лишь бледным отражением "вечно живого древа жизни". Вновь подтвердилось, что лишенная доктринерства и догматизма наука помогает повседневной практике.

В отличие от "вечной на все времена марксистской доктрины", теоретическая концепция СРЭ была практически воплощена в жизнь (что, как мы видели, является единственным критерием истины). В то же время сторонники СРЭ рассматривают ее не как закрытую и догматичную, а как открытую и динамичную. Ее открытость заключается в том, что для решения конкретных социально-экономических проблем, исходя из немногих социально признанных основных ценностей, следует разрабатывать и воплощать в жизнь вполне конкретные институции и правила экономического и социального поведения. Конкретная социально-экономическая политика должна постоянно корректировать устоявшиеся способы решения проблем в свете новых теоретических наработок и эмпирического опыта. СРЭ является динамичной социально-экономической моделью,в рамках которой необходимо постоянно изыскивать новые решения по нивелированию напряженности между обеспечением возможно большей экономической свободы и потребностью в адекватной социальной компенсации для определенных слоев населения.

Сегодня в нашей стране в огромных муках происходит рождение гражданского общества. Среди наших многочисленных бед и проблем - продовольственных, энергетических, жилищных, бытовых и пр. - едва ли не важнейшим фактором, препятствующим выходу из нынешнего положения, является дефицит гражданского сознания, гражданского мироощущения и общей гражданской культуры.