Смекни!
smekni.com

Теневая экономика России (стр. 5 из 7)

Реализация поставленных задач требует значительных изменений в структуре государ­ственного управления. В широком комплексе институциональных реформ мы выделяем прежде всего следующие: оптимизацию струк­туры органов госуправления и правоохраните­льных органов, установление эффективного госконтроля в экономической сфере, админи­стративную реформу корпуса госчиновников и т.п.

Практика показывает, что на переломе XX и XXI вв. российское государство осознало важность вышеперечисленных проблем и в период президентства В.В. Путина уже сделан ряд важных шагов в направлении их решения В то же время проводимые правовые и инсти­туциональные меры не принесут полных успе­хов, если не будут дополнены мерами по фор­мированию в России здоровой этической основы предпринимательства и государствен­ной службы. Экономический процесс в силу того, что он осуществляется людьми, немыс­лим без вовлечения в него морально-нравст­венного содержания их жизни, оказывающего огромное влияние на мотивацию хозяйствен­ного поведения наряду с собственно экономи­ческими интересами.

Необходимо отказаться от юридического фетишизма и абсолютизации значения силы и правового характера государства в решении проблемы теневой экономики. Законы всегда можно обойти, так же как и укрыться от над­зирающего ока государства, и российские граждане традиционно проявляют в этом чу­деса изобретательности. Кроме того, сущест­вуют возможности ведения хозяйственной де­ятельности без нарушения правовых корм, которые, однако, нельзя считать чистоплот­ными и добросовестными и относить к обыч­ной ("здоровой") экономике.

Среди видов деятельности, не противоре­чащих закону, но нарушающих при этом этику деловых отношении, общепринятые социаль­ные нормы и морально-нравственные прин­ципы, можно отмстить:

• умышленное использование недостат­ков законодательства, правовой неурегулиро­ванности ряда аспектов предприниматель­ской деятельности (в том числе финансовые махинации, фиктивные сделки, мошенниче­ство, нанесение экологического ущерба);

• получение выгоды за счет систематиче­ского невыполнения (или нечеткого выполне­ния) договорных обязательств;

• недобросовестную конкуренцию (сго­воры на рынке, ущемляющие чьи-либо инте­ресы);

• нечистоплотные отношения бизнеса и власти, построенные на взаимовыгодной осно­ве, но не обязательно связанные с получением взяток. Например, сговор властных структур с представителями криминала, обложение их своего рода "социальным налогом": обещание не трогать в обмен на финансирование строи­тельства каких-либо социальных объектов (до­рог, теплоцентралей, больниц и т.п.).

Вряд ли возможно существенно умень­шить масштабы теневой экономики, пока фи­гура отечественного предпринимателя как в России, так и за рубежом вписывается только в образ "нового русского" — беспринципного и неразборчивого в своих средствах дельца, махинатора и жулика, а государственный чи­новник предстает как взяточник и казнокрад.

Государство должно взять на себя ответ­ственность за реализацию своего рода воспи­тательной функции, направленной на укоре­нение здоровых этических форм в среде рос­сийского предпринимательства и корпусе гос­служащих.

Эта проблема должна решаться в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества — профсоюзами трудящихся, орга­низациями предпринимателей, творческими ассоциациями, средствами массовой инфор­мации.

По нашему мнению, объединения предпринимателей должны иметь хорошо раз­работанные концепции своей профессиона­льной этики, кодексы поведения или специа­льные этические статьи, включенные в их уставы, где в том числе должно быть выражено отношение к криминальным и недобросовестным формам бизнеса.

По нашему мнению, необходимо выработать и специальный этиче­ский кодекс государственного служащего, тем более что подобные примеры есть в западной практике (в частности, международная орга­низация мирового сотрудничества и развития опубликовала в 1998 г. рекомендации по со­вершенствованию этического поведения госу­дарственной службы)1. Более того, в государ­ственных учреждениях США существуют спе­циальные подразделения служебной этики, работники которых помогают сотрудникам решать нестандартные проблемы этического характера. Стоит подумать и над тем, чтобы госслужащие давали специальную клятву (на­подобие клятвы Гиппократа).

Набор конкретных мер государства по формированию здоровой этической основы может быть весьма обширен - от финансиро­вания разработки и реализации учебных кур­сов до учреждения специальных премий для наиболее добросовестных компаний.

Следовательно, российское государство путем управленческого воздействия и после­довательной политики способно существенно изменить сложившуюся ситуацию в теневом бизнесе и тем самым способствовать нараста­ющему подъему российской экономики.

3.2. Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики.

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем, прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более. Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

__________________________

1 Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы.// Проблемы теории и практики управления.1999. №1.

Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.

Так, например, в п.2 Указа Президента от 20 февраля 1996 года “О передаче субъектам РФ находящихся в федеральной собственности акций Акционерных Обществ, образованных в процессе приватизации” в качестве покупателей акций справедливо указываются в первую очередь граждане. Но если бы к этому добавить, что их средства могут быть инвестированы без представления доходных деклараций и с налогом не выше 25%, скажем, в акции сельского хозяйства, строительства и стройматериалов, пищевой, легкой промышленности, то это безусловно, дало бы импульс притоку солидных средств в эти отрасли.

Аналогичный вывод напрашивается и по законопроектам по легализации доходов, полученных преступным путем.

Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:

- благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

- четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.

- формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

- установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

Отмывание “грязных” денег и легализация теневых капиталов - это отнюдь не одинаковые процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая под криминальным доходом любую экономическую выгоду, полученную в результате нарушений.

“Грязный” бизнес захлестнул российскую экономику. Свыше трех тысяч организованных преступных группировок специализируются на “отмывании” доходов, половина из них организовала для этого собственные легальные хозяйственные структуры. В этих целях путем насилия и шантажа установлен контроль над десятками тысяч субъектов рынка. Современные теневики получают доходы не только от преступной деятельности, но и в результате совершения хозяйственных, финансовых, таможенных нарушений.

Уголовная ответственность за легализацию незаконных доходов находится над нами уже с 1 января 1997 года, времени вступления в силу нового Уголовного Кодекса Российской Федерации. Но его статья 174 не в полной мере отражает многообразие и опасность такого рода операций. Кроме того, одних уголовно-правовых мер явно не достаточно. Необходимы, как показывает международный опыт, согласованные меры административного и финансового контроля за денежными и имущественными операциями юридических и физических лиц и соответствующее законодательство.