1.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
История человеческого общества начинается с первобытнообщинного строя. Основой организации того общества была община — род, племя, их объединения. Родовая община — это объединение людей на основе кровного родства. Люди в нем объединялись не по территориальному признаку, они могли перемещаться, но их организация при этом сохранялась. Власть носила сугубо общественный характер, она исходил от рода. Роды входили в племя, которые могли объединяться в союзы. Общими делами руководил совет, в который входили старейшины и военачальники. В то время действовали определенные правила поведения — социальные нормы. Такими нормами были — обычаи. Они регулировали отношения индивидов в процессе труда, быта и семейных отношениях. С совершенствованием орудий труда и навыков — повышалась производительность, культура, нравственность, интересы членов общества становились разнообразней и противоречивей. Дальнейшее разделение труда и его совершенствование привело к появлению избыточного продукта труда, что в свою очередь привело к возникновению частной собственности и еще более разнообразило и усложнило общественные отношения. В новых экономических условиях родоплеменная организация и обычай в качестве регулятора общественных отношений оказались бессильны. Требовалась другая организация общества и нормы регулирования общественных отношений. Такой организацией выделившейся из общества стало государство. Общество в силу его раскола на экономически неравные группы, классы людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна поддерживать интересы имущих и сдерживать противоборство неимущих. Опираясь на труды Моргана, Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становился и политически господствующим. Государство — это особая общественная организация, которая в отличие от организации власти в первобытном обществе состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением. Первой формой государства явилось рабовладельческое государство. Структура государства соответствовала уровню развития самого общества. Существует множество теорий происхождения государства (естественно-правовая или договорная, органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория о которой говорилось выше). Но, что является основной закономерностью это то, что государство — продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей государство становится его основной управляющей системой. Право, как и государство, является продуктом общественного развития. С развитием обществ обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходили на задний план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Под правом понимается общественные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов и обеспечивающиеся мерами государственного принуждения. Существует множество взглядов на происхождение и сущность права: право — это мера свободы, право — это согласование произвола одного с произволом другого, право — это государственный интерес и т.д. Но что, несомненно: право — результат общественного развития. Древнейшие правовые системы были тесно вязаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой права был правовой обычай, поддерживаемый государством и жрецами. Например, в Древней Индии основным источником права были и остаются до сих пор религиозные книги — веды. Большую роль в становлении права сыграли судебные органы, на заре цивилизации ими были жреческие организации либо верховные правители. Становление государственности требовало более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы права получили закрепление в законах верховной власти — царя, короля, князя, народного собрания и т.д. (в каждом обществе по-разному). С помощью законов стало возможно разрешение споров и предупреждение междоусобиц в обществе.
Таким образом, закономерным является то, что право является продуктом общественного развития, возникает в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений.
2.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. ПЛЮРАЛИЗМ ВЗГЛЯДОВ
Государство — это особая общественная организация, которая в отличие от организации власти в первобытном обществе состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением. Структура государства соответствует уровню развития самого общества. Существует множество теорий происхождения и определений понятия государства (естественно-правовая или договорная теория, органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория о которой говорилось выше). Но, что является неоспоримым это то, что государство — продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей государство становится его основной управляющей системой.
1. Экономическая теория (или материалистическая) утверждает, прежде всего, что государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем и раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Государство рассматривается как средство подавления одних классов (неимущих) другими (имущих). Общество, в силу его раскола на экономически неравные классы, объективно порождает такую организацию власти, которая должна поддерживать интересы имущих и сдерживать противоборство неимущих. Опираясь на труды Моргана, Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становился и политически господствующим. По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка, который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов». Суть материалистической теории — государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда следует, что государство — это временное явление, с исчезновением классов оно должно отмереть. Не смотря на многие спорные моменты этой теории, ее несомненной заслугой является доказательство выдающегося значения экономических факторов. Но она недооценивала другие факторы — психологические, нравственные, этнические и др.
2. Естественно-правовая теория. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех». Локк писал, что естественное состояние человека состоит в его неограниченной свободе. Сторонники естественного права считают государство результатом общественного договора, который является выражением разумной воли народа. В этой теории государство выступает как искусственное произведение воли людей, согласившихся ограничить свою свободу ради лучшего обеспечения порядка. Несмотря на то, что научность этой теории оценивается неоднозначно, некоторые аспекты ее нашли реальное воплощение в практике государственного строительства. Например, США закрепили в своей конституции договор между народами, входящими в состав и определили цели договора: утверждение правосудия, охрана спокойствия, организация обороны, содействие общему благосостоянию. РФ также образована на основе договора субъектов федерации.
3. Органическая теория. Представления о государстве как о подобии человеческого организма возникли еще в древности. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностями и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что оно напоминает живой человеческий организм: как руки и ноги не могут отдельно функционировать от человека, так и человек не может отдельно существовать от государства. По мнению Спенсера (19 век) государство — это общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как организм состоят из клеток. Государственная власть — это господство целого над своими составными частями. Эта теория также не лишена рационального зерна — она вводит системные признаки государства. Ее сторонники считают государство сложной единой системой, состоящей из взаимодействующих и взаимозависимых элементов.
4. Теория насилия. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Ее смысл был теоретически обоснован в 19-20 вв. — возникновение частной собственности, классов и государства является результатов внутреннего и внешнего насилия. Государство продолжает быть органом угнетения там, где не стерлись юридические различия между победителями и побежденными. По мнению Дюринга, — собственность, классы и государства возникают в результате насилия одной части общества над другой. Гумплович является сторонников теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. Он видел в государстве «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале на физическом преобладании над другими племенами, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего. Отвергать эту теорию полностью нельзя исходя из исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактом существования государственности (например, Золотая орда).
5. Психологическая теория. Ее сторонники определяют государство как сумму психологических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории в том, что психологическая потребность человека жить в рамках организованного сообщества является причиной возникновения государства. И государство является следствием психологических закономерностей развития человека.