Смекни!
smekni.com

Текущее состояние экономики России за 2008 и 2009 гг (стр. 2 из 5)

Мировое производство, по прогнозам Citi, сократится в этом году на 8,7%, однако уже в 2010 году его рост составит 6,8%, а в 2011 году он несколько замедлится до 5%.


2. Общая характеристика экономики России

После периода экономического упадка 1990-х годов, принимая во внимание темпы и характер роста в начале XXI-го века, Россию можно отнести к группе «стран с развивающейся экономикой» – BRIC.

В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.

В целом за 1999–2009 гг. рост ВВП составил 93,8%, промышленности – 79,1% (в марте 2008 года Росстат уточнил данные о росте промышленности в 2004–2006 годах: в 2004 году рост составил 8,0% (ранее давалась оценка в 8,3%), 2005 году – 5,1% (4,0%), 2006 году – 6,3% (3,9%), сельского хозяйства – 39,7%. В результате в 2008 году ВВП страны составил 107% от уровня 1989 года, промышленное производство – 85% (в 1990 году промышленное производство по сравнению с 1989 годом составило 99,9%, в 1991–2004 сократилось ещё на 30% в 2005–2007 выросло на 21,3%), сельскохозяйственное производство – 83,6%.

2.1 Структура экономики России

Если в конце 1980-х в экономике преобладала промышленность, то в начале 1990-х Россия вступила в постиндустриальную стадию развития, которая характеризуется тем, что сектор услуг превышает 50% от стоимости ВВП. Так, уже в 1995 сфера услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) составила 55% от ВВП.

C 1995 по 2008 год структура российской экономики не претерпела значительных изменений. Так, по данным Росстата в 2008 году сектор услуг составлял 58% ВВП (по данным сборника «Россия в цифрах 2008» непроизводственная сфера обеспечивает также 60,9% занятости), в том числе:

торговля – 20,2%;

гостиницы и рестораны – 0,9%;

транспорт и связь – 9,2%;

финансовая деятельность – 4,6%;

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 10,1%;

государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение – 5,1%;

образование – 2,7%;

здравоохранение и предоставление социальных услуг – 3,3%;

прочие услуги – 1,9%.

Промышленность и сельское хозяйство в 2007 году обеспечили 42% ВВП, в том числе:

сельское хозяйство – 4,4%;

рыболовство, рыбоводство – 0,3%;

добывающая промышленность – 10,1%;

обрабатывающая промышленность – 18,5%;

электроэнергетика – 3,0%;

строительство – 5,7%.

Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными выглядят: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; целлюлозно-бумажное производство (лесные ресурсы России – крупнейшие в мире); издательская и полиграфическая деятельность; металлургическое производство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

В 2008–2009 годах очень высокие темы роста демонстрируют: строительство и производство строительных материалов, производство транспортных средств (за счёт открытия сборочных производств иностранных автоконцернов и увеличения производства подвижного состава для РЖД), производство механического оборудования (в первую очередь за счёт выпуска турбин).

2.2 Россия тянет за собой мировую экономику

Международный валютный фонд (МВФ) вчера обновил свой прогноз развития мировой экономики в 2008 и 2009 годах, сделанный в апреле 2008 года. Прогноз роста мирового ВВП увеличен на 0,3 процентного пункта, до 5,2% в год, это ровно посередине между результатами 2006 и 2007 годов (4,9% и 5,5% соответственно). Если в начале года экономисты фонда предполагали, что рост мирового ВВП существенно замедлится, то результаты первого полугодия убедили их, что положение лучше, чем ожидалось.
При этом дело не только в том, что «темпы экономического роста в США вновь набрали обороты», а в зоне евро и Японии они оставались «выше тренда». (www.gov.ru).

Существенным фактором роста мировой экономики в МВФ называют «быстрый рост экономики Китая, Индии и России» (четвертый член BRIC Бразилия растет существенно медленнее). Темпы роста ВВП Китая в первом полугодии 2008 года составили 11,5%, России – 7,8%, последние данные по Индии – 9,4%.

Это новая тенденция: еще несколько лет назад экономики этих стран были так малы, что на темпы роста мировой экономики практически не влияли. В 2007 году суммарный номинальный ВВП этих трех стран составлял $4,56 трлн., это около 10% от мирового и 35% от объема крупнейшей экономики мира – США. А суммарный ВВП по паритету покупательной способности, учитывающий разницу в уровне относительных цен, составлял более 120% от американского.

Именно пересмотр прогнозов по этим странам – главная причина пересмотра прогноза МВФ. На 2008 год прогноз по Китаю увеличен с 10 до 11,2%, на 2009 год – с 9,5 до 10,5%. Индия, как ожидают в МВФ, в 2008 и 2009 годах вырастет на 9 и 8,4% соответственно (на 0,6 процентного пункта больше, чем ожидалось).

В России теперь ожидается 7% роста в 2008 году и 6,8% в 2009-м (на 0,6 и 0,9 процентного пункта выше, чем ожидалось ранее). Это даже несколько ниже, чем теперь полагает большинство работающих в России инвестбанков. Так, Goldman Sachs недавно пересмотрел свой прогноз роста ВВП до 7% в 2008 году и 8% в 2009-м, сопроводив его ремаркой, что «шансы перевыполнения прогноза в 2008 году довольно высоки». Однако это значительно выше, чем прогнозирует МЭРТ даже в самом оптимистичном сценарии из содержащихся в опубликованной вчера концепции долгосрочного развития страны (6,5 и 6,1% соответственно). Впрочем, международные финансовые организации в отличие от российских ведомств не связаны политическими ограничениями: если их прогноз серьезно разойдется с реальностью, экспертам придется отвечать репутацией, а не рабочим местом. Впрочем, предупреждает МВФ и о росте рисков. По-прежнему вызывает озабоченность экономистов фонда положение на рынке недвижимости США, которое уже привело к росту волатильности на мировых рынках капитала и многочисленным спекуляциям о возможности резкого замедления экономики США вплоть до рецессии. Но главный риск – рост инфляции, причем не только в России, но и в Китае, а также в мире в целом. В результате мировым центробанкам придется ужесточать денежно-кредитную политику, повышать процентные ставки, а это в свою очередь может замедлить мировую экономику, снизить цены на нефть. Следовательно, замедление может грозить экономике России.


3. Прогноз экономического развития России

В перспективе до 2015 года можно ожидать достаточно нормального и качественно улучшенного роста ВВП и промышленного производства.

При этом среднегодовой темп роста ВВП до 2015-го составит, скорее всего, порядка 5%, промышленного производства – несколько меньше (4%). Некоторое отставание темпа роста промышленности от темпов роста ВВП характерно для стран, находящихся на постиндустриальной стадии развития экономики. Есть основания полагать, что в экономике России уже начался процесс перехода к постиндустриальной стадии. Помимо роста капиталовложений, который сейчас опережает рост ВВП, со временем должны заработать такие факторы, как ускорение научно – технического прогресса, широкомасштабная предпринимательская инициатива, форсированный экспорт готовых изделий, прежде всего продукции машиностроения. Напомню, что в своей программе экономического развития до 2008-го правительство уже наметило среднегодовой темп роста ВВП на уровне почти 6%.

Данный сценарий может быть реализован, если до 2015 года удастся избежать катастроф, подобных дефолту августа 1998-го, если в стране продолжатся рыночные экономические реформы, если будет осуществляться и впредь модернизация ее экономики и производственного аппарата.

В противном случае темпы экономического роста неизбежно снизятся или же примут еще более некачественный, мобилизационный характер, и тогда вопрос о месте России в мировой экономике приобретет совсем иной смысл и перейдет в иную плоскость.

Существует два варианта возможной государственной экономической политики на перспективу до 2015 года. Во-первых, частичный возврат к авторитарным методам прямого государственного воздействия на развитие экономики с использованием рыночных механизмов, экономических рычагов и стимулов на базе уже созданных элементов рыночной инфраструктуры. Во-вторых, более решительное и настойчивое продолжение ранее начатых рыночных реформ с признанием допущенных ошибок, их исправлением и корректировкой рыночного курса, дальнейшим сотрудничеством с передовыми странами Запада, упором на ценности правового государства и гражданского общества. Второй, наиболее предпочтительный вариант связан с необходимостью обеспечить современную законодательную базу и поместить экономический рост в рамки правового государства и гражданского общества. Важно подрезать крылья бюрократам-чиновникам, вмешивающимся в естественный процесс конкурентной хозяйственной деятельности в корыстных интересах, и осуществить давно назревшую административную реформу в целях оздоровления всего общества.

Не менее существенно сохранить приверженность демократии и нормальному взаимодействию рыночных и демократических институтов и в основу экономического развития страны положить конкурентоспособность и широкий поток инноваций.

Данный прогноз позволяет предположить, как наша экономика будет выглядеть относительно экономик других стран. Так, в США долгосрочные, или «исторические», среднегодовые показатели темпов роста ВВП равняются примерно 2,7%. Однако в 1990-е экономика Соединенных Штатов демонстрировала более высокие темпы, составлявшие порядка 4% в среднем в год (вторая половина этого десятилетия), хотя в 2001–2003 годах эти темпы заметно снизились. Можно предположить, что на перспективу до 2015-го среднегодовой прирост ВВП США будет равен не менее 2,8%.

Поскольку темпы роста американской промышленности обычно составляют чуть более 70% темпов роста ВВП, для промышленности США можно принять на перспективу среднегодовой прирост в размере 2%. В Германии долгосрочный ретроспективный среднегодовой прирост ВВП был не ниже, а выше, чем в Соединенных Штатах. Однако начиная с 1970-х годов она стала отставать от США по темпам развития своей экономики. Последнее четко проявилось в 1990-е и особенно в самые последние годы, когда германская экономика под влиянием ряда внутренних факторов оказалась чуть ли не самой больной среди стран – членов ЕС.