Основными принципами юридической ответственности являются:
1. Законность. Это означает, что ответственность применяется только за правонарушение, т. е. виновное противоправное деяние, совершенное праводееспособным лицом. Конкретная мера ответственности строго ограничена пределами санкции нарушенной нормы и при ее реализации может быть смягчена, но не усилена.
2. Обоснованность. Обоснованность ответственности означает: во-первых, — объективное исследование обстоятельств дела, сбор и оценка доказательств, аргументированность вывода о виновности; во-вторых, — определение конкретных мер наказания, взыскания, возмещения вреда в точном соответствии с критериями закона.
3. Принцип, по которому никто не должен дважды нести уголовную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Если человек был осужден или оправдан судом по конкретному делу, он не может вторично быть судим за то же.
4. Принцип состязательности процесса и право на защиту лица, привлеченного у ответственности. С этим связана презумпция невиновности: каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке, вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Он имеет право оспаривать доказательства соей вины. Государственным органам запрещено принуждать обвиняемого к даче показаний.
5. Принцип неотвратимости и своевременности. Неотвратимость ответственности зависит от работы правоохранительных органов. Безнаказанность поощряет повторение правонарушений. Своевременность означает не только привлечение правонарушителя к ответственности в течение действия срока давности, но и то, что наказание должно следовать за правонарушением как можно с меньшей задержкой во времени.
6. Принцип целесообразности и гуманизма. Это означает, что лицо, совершившее правонарушение и признанное виновным, может быть полностью или частично освобождено от санкций по тем причинам, что возместил добровольно ущерб или устранил причиненный вред, раскаялся, в силу чего дальнейшее наказание —нецелесообразно. Принцип гуманизма в том, что при наличии уважительных причин (например, ухудшение здоровья) наказание может быть смягчено.
Виды юридической ответственности зависят от характера совершенного правонарушения. Различают дисциплинарную, административную, материальную, гражданскую, уголовную ответственность:
· дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководства (начальника). Это — замечание, выговор, увольнение, понижение в должности;
· административная ответственность выражается в применение органами исполнительной власти мер административного воздействия: предупреждение, штраф, административный арест;
· материальная ответственность заключается в возмещении имущественного вреда, нанесенного в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей;
· гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом ее наступления будет возмещение вреда в формах предусмотренных санкциями гражданского права;
· уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, совершившему преступление и ей присущи наиболее жестокие меры государственного воздействия.
29.ТИПОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество, находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая, опосредуя общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему права. Как целостное образование она охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс. Система права — это единство и взаимосвязь всех ее элементов, которые неодинаковы по своему объему и содержанию: нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права.
История и современный мир характеризуются многообразием правовых систем государств различных типов, форм, режимов. Национальных правовых систем, как и государств, в современном мире много. Но все они могут быть объединены в определенные правовые семьи. Сравнительная характеристика правовой системы нашей планеты, анализ особенностей основных правовых семей, существующих на земном шаре, дает базу для установления общих закономерностей и тенденций развития права.
Профессор С.С. Алексеев выделяет четыре основных семьи национальных систем права: романо-германское право, англосаксонское общее право, религиозно-общинные юридические системы ряда стран Азии и Африки, заидеологизированные правовые системы при авторитарных политических режимах. Он считает, что на особенности правовых систем влияет политический режим, прежде всего в зависимости от того, относится ли он к демократическому или же авторитарному.
Другие авторы выделяют пять основных правовых систем: романо-германская (континентальная) правовая семья, англосаксонская правовая семья, мусульманская правовая семья, индусское право, обычное право Африки.
Со стороны своего юридического содержания ту или иную группу правовых систем можно рассматривать в качестве некоторого единства — семьи. Если ранее в советской юридической науке понятие «семья правовых систем» рассматривалось как вторичное, вспомогательное (после понятия «исторический тип») основание для подразделения национальных правовых систем на группы, то ныне ему придано более высокое значение.
В реальной жизни правовые системы различных государств отличаются большим многообразием, спецификой, подчас уникальностью. Вместе с тем при всем многообразии характеристик, факторов и путей развития национальных систем (т.е. систем тех или иных стран) существенно то, что отправные моменты их развития связаны с характером и уровнем дифференциации права и социального регулирования в данной стране в целом, а еще больше — с доминирующим положением того или иного элемента правовой системы. Исходя из этого, в пестрой картине правовых систем и выделяют семьи.
Правовые системы англо-американской группы — это эффективно работающие нормативные регулятивные механизмы, имеющие свои юридические ценности и отвечающие основным потребностям жизни общества.
Классическим может быть назван путь формирования и развития романо-германского права. Потому, что его первооснова древнеримское право являлось мировой исторической первоосновой юридической культуры и правового прогресса.
Мусульманская правовая семья. Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Мусульманское право — это единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычай. Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом. В настоящее время мусульманское право в том или ином объеме действует во многих странах от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов. Мусульманское право, несмотря на существенное влияние со стороны европейских правовых систем, все же остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей серьезное воздействие на миллионные массы людей во всех уголках земного шара.
Индусское право В настоящее время индусское право распространяется на индусов. Подавляющее большинство их проживает в республике Индия. Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки (Танзания, Уганда, Кения). Главная черта индусского права — тесная связь с религией. Индусская система права — одна из древнейших в мире, ее источник – Веды. Сформировавшись еще в древности и пройдя двухтысячелетний путь развития, индусское право сохранило, хотя и в ограниченных пределах, свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени. Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась. Однако и сейчас индусское право активно используется при регулировании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества.
Обычное право Африки. Новое право молодых развивающихся государств в результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом. Традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников отдельных племен, традиционное право представляет собой совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах. После колонизации африканского континента в XIX в. английские, французские, португальские и бельгийские власти в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Во многих государствах принят ряд прогрессивных норм, заимствованных из законодательства западных стран. Таким образом, традиционное африканское право, бесспорно, постепенно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свое регулирующее значение.