Смекни!
smekni.com

Сущностные характеристики и формы трансграничного экономического сотрудничества (стр. 2 из 4)

Качественно новая ситуация в трансграничном экономическом сотрудничестве возникла только после распада СССР, в условиях перехода Украины и других постсоветских стран от командно-административной к рыночной экономике, одним из базовых элементов которой является отсутствие государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность (в Украине ее отмена была зафиксирована в законе о внешнеэкономической деятельности, принятом в 1991 г.). Следует отметить, что на практике реализация такого особого режима не понадобилась - участие предприятий и организаций приграничных регионов в торговле и иных формах экономического сотрудничества с зарубежными партнерами ныне может осуществляться в рамках общего механизма отношений с мировым рынком товаров, технологий, инвестиций и т. д. Фактически с ликвидацией указанной монополии исчезла и такая достаточно искусственная форма ее осуществления, как приграничная торговля.

Кроме приграничной торговли к формам трансграничных экономических связей в период действия государственно-монополистического механизма их осуществления также можно отнести ту производственную кооперацию партнеров по обе стороны государственной границы (например, таких закарпатских предприятий, как Мукачевский приборостроительный завод или завод "Ужгородприбор", соответственно, с предприятиями "Тесла - Стропков" и Прешовским заводом промышленной автоматизации в Словакии, Кишвардский металлообрабатывающий завод в Венгрии - с научно-производственным объединением "Закарпатприбор" и т. д.), которая, однако, в связи с жесткой директивной регламентацией производства и торговли в СССР не использовала имевшиеся у заграничных партнеров потенциальные возможности более либерального режима внешнеэкономической деятельности.

Наряду с торговыми и кооперационными отношениями в рассматриваемый период использовались и такие формы, как взаимный обмен специалистами и техникой во время уборки урожая, изучение практики хозяйствования и производственных процессов у зарубежных партнеров, обмен лучшими сортами семян и посадочного материала, породами скота. Развивалось также научно-техническое сотрудничество между вузами и исследовательскими организациями приграничных территорий, причем не только в технической и естественно-научной сферах, но и в гуманитарных науках (так, ИСЭПЗСАН УССР на протяжении 80-х годов разрабатывал проблемы приграничного сотрудничества совместно с Институтом общественных наук Словацкой академии наук в г.Кошице). В 1985-1986 гг. СССР, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия заключили межправительственные соглашения об упрощенном режиме перехода государственных границ жителями приграничных территорий, в результате чего развился "торговый туризм" (например, если до принятия совместного постановления в год пересекало границу не более 300-400 граждан приграничных регионов СССР и Венгрии, то после введения нового режима их количество возросло до 550 тыс. ежемесячно). Тем самым именно в этот период было положено начало неузаконенному мелкому частному торговому бизнесу, который особенно широко практиковался в 90-е годы.

В ряде соседних стран использовались и другие формы приграничного экономического сотрудничества. Еще в 70-е годы Польша, бывшие ГДР и Чехословакия начали осуществлять согласованное территориальное планирование работы соседних приграничных районов. С 1974 г. по межправительственному соглашению 1,2 тыс. поляков из Зеленогурского воеводства получили возможность работать в приграничном Франкфуртском округе ГДР.

Анализ различных форм приграничного экономического сотрудничества в рассматриваемый период позволил исследователям (проф. П. Алампиеву, проф. Б. Горизонтову и др.) прийти к методологически важному выводу о необходимости выделять два вида взаимодействия соседних регионов раз-личных стран. К первому из них - приграничному экономическому сотрудничеству в "широком" смысле было отнесено "участие приграничных районов в общегосударственном сотрудничестве, управляемом централизованно и решающем задачи государства в целом" (объекты транзитной инфраструктуры, поставки товаров на экспорт, получение импортных товаров по линии министерств внешней торговли и т. д.). В "узком" смысле к такому сотрудничеству относятся "экономические связи местного значения, направленные на решение экономических и социальных вопросов развития самих приграничных районов"6. Необходимость такого двойственного подхода к приграничному экономическому сотрудничеству в настоящее время не только сохраняется, но и приобретает еще большее значение в связи с существенным возрастанием объемов и изменением самой природы всех форм внешнеэкономической деятельности, как на общегосударственном уровне, так и в локальном участии в ней приграничных регионов.

Сущностный характер, формы и механизм приграничного экономического сотрудничества коренным образом изменились после перехода к реформированию всех сторон общественной жизни (в том числе отмены командно-административного способа хозяйствования с его монополией на внешнеэкономическую деятельность), сближения с теми рыночными основами, которые определяют экономическое развитие практически всех стран мира. Естественно, что это вызвало необходимость в совершенно иных, чем прежние, методологических подходах к научной разработке данной проблемы. Такая разработка проводится во многих академических институтах и вузах Украины, прежде всего в Институте региональных исследований, Институте мировой экономики и международных отношений НАНУ, Тер-нопольском экономическом и Донецком национальных университетах. Среди зарубежных исследовательских коллективов, занимающихся данной тематикой, можно назвать Институт географии и пространственной организации и Жешувский университет в Польше, Институт мировой экономики и Центр региональных исследований в Венгрии, Институт экономических и политических исследований РАН и др.

Сама трансформация политической жизни и экономических основ Украины создала условия для коренного изменения сущности, форм и механизма ее участия в трансграничном сотрудничестве. Закон о внешнеэкономической деятельности, принятый Верховной Радой 16 апреля 1991 г., еще до развала СССР, создал правовые основы для самостоятельного осуществления отношений с мировым рынком и для ликвидации государственной монополии на подобные связи; ст. 25 этого закона была прямо посвящена специальному правовому режиму "приграничной и прибрежной" (то есть трансграничной) торговли.

Одной из важных новых черт подхода к трансграничному сотрудничеству стала ориентация не на особые, как это было ранее, а на общеевропейские основы и принципы его осуществления. В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанном между ЕС и Украиной 16 июня 1994 г., нет специального раздела о взаимодействии приграничных территорий, что было связано с отсутствием общей границы между ними; раздел III этого документа "Трансграничные услуги между Содружеством и Украиной" посвящен другой проблеме - созданию условий для расширения объема взаимно предоставляемых услуг на всей территории участников Соглашения которое в тот период не распространялось на непосредственных соседей Украины в Центральной Европе. Сами же эти соседи сотрудничали с ЕС на основе заключенных в первой половине 90-х годов Европейских соглашений об ассоциации, которые прямо предусматривали помощь в развитии приграничных территорий и интенсификации трансграничного сотрудничества.

Современные научные разработки проблем "трансграничности" предлагают новые методологические подходы к определению ее сущностных категорий и форм. С категориальной точки зрения, в качестве недостатка следует отметить отсутствие серьезного сюпоставительного анализа положения приграничных регионов и трансграничного сотрудничества до и после распада Советского Союза. При этом были забыты многие ценные наработки 70-80-х годов прошлого столетия, в частности, важный тезис о "широком" и "узком" подходе к такому сотрудничеству. Между тем само выделение этих двух уровней трансграничного взаимодействия сохраняется, более того, с усилением регионального подхода они все резче размежевываются на практике. Например, по всему периметру украинской границы расположено 219 пунктов пропуска, но немногие из них обслуживают перемещения грузов и людей (включая транзит), имеющие общегосударственное значение. При большом количестве переходов локального характера к числу значимых, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров № 570-р от 25 июля 2007 г., на границе с Венгрией отнесены только Чоп и Батево, с Польшей - Ягодин, Краковец, Мостиска и т. д. Отсутствие четких прерогатив центральных и местных органов власти по развитию таких переходов, равно как и других форм внешнеэкономических связей общегосударственного и локального значения, негативно влияет на трансграничные связи и в "широком", и в "узком" смысле вследствие различных приоритетов у центра и западных областей, когда речь идет о развитии приграничных объектов, или недофинансирования запросов местных органов власти. На недостатки развития "трансрегиональных отношений" на примере еврорегионов северо-восточных областей Украины в контексте "широкого" и "узкого" подхода указывает, в частности, в своей докторской диссертации И. Гладий. Что же касается сугубо теоретического аспекта проблемы, то иное по названию, но идентичное по смыслу выделение двух уровней содержится в разработках волынских и донецких ученых - в правовой плоскости они выделяют правительственно-региональное и регионально-локальное направления трансграничного сотрудничества.