· проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим не насильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);
· компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству
акциями банков и корпораций;
· введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
· установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
· стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
· проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер
поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);
· введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
· проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
· формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего — судебной, системы;
· ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере-
· законодательное установление права право охранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).
Также необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти иуправления[9].
Особое место в теневой экономике занимает легализация доходов. Масштабы отмывания преступных доходов, по мнению главы Росфинмониторинга В.А. Зубкова, подрывают стабильность финансово-экономических систем и напрямую угрожают национальной безопасности государства. По оценке председателя Банка России Сергея Игнатьева, объем фиктивных операций, проводимых через банковскую систему, составляет примерно треть государственного бюджета страны. Поэтому тема борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, и финансированием терроризма является сегодня приоритетом как нашей страны, так и мирового сообщества, что связано с особой общественной опасностью данных преступлений, подрывающих устойчивость экономического роста. Лишение преступников и террористических организаций финансовых активов позволяет избежать огромных материальных убытков. Задача противодействия отмыванию преступных доходов в России представляется еще более актуальной в свете вступления нашей страны в ВТО. Вовлеченность ряда банков в сомнительные операции подрывает репутацию всей российской банковской системы, снижает уровень доверия к ней как внутри страны, так и за рубежом.
Как известно, национальная противолегализационная система была спешно организована в 2001-2002 г. в ответ на включение России в перечень стран, не предпринимающих мер для борьбы с легализацией денежных средств. На основе 40 рекомендаций ФАТФ приняли Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-. ФЗ (далее - закон)[10]. Этот закон четко определяет те источники информации и организации, которые обязаны предоставлять информацию. К ним относятся кредитные учреждения, т. е. все банки, а также некредитные учреждения. Это и страховые компании, и участники рынка ценных бумаг, и лизинговые компании, и другие источники, перечисленные в законе.
Недостаток российского Федерального закона в том, что сфера его применения распространяется на денежные средства, полученные в результате уголовных преступлений, связанных с нарушением налогового, валютного и таможенного законодательства. Таким образом, законодатель ограничил перечень контролируемых законом источников теневых экономических явлений преимущественно сектором теневой экономики, перераспределяющим доходы и имущество противозаконными методами. Следовательно, сам «корень» — производительный сектор теневой экономики (вносящий реальный вклад в производство валового национального продукта) в основном не попадает в сферу применения закона.
В 2005 г. Президентом России была утверждена Концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Она рассчитана до 2010 г. В рамках этой концепции создана межведомственная комиссия из 12 министерств и ведомств и Центробанка. Генпрокуратура является здесь наблюдателем. Работу этой комиссии поручено возглавить руководителю Росфинмониторинга. В основе идеи ПОД/ФТ лежит не просто увеличение раскрываемости совершенных преступлений. Нет, идея гораздо масштабнее. Если легализация станет прозрачной, а только это и есть единственный критерий эффективности системы ПОД/ФТ, сама собой отпадет функция легализации. Соответственно, целесообразность многих и многих преступлений корыстной направленности встанет под вопрос, так как «неотмытые», «грязные» капиталы не только проблематично использовать, но в большинстве случаев они представляют собой главную улику против преступников. Именно формирование ментальности законопослушания как не только единственно возможного пути получения доходов, но и положительного образа гражданина России, как главного элемента устойчивого развития страны и есть суть главной миссии ПОД/ФТ.
За пять лет действия в России системы ПОД'ФТ кредитным организациям удалось обучить сотрудников и провести колоссальную работу по оптимизации технологий обслуживания клиентов с учетом их тотальной идентификации. Работа дала свои результаты, и у населения сформировалась привычка обращаться в банк только с удостоверением личности. Однако именно в этот момент вступают в силу поправки в Федеральный закон № 115-ФЗ, и всю работу нужно начинать сначала: менять программное обеспечение, производить ежедневные расчеты лимитов покупки и продажи каждой валюты и объяснять клиентам обменного пункта, не имеющим при себе паспортов, почему одному из них провели операцию, а другому отказали, хотя еще вчера те же самые операции кредитная организация проводила.
Несогласованность декларируемых задач и вектора законотворчества в данном вопросе, отсутствие гласности результатов работы системы ПОД/ФТ предоставили кредитным организациям, до этого активно расширявшим работу по соблюдению требований Федерального закона № 115-ФЗ, возможность применить формальный подход, освоить технологии, позволяющие безболезненно обходить требования регулятора[11].
В целом борьба с легализации протекает не совсем гладко. И у этого есть свои причины.
Действия различных государственных структур, к сожалению, недостаточно скоординированы между собой и не системны. Так, например, в соответствии с законом бороться с легализацией незаконных доходов должен достаточно широкий круг организаций. Это финансовые организациибанки, страховые и лизинговые компании, участники рынка ценных бумаг, иные организации - риелторы, нотариусы, букмекерские конторы, ломбарды и даже ювелирные магазины. Однако создается впечатление, что борьба с легализацией незаконных доходов ведется в основном банками. Это связано с тем, что реальное участие в этой борьбе напрямую зависит от активности соответствующего надзорного органа. В настоящее время такую активность проявляет только Банк России.
Законодательная система страны не адаптирована для борьбы с легализацией денежных средств. У банков нет инструментов для борьбы с организаторами теневых схем. Действующее гражданское законодательство, защищая клиентов, обязывает банки заключать договоры банковского обслуживания, проводить операции по поручениям клиентов, не препятствовать ведению хозяйственной деятельности. Клиент имеет право не информировать банк об источниках денежных средств и целях проведения операции. Организаторы теневых схем, прикрываясь действующим законодательством, проводят сомнительные операции, маскируя их под законные. Банки, наблюдая эти операции, пытаются им противодействовать, используя небогатый выбор средств — тарифная политика и создание различных искусственных препятствий бюрократического характера. Но оба средства имеют свои недостатки.
Бюрократический метод изначально ориентирован на конфликт с клиентом и может нести юридические риски. Поэтому применять его в массовом порядке проблематично. Кроме того, неотрегулированная под эти цели банковская система предоставляет достаточно много бесплатных и безрисковых способов легализации денежных средств.
Тарифы заградительного характера могут быть обойдены классическими методами легализации и вероятнее всего ущемят интересы добропорядочных клиентов. Использование возможностей тарифной политики в краткосрочной перспективе позволит снизить привлекательность конкретного банка для обналичивания денежных средств за счет того, что остаются другие банки, тарифная политика которых позволяет их использовать для этих целей. Дешевые деньги побуждают к перетеканию таких клиентов в эти банки. Известно, что при разработке схемы обналичивания денег для ее организаторов важны скорость цикла оборота схемы, ее мощность или пропускная способность и себестоимость оборота схемы. Если хоть один параметр не удовлетворяет требованиям организаторов, то обналичивающие схемы стараются перевести в более комфортные условия