Государственные предприятия отныне функционировали в системе прямого регулирования и планирования.
Сельскохозяйственные и мануфактурные кооператоры, а также остатки частных предприятий косвенно регулировались через систему цен, займов, контрактов и налогов. Для сельских кооперативов были установлены директивные планы через государственные закупки аграрных культур.
С 1954 г. промышленные предприятия начали управляться из единого центра. Государство спускало предприятиям планы по 12 показателям: объем продукции в ценовом выражении, объемы основных видов продукции, внедрение новой продукции, основные технологические и экономические ограничения, план по снижению себестоимости, общее количество занятых, количество занятых на конец года, объем взаимных расчетов, уровень средней заработной платы, уровень производительности труда и прибыли.
К концу пятилетки количество плановых показателей предприятиям было снижено с 12 до 4 (объемы выработки основных продуктов, количество занятых, общая заработная плата и прибыль).
Уже с 1950 г. финансовая система стала высокоцентрализованной. Государственные инвестиции составляли 90, а частные — лишь 10%.
Высокоцентрализованной стала система торговли и материального снабжения. Все средства производства были распределены на группы по степени важности. В первую группу входили материалы, которые распределялись исключительно государством: сталь, медь, алюминий, цинк, олово, древесина, цемент, уголь, автомобили, металлорежущие станки и т. п. Прочие материалы распределялись департаментами регионального уровня. В сферу центрального планирования вошли сферы труда, торговли и ценообразования.
С 1952 г. Министерство внешней торговли начало контролировать весь объем экспорта и импорта. При этом план импорта составлялся Государственной плановой комиссией, а план экспорта — Министерством внешней торговли после соответствующих консультаций с различными ведомствами.
Уже к концу первой пятилетки китайские экономисты начали обращать внимание на недостатки новой экономической модели, и, прежде всего, на ее негибкость.
За годы первой пятилетки промышленное производство возрастало ежегодно на 18%, а сельское хозяйство — на 4,8% в год, в результате чего ВВП страны в 1957 г. достиг 106,8 млрд. юаней, или 168 юаней на душу населения. За годы первой пятилетки ВВП вырос в 1,57 раза, увеличиваясь в среднем на 7,78% в год.
2. Проблемы и итоги «большого скачка» и «культурной революции»
Несомненные достижения воодушевили китайское руководство. В апреле 1956 г. Мао Цзэдун сделал доклад «О десяти главных отношениях», в котором фактически впервые официальной критике подвергалась советская экономическая модель развития.
В конце 1957 г. началась кампания «большого скачка» (1956 – 1985) под лозунгом: «В экономическом развитии 1 день должен равняться 20 годам». По замыслу авторов этой кампании, одно лишь производство стали за два года должно было возрасти с 5 до 120 млн. т (1960 г.), а к 1980 г. — до 800 млн. т.
Окончательно новая генеральная идея была выдвинута в 1958 г. под лозунгом: «Напрягая все силы, стремясь вперед, строить социализм по принципу «Больше, быстрее, лучше, экономнее».
Весной—летом 1958 г. по всей стране стали создаваться коммуны. Первоначально коммуна представляла собой очень большое сельскохозяйственное предприятие — до 5 тыс. хозяйств (а иногда и до 20 тыс.).Постепенно коммуна взяла на себя все экономические функции, а также организацию культуры, образования, здравоохранения, поддержания общественного порядка и т. п.
Был взят курс на децентрализацию управления экономикой. В июне 1958 г.
страна была разделена на «7 кооперативных районов»: Северо -Восточный, Северный, Восточный, Южный, Центральный, Юго-Западный и Северо-Западный. Каждый регион в кратчайшие сроки должен был создать крупную промышленность. Было принято решение, что 80% регулирования экономики будет осуществляться на местном уровне. По всей стране началась массовая кампания ускоренной индустриализации.
Рыночные отношения были полностью разрушены. Весной 1958 г. началось укрупнение кооперативов. В массовом количестве создавались рабочие столовые, детсады, «дома счастья» для стариков.
13-30 августа 1958 г. в Бэйдайхэ, курорте провинции Хэбэй, состоялась расширенная конференция Политбюро и ЦК КПК, на которой были приняты план развития на 1959 г. и 2 документа: о производстве 10,7 млн. т стали и о создании на селе народных коммун. В соответствии с этими решениями в 1958 г. Китай должен был произвести 300-350 млн. т зерна. В 1959 г. производство зерна должно было составить 400-500 млн. т.
Коммуны осуществляли все виды аграрной деятельности, а также промышленное производство, торговлю, образование и военное дело.
Кампания «большого скачка» привела к разбалансировке хозяйственного механизма страны. Уже в 1960 г. страна столкнулась с жестоким кризисом и голодом. Мощные экономические диспропорции привели к падению производства. Если в 1960 г. ВВП страны составил 145,70 млрд. юаней, то в 1962 г. — 114,93 млрд. юаней.
«Большой скачок» породил серьезные проблемы. Во-первых, это диспропорция между накоплением и потреблением; во-вторых, диспропорция между промышленностью и сельским хозяйством; в-третьих, диспропорции внутри индустриального сектора; в-четвертых, дисбаланс между доходами и расходами. Уровень жизни населения резко упал. Потребление снизилось. Резко обострился товарный дефицит.
В результате вплоть до 1966 г. Китай был вынужден заняться «упорядочением экономики». Программа «упорядочения» экономики сводилась к следующим положениям:
1)стимулирование сельскохозяйственного производства и легкой промышленности;
2)сокращение объема капиталовложений до оптимального уровня;
3)сокращение городского населения;
4)модернизация техники;
5)регулирование рынка и восстановление его жизнедеятельности;
6)регулирование внешней торговли;
7)совершенствование культуры, науки, изобретательства;
8)восстановление земельных угодий и рачительному их использованию;
9)оптимизация планирования экономики в пользу развития сельского хозяйства, легкой промышленности.
В результате этих мероприятий впервые в практике социалистического строительства легкая промышленность начала развиваться быстрее тяжелой. Данные мероприятия оказали свое положительное воздействие на экономику. За период с 1958 по 1965 г. ВВП страны вырос с 102,8 до 171,61 млрд. юаней. К концу этого периода ВВП Китая составил 171,61 млрд. юаней, или 168 юаней на человека.
«Большой скачок» нанес сокрушительный удар по балансу государственного бюджета: в 1958-1961 гг. возник устойчивый дефицит, который удалось преодолеть лишь в 1962 г.
Несмотря на все шатания за 1958-1965 гг., в стране были достигнуты некоторые важные результаты. В промышленности создано 531 крупное и среднее предприятие, построен Дацинский комбинат в провинции Хэйлунцзян. В результате страна практически полностью обеспечила себя нефтью.
Создан ряд новых отраслей: судостроение, авиастроение, локомотивостроение. Китай стал производить собственные грузовики «Цзэфань» («Освобождение»), «Хуанхэ», «Юэцзинь» («Большой скачок»), а также автомобиль «Хунцы» («Красное знамя»),
Китай превратился в экспортера текстильных станков, которые начали поставляться в более чем 30 стран мира.
Быстрыми темпами развивались электроника и атомная энергетика. Построено 7200 км железных дорог. Протяженность автодорог возросла в 2,6 раза.
Установились морские линии с Юго-Восточной Азией, Европой и Африкой. Протяженность авиалиний увеличилась на 50%. Были построены несколько аэропортов: в Пекине, в Шанхае, в Гуанчжоу и Чэнду.
Открылось 30 институтов и университетов.
«Культурная революция» (1966 – 1976) представляла собой чисто политическое явление. Вместе с тем она оказала колоссальное влияние на экономическое развитие. Более того, в годы культурной революции экономикой страны, по сути, управляла армия.
1966 г. был объявлен первым годом третьей пятилетки (1966— 1970 гг.). Экономика развивалась сбалансировано и динамично.
По сравнению с первым полугодием 1965 г. за первую половину 1966 г. объем промышленного производства вырос на 20,3%, производство стали — на 20,7, угля — на 12,6, нефти — на 28,4, электроэнергии — на 20, химических удобрений — на 41,8%.
Еще в 1964 г. при составлении третьего пятилетнего плана была выдвинута стратегия следующей приоритетности отраслевого развития: 1) сельское хозяйство; 2) легкая промышленность; 3) тяжелая промышленность. Тем не менее, большое внимание уделялось укреплению обороноспособности страны.
Задачи третьей пятилетки сводились к следующим направлениям: ежегодное увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства на 9%; к 1970 г. добыча зерна должна была достигнуть 220-240 млн. т, хлопка — 2,2-2,4 млн. т, стали — 16 млн. т, электроэнергии —110 млрд. кВт/ч.
В январе 1966 г. был обнародован план по регулированию прироста населения: было объявлено, что к 1970 г. население страны не должно превысить 800 млн. чел.
Особый размах культурной революции пришелся на 1967 и 1968 гг. Производство стали упало в 3 раза, добыча электроэнергии снизилась на 40%. Катастрофически ухудшилась трудовая дисциплина: лишь 50-60% рабочих работали на предприятиях.
Произошла практически полная потеря управления экономикой. Это сказалось на основных макроэкономических показателях.
Для стабилизации положения в стране Мао Цзэдун послал в разные районы страны крупные армейские подразделения. В апреле 1969 г. наследником Мао был официально назначен министр обороны Линь Бяо.
В марте 1970 г. был составлен план экономического развития на год, который предусматривал стабилизацию аграрной политики. Принимались меры против увеличения коммун и производственных бригад и против односторонней зерновой специализации сельского хозяйства.