Экономический успех проявляется на разных уровнях экономической системы. При этом на каждом из уровней он распространяется неравномерно Например, на микроуровне по оценкам экспертов примерно лишь 10% российских предприятии можно отнести к числу успешных Что касается уровня отельных граждан и семейных хозяйств, то на фоне чрезмерной дифференциации доходов, в условиях падения производства в одних отраслях и отсутствия средств для необходимых структурных преобразований в других, успех немногих может свидетельствовать лишь о неуспехе остальных. В целом экономический успех в современной России носит крайне фрагментарный характер.
Опыт развития стран мира позволяет выделить следующие факторы, составляющие экономический успех. К первой группе относятся экономические факторы. В современном мире среди них выделяется человеческий капитал и такие его характеристики как уровень образования, численность населения, динамика его роста возрастная структура.
К внешнеэкономическим факторам экономического успеха следует отнести разумную открытость экономики, возможность для страны участвовать в международном разделении труда, доступ к мировым научно-техническим и управленческим инновациям при одновременной защите развивающихся, но не достаточно окрепших отраслей отечественной экономики от конкуренции со стороны более развитых государств.
Вторая группа факторов экономического успеха - политических включает в себя внутри страны - наличие сильного государства с эффективно функционирующей исполнительной, законодательной властью и правовой системой, ответственной перед страной квалифицированной правящей элитой, наличие союзников или отсутствие мощных, объединенных противников, что создает условие не только безопасного развития, но и возможность сосредоточить необходимые ресурсы для подъема благосостояния населения.
Наконец третья группа факторов идеологических, решает прежде всего, проблему интеграции граждан вокруг общенациональных целей в рамках до минирования разделяемой большинством населения страны системы основных ценностей.
Обобщая изложенное выше остается лишь еще раз подтвердить очевидный факт: экономический успех в значительной мере связан с целенаправленными усилиями государства; модель, в которой эти усилия не обязательны, может быть реализована только при исключительно сильно развитых структурах гражданского общества и бизнеса.
Различают два основных подхода к формированию промышленной политики. Первый подход предусматривает активное и непосредственное вмешательство государства в экономику в форме государственных субсидии, адресных заданий, льгот, ограничений и т.п.
Данный подход весьма характерен для Франции, Японии и других европейских стран. Второй подход не предусматривает воздействия на отдельные предприятия или отрасли, а ориентирован на создание определенной "экономической среды", то есть регулирование осуществляется косвенными методами.
Такой политики придерживаются, по преимуществу, в США, где программы государственной поддержки национальной экономики осуществляются преимущественно в форме гарантий по частным кредитам
В России в 90-е годы промышленная политика претерпела коренной поворот - от жесткой централизации к чисто либеральной модели, практически не предусматривающей вмешательства государства. В тоже время в мире ключевым аспектом промышленной политики является определение пропорций между двумя группами производств, различающихся долей добавленной стоимости.
Первую группу образуют, производства с низкой долей добавленной стоимости, которые основаны на несложных технологиях и использовании низкоквалифицированной рабочей силы. Такие предприятия, чтобы выжить в условиях конкуренции, должны снижать цены и издержки или менять профиль.
Другую группу образуют наукоемкие производства с высокой долей добавленной стоимости, которые требуется больше капитала и высококвалифицированной рабочей силы. Соотношение этих групп является одной и основных характеристик развития промышленности.
Стержнем промышленной политики является поддержка глубинных, долгосрочных процессов перестройки промышленности на современной технологической основе. С этой целью разрабатываются целевые научно-технические программы, создаются совместные внедренческие центры, объединяющие научные организации и промышленные предприятия, научные парки и т.п.
Критерии краткосрочной финансовой отдачи не являются ключевыми при формировании промышленной политики.
Важной составной частью промышленной политики является поддержка малого бизнеса, который в среднем в мире создает около одной трети промышленной продукции и образует благоприятную среду для разного рода инноваций, без которых невозможно развитие.
В то же время, основным субъектом современной экономики выступают крупные корпорации. Интеграции научного и производственного потенциалов в рамках, корпоративных структур должна играть ключевую роль в развитии инновационной деятельности.
