Смекни!
smekni.com

Теоретические основы реализации концепции устойчивого развития (стр. 3 из 4)

Развитие науки и технологии остановить невозможно. Может ли быть обеспечен контроль за их использованием? В литературе встречаем множество самых разных высказываний в этом отношении. Основной акцент ученые делают на необходимости решать проблемы "пагубного влияния" информационных технологий на все сферы жизнедеятельности на политическом уровне, а также включить "стратегию осознания", то есть сознательного бережливого отношения людей к природе. Но эти меры, заявляют они, слишком проблематичны.

Не случайно ученые, констатируя кризис современной экономической науки, пишут о необходимости его преодоления при помощи разработки новой научной парадигмы. Предлагаемые ими пути формирования такой парадигмы и ее ключевые признаки достаточно разнообразны. Речь идет, в частности, об индустриальной, постиндустриальной, информационной, эволюционной и информационной парадигмах. Однако все они основываются преимущественно на началах технологического детерминизма. Не случайно исследователи пишут, что "...в современных условиях научно-технический прогресс, техника и технология производства стали решающими факторами развития не только экономики, но и общества". Одновременно другие авторы отмечают, что "решение проблем, стоящих перед человечеством, невозможно осуществить сугубо техническими средствами, без участия самого человека". В силу этого большое значение приобретает перестройка человеческого сознания.

Новую парадигму мироздания, формирующуюся новой наукой "супсоника", предлагает В. Письмак.

Супсоника - "это наука о субъективном преобразовании среды человеком"м. Человеческая деятельность, подчеркивает ученый, - не экономическая, а СУПСОНИЧЕСКАЯ, то есть направленная на преобразование среды в соответствии с законами физики. Сущность процесса взаимодействия человека с природой он обозначает "как квантово-информационный, а точнее наоборот, информационно-квантовый". В работе "Начала отрицания экономики" автор трактует экономические процессы и категории с позиций физических законов. Он пишет о трансформации экономики в супсонику, где "Су" представляет слово "субъективность", "П" - "преобразования", "С" - "среда".

По мнению Н. Белопольского, спасти человеческую цивилизацию возможно лишь благодаря созданию "науки о развитии и совершенствовании общества и мира", которой должна стать энвироника. Она должна быть результатом коллективного творчества ученых "как единая научная теория развития мира". Вместе с тем автор подчеркивает, что при разрешении безотлагательных проблем, стоящих перед человечеством, "понадобятся не только фундаментальная наука и научная теория, но и единый координирующий центр, который мог бы руководить и реализовывать все программы". Таким центром, на его взгляд, должна стать ООН.

И опять-таки, если большинство исследователей заявляют о необходимости формирования новой парадигмы, то некоторые ученые такую необходимость отрицают. X. Вэриан пишет: "В наши дни широко распространено мнение о том, что для понимания процессов информационной экономики - "экономики битов" (economyofbits) - необходима новая экономическая теория. Автор скептически относится к этому". Он полагает, что существующая экономическая теория работает достаточно успешно.

В процессе формирования идеи о новой парадигме ученые высказывают важное мнение о необходимости соединения гуманитарных и естественных наук. Следует отметить, что эта идея не нова. Л. Мельник, анализируя категорию "развитие", выделяет научные вехи в ее формировании и называет имена исследователей, которые "предприняли попытку рассматривать социально-экономические структуры как формы физических систем, тем самым перебросив "мостик" между естественными и социальными науками". В числе этих имен - С. Подолинский и В. Вернадский.

Действительно, первым в мировой науке попытку "соединить физическое с экономическим" предпринял наш соотечественник С. Подолинский (1850-1891). В 1880 г. в журнале "Слово" он опубликовал статью "Труд человека и его отношение к распределению энергии", в которой изложил оригинальную энергетическую теорию. В течение 1880-1883 гг. варианты этой статьи были опубликованы в двух периодических французских, двух немецких и одном итальянском изданиях.

Замысел и цель своего исследования С. Подолинский изложил в письмах к К. Марксу. Так, в марте 1880 г. ученый информировал К. Маркса о том, что отправил ему "маленькую работу", к написанию которой первый толчок дал "Капитал". Из второго письма, от 8 апреля, понятно, что К. Маркс сразу ответил С. Подолинскому и интересовался его здоровьем. Благодаря за такую заботу, С. Подолинский вместе с тем просил К. Маркса как можно быстрее откликнуться на отправленную работу. "С особым нетерпением, - писал он, - ожидаю я Вашего мнения в отношении моей попытки согласовать прибавочный труд с господствующими физическими теориями".

