Смекни!
smekni.com

Теневая экономика (стр. 5 из 7)

В ФРГ в 1974 г. были внесены изменения в Закон о недобросовестной конкуренции 1909 г., закрепившие уголовную ответственность за большинство правонарушений. В 1976 и в 1986 гг. были приняты законы о борьбе с экономической преступностью, позднее включенные в соответствующие разделы УК. В первом законе предусмотрена ответственность за ложное банкротство, за мошенничество с кредитами и субсидиями, за ростовщичество; во втором законе — за мошенничество с помощью компьютера, за фальшивомонетничество, за промышленный шпионаж, компьютерный саботаж, злоупотребление чеками и кредитными карточками, присвоение различных вознаграждений.

Говоря о мерах борьбы с экономической преступностью, следует иметь в виду, что, хотя явление это уже не новое, ни в одной стране, по признанию западных специалистов, до сих пор не существует какой-либо комплексной программы мер борьбы с ней. Программы, которые уже воплощены в жизнь, имеют в основном ограниченный или показательный характер. Такая ситуация вызвана тем, что экономическая преступность, с одной стороны, связана с базисными отношениями капитализма (некоторые исследователи склонны даже считать ее имманентной условиям рыночной экономики и оценивают ее как "необходимую дань", которую должно платить общество за сохранение свободы предпринимательства), с другой стороны, с надстроечными моментами (через свой субъект). Это создает объективные трудности для организации борьбы с этим видом преступности.

Здесь уместно также указать на связь, существующую между циклами экономического развития и экономической преступностью. В период экономических кризисов наблюдается, с одной стороны, рост экономических преступлений (что связано с попытками любыми средствами укрепить материальное положение во время неблагоприятных экономических условий), а с другой стороны, усиление борьбы с этим видом преступности (что объясняется особым характером экономических преступлений, наносящих ущерб либо экономике в целом, либо отдельным ее отраслям, что особенно опасно в периоды кризисов, когда она сильно ослаблена).

Осознавая, что искоренить полностью экономическую преступность не представляется возможным, западные специалисты делают вывод о необходимости хотя бы ограничения ее размаха. Однако при решении и этой задачи возникает целый ряд трудностей научного, практического и технического порядка.

Кроме названных факторов, осложняющих борьбу с экономической преступностью (расплывчатость понятия экономической преступности, раздробленность законодательства, отсутствие конкретной жертвы и пр.), самовыявление и расследование таких преступлений составляет большую проблему. Многие экономические преступления остаются темными цифрами, так как никто о них не заявляет. В некоторых случаях пострадавшие даже не подозревают, что они стали объектом преступления, так может происходить, например, при сложной системе установления цен. Сотрудникам правоохранительных органов порой трудно распознать случаи противоправной практики по той причине, что методы, используемые предпринимателями при совершении преступлений, нередко оказываются теми же, что уже приняты в повседневной практике. Многие преступления выглядят как обычные деловые операции. Это затрудняет доказывание наличия преступного умысла и создает препятствие для возбуждения уголовного преследования. Многие экономические преступления являются актами скорее бездействия, чем действия, например, при нарушении норм налогообложения нарушитель в налоговой декларации просто не указывает часть своих доходов.

Ряд специфических трудностей связан также с расследованием экономических преступлений. Трудоемкое дело требует иногда нескольких месяцев, порой даже лет упорного труда следователей и экспертов, что по сравнению с практикой оперативного производства арестов за уличные преступления представляется специалистам мало перспективным. Одной из причин сложности проведения расследования, присущей в основном США, является раздробленность и множественность органов, занимающихся таким расследованием. Эти органы часто дублируют друг друга. Так, дело о мошенничестве, подпадающее под компетенцию Федеральной торговой комиссии, может попасть также под юрисдикцию почтового управления, так как определенные нарушения относятся к законам о мошенничестве в почтовых отправлениях. Таким образом, вследствие отсутствия должной координации может оказаться, что несколько органов расследуют одно и то же дело, не имея понятия о работе другого органа.

По данным Комитета американской ассоциации адвокатов, федеральные органы весьма избирательно подходят к тому, какие правонарушения расследовать. Министерство юстиции, облеченное правом возбуждать уголовное преследование из-за отсутствия специалистов-экспертов, нередко не в состоянии завершить расследование по делам, передаваемым ему другими следственными органами.

Так, в США отсутствует общенациональная стратегия привлечения к ответственности за экономические преступления. Отсутствие единообразного подхода к необходимости преследования за такие преступления выражается в том, что административные органы, обнаруживая нарушения подведомственных им норм, выносят корпорациям даже в связи с крупными мошенническими операциями приказы о прекращении данного рода деятельности либо административное предупреждение. Таким образом, огромное число преступлений не достигает стадии суда.

В связи с вышесказанным признается важным вопрос о создании специализированных органов и формировании кадров по борьбе с экономическими преступлениями. Например, в ФРГ накоплен определенный опыт в этой области. Еще в 1968 г. в ФРГ была создана специальная комиссия по изучению экономической преступности. В соответствии с разработанной ею рекомендацией был проведен эксперимент в земле Северный Рейн-Вестфалия, где было учреждено региональное бюро по борьбе с экономической преступностью. После проведения эксперимента, который оказался весьма удачным, был принят закон об организации таких бюро по всей территории страны.

Кроме того, ФРГ является страной, где законодательно предусмотрена специализация судов по рассмотрению дел об экономических преступлениях. В течение ряда лет на территории земли ФРГ Баден-Вюртемберг действует специальная полицейская служба экономического контроля. Сфера ее деятельности включает проверку цен на потребительские товары, контроль за соблюдением правил перевозки продуктов питания, а также надзор за продажей спиртных напитков. За десятилетие с 1972 г. по 1982 г. личный состав службы был увеличен с 264 до 429 человек. В настояшее время на каждые 22 тыс. жителей земли приходится по одному сотруднику этой службы. Только за один год (1982) ее сотрудники провели 115 тыс. проверок, отобрали для экспертизы 35 тыс. проб продовольственных товаров, направили в органы прокуратуры 1160 дел о совершении различных экономических правонарушений.

В США инициатором мероприятий по борьбе с "беловоротничковой" преступностью на местном уровне является Национальная ассоциация окружных атторнеев, которая с помощью Администрации содействия правоприменительной деятельности и Центра по программам борьбы с экономической преступностью разработала программу преследования экономических преступлений, подготовила руководство по процедурам и методике расследования. Основную роль в преследовании «беловоротничковой» преступности в США играют федеральные органы. В первую очередь, это связано с тем, что ответственность за экономические преступления в большинстве случаев регулируется федеральными законами. В большинстве управлений атторнеев США созданы отделы по экономическим преступлениям, в состав которых входят квалифицированные специалисты. Если правом возбуждать уголовное преследование по экономическим преступлениям обладает только Министерство юстиции США, то проводить следствие по этим делам могут и другие органы. Большую роль здесь играет ФБР, которое в последние годы значительно усилило борьбу с экономической преступностью. Примерно 10% бюджета ФБР расходуется на расследование таких преступлений. Для этого используются 8500 сотрудников ФБР, а также 12 500 лиц, не являющихся агентами ФБР. Бюро также привлекает к расследованию бухгалтерских работников и атторнеев.

Служба по инспектированию почтовых отправлений занимается расследованием мошенничеств, связанных с почтовыми отправлениями. Эта служба вправе применять уголовные санкции. Расследование служба проводит, как правило, совместно, с атторнеями из Министерства юстиции.

В 1973 г. в Министерстве здравоохранения, образования и благосостояния был создан отдел по следствию и безопасности. В нем работают следователи и ревизоры. Отдел проводит расследование в следующих областях: 1) нарушения положений программы по гарантированным студенческим ссудам. Программа касается возможности получения студентами у кредитных учреждений ссуды на оплату своего обучения. Махинации совершаются при предоставлении ссуды лицам, не являющимся студентами, в рамках этой программы; 2) нарушения программы по предоставлению медикаментов. Отдел расследует различные мошенничества, связанные с этой программой; 3) нарушения программы по бесплатному медицинскому обслуживанию. Программа касается медицинского обслуживания пожилых лиц.