В ведущих индустриальных государствах компаниями выполняется основной объем научных исследований и разработок 65% - в странах ЕС, 71 - в Японии, 75% - в США.
«Российская заводская наука располагает незначительными ресурсами и ориентирована главным образом на решение краткосрочных технических задач собственного производства, в том числе путем адаптации разработок, выполненных сторонними организациями, к конкретным производственным условиям»[3].
Слабость заводской науки при отсутствии реальных сдвигов в организационной интеграции отраслевых научных учреждений с предприятиями неблагоприятно сказывается на перспективах обеспечения конкурентоспособности отечественного производства.
В условиях неопределенности экономической ситуации в стране, когда стратегия корпоративного сектора не ориентирована на инновационное развитие, необходимо введение механизма государственного планирования и стимулирования создания и внедрения образцов новой техники и технологических процессов.
Особенность России - формирование интегрированных бизнес-групп (ИБГ) - преимущественно в форме холдингов и стратегических альянсов, в которых доминируют корпорации сырьевого сектора экономики. Подобные объединения в определенной степени выполняют роль финансовых структур, призванных финансировать развитие производства в наукоемких корпорациях.
На сегодня это по существу единственные реально действующие механизмы трансферта капитала из экспортно-сырьевого сектора промышленности в обрабатывающий. «Однако в условиях, когда рентабельность производства в сырьевых отраслях существенно выше, чем в обрабатывающих, активизация подобною трансферта или перелива капиталов может быть осуществлена лишь с помощью мер государственного стимулирования. К таким мерам следует отнести льготное налогообложение инновационно активных предприятий и организаций, а также наукоемких производств в целом»[4].
Для обеспечения финансовыми ресурсами указанных производств, по мнению исследователей, в необходимых для их развития масштабах одного трансферта капиталов из, сырьевых отраслей представляется недостаточным. Необходимо задействовать механизм неинфляционных кредитных ресурсов эмиссионного центра в форме государственных долгосрочных облигаций (ГДО)[5]. Способом привлечения средств для инвестиций в передовые отрасли обрабатывающей промышленности может быть и выпуск корпорациями собственных долгосрочных облигаций под гарантии государства. В этом случае отсутствует угроза захвата контроля над акционерным обществом какой-либо группой акционеров, вместе с тем, эмитент берет на себя ответственность безусловной выплаты процентов и погашения облигаций на условиях и в сроки установленных при эмиссии.
Как видим, имеется достаточно моделей государственного участия в инновационном процессе, без которого просто немыслима реструктуризация экономики.
В чем же в действительности состоит роль государственной власти современной России в этом аспекте экономического процесса?
По сути дела и здесь наблюдается то же, что и везде: государство ведет себя крайне пассивно.
Позволим себе высказать предположение. В России еще долгое время не будет возможно то положение вещей, при котором научные разработки для промышленности будут финансироваться в основном бизнесом. И дело здесь не только в наличных характеристиках отечественного бизнеса, о которых говорилось выше, но и в самой структуре организации науки в нашей стране. Исключительно мощный научный потенциал создан у нас на все 100 процентов государством, структура его организации исключительно централизованная, механизмы ее функционирования закреплены опытом десятилетий. По всей видимости, эта специфика организации науки является уже традиционной для нас и безболезненно ее не удастся изменить.
И опять же, государство играет в отношении к науке как минимум странную роль: согласно последним проектам правительства Фрадкова, штаты Российской Академии Наук будут сокращены в ближайшие три года на 25 % при якобы увеличении в несколько раз оплаты труда ученых. И если в возможности сокращения не приходится сомневаться, то последний пункт выглядит как раз весьма сомнительно: на фоне сокращения масштабов финансирования социальных гарантий государством многократное повышение зарплаты ожидать трудно.
Вопрос о роли государства в экономике это всегда вопрос о том, как и насколько государство перераспределяет те или иные экономические ресурсы. Рассмотрим вопрос о том, что представляет собой перераспределение государством ресурсов в современной России.