На какие теории ссылается С. Подолинский? Это такие авторитеты, как Сэкки, Гюйгенс, Лейбниц, Лагранж, Лесаж, Тет, Карно, Клаузиус и др. Используя методы новой на то время науки - термодинамики, он заложил основы для нового подхода к анализу развития, связывая его с сохранением и накоплением энергии.

Именно с анализа энергии начинает ученый свое исследование. Он раскрывает сущность понятия "энергия", определяет разные ее виды, подчеркивает существование законов рассеивания (энтропии) и сохранения энергии, вместе с тем отрицая общий характер действия второго закона термодинамики (энтропии). Действие закона, подчеркиваете. Подолинский, тормозится такими процессами, как фотосинтез и человеческий труд.

Несоответствие закона энтропии закону сохранения энергии, на которое обратил внимание С. Подолинский, долгое время оставалось невыясненным, хотя многие выдающиеся физики пытались установить связь между этими законами. Лишь в конце второй половины XX в. учеными (в частности, бельгийцем русского происхождения, лауреатом Нобелевской премии 1972 г. И. Пригожиным) была сформулирована теорема для неравновесных процессов как четвертое начало термодинамики, противодействующее второму ее началу. "Но этот же научный результат, о котором пишет И. Пригожий, - замечает П. Кузнецов, - был получен С. Подолинским более ста лет назад".

Отмечая заслугу С. Подолинского в отрицании общего характера действия второго закона термодинамики, российские ученые пишут, что это был "своеобразный ответ на вызов "о неизбежной тепловой смерти Вселенной"".

С. Подолинский разработал новую научную парадигму, которая строится на основах энергетической теории, на единстве экономического, физического, социального, биологического и космического. Соответственно, через энергию он дает и определение труда: "Труд есть такое потребление механической и психической работы, накопленной в организме, которое имеет результатом увеличение количества превращаемой энергии на земной поверхности". Именно это дополнительное накопление солнечной энергии выступает прибавочным продуктом. Следовательно, дополнительная энергия Солнца, а не прибавочный труд и, соответственно, прибавочная стоимость, как полагал К. Маркс, является источником богатства.

С. Подолинский "впервые в мировой науке ввел в практику экономических расчетов учет потока солнечной энергии при определении величины прибавочного продукта в натуральном выражении". Он подчеркивал, что "человек не создает материю, не создает он и энергию", а человеческий труд лишь способствует большему накоплению солнечной энергии. Ученый сравнивает человека с термической машиной и делает вывод, что при своем потреблении труд сохраняет где-то в 10 раз больше энергии, чем содержит сам.

Соответственно, работа всего человечества ("рабочая человеческая машина") с экономическим эквивалентом, равным 1/10, имеет способность превращать в высшую форму, приемлемую для удовлетворения потребностей человека, количество энергии, в 10 раз превышающее ее собственную величину. Этот вывод российский ученый П. Кузнецов назвал "законом Подолинского", который доказал, что в природе существует "процесс, характеризующийся коэффициентом полезного действия свыше ста процентов. Таким процессом является человеческий труд".

Оценивая научные достижения С. Подолинского, можно сделать вывод, что он как основоположник украинской школы физической экономии разработал новую парадигму цивилизационного развития, связав прогресс человечества с сохранением и накоплением солнечной энергии и, соответственно, с увеличением энергетического бюджета каждого человека и человечества в целом. А это означает, что он, по мнению российских ученых, был одним из первых, кто дал "естественнонаучный ответ на вопрос "о движущей силе неубывающего роста возможностей человека"".

Это дает основания для вывода, что С. Подолинский, провозгласив идею соединения естественных и общественных наук, доказал, что человек, сохраняя и накапливая солнечную энергию, обеспечивает сбалансированное развитие природы и общества, и заложил тем самым основы концепции устойчивого развития.

Идеи С. Подолинского творчески развивал В. Вернадский, достойно оценивший его вклад в развитие вопросов энергетики жизни.

В. Вернадский писал, что эти идеи развивались многими мыслителями, но вместе с тем подчеркивает уникальность соответствующих теоретических разработок С. Подолинского. "Мы, - писал В. Вернадский, - находим сжатые, однако абсолютно четкие указания, мысли и факты в отношении энергетического отличия живого от мертвого - уже в трудах основоположников термодинамики - у Р. Майера, В. Томсона (лорда Кельвина), Г. Гельмгольца. Этих указаний не поняли и не оценили. Уже позже и самостоятельно рано умерший С. А. Подолинский понял все значение этих идей и пытался применить их к изучению экономических явлений".