- Смена властных отношений: в доиндустриальном обществе – аристократия, монархия, в индустриальном – демократия, в постиндустриальном – меритократия (от лат. meritos – заслуженный);
- Экономика информации. Информация - коллективный товар. От индивидуальной конкурентной стратегии надо переходить к кооперативной стратегии сотрудничества [4].
Термин «информация» произошел от латинского слова «infomic», что означает «разъяснение», «изложение».
Первоначально под информацией понимали сообщения, сведения, передаваемые одними людьми другим людям, а также сам процесс передачи этих сведений. В процессе развития цивилизации понятие информации изменялось. В некоторых областях знаний (информатика, кибернетика) информация — это мера устранения неопределенности (энтропии).
В теории информации (вычислительной технике и связи) — это количество принятых, обработанных или переданных сообщений (битов), в синергетике (от греческого — вместе, совместное действие, сотрудничество) информация означает меру организации (согласованности, связности, упорядоченности) системы.
Высокая мера упорядоченности (информационности) системы является условием согласованности ее составных частей, вызывающей уменьшение энтропии системы, что в свою очередь приводит к увеличению согласованности и упорядоченности самой системы в целом.
Все процессы жизни человеческого общества отражаются посредством информации.
Информация — это средство общения людей, через нее мы получаем сведения об окружающем мире. Сама по себе информация является в большей степени абстрактным понятием, но ряд ее особенностей (возможность записи, стирания, воспроизведения, передачи, хранения) приближает ее к материальным объектам.
В реальном мире информация может быть представлена на различных материальных носителях (бумаге, пленке, дискете, магнитной ленте, компактном оптическом диске и т. д.) или в нематериальной форме (на экране дисплея ЭВМ, телевизора, киноэкрана, проекционной аппаратуры, в радиопередаче, в форме подготовки и проведения семинара, конференции и т. п.) [5].
Становление концепции постиндустриального общества началось с оценки реальных явлений, кардинально изменяющих лицо западного мира. С момента своего возникновения и по сей день, постиндустриальная теория сохраняет последовательно материалистический характер, черпая новые источники своего развития в конкретных фактах и тенденциях.
Сейчас, когда уже целое поколение тщательно изучило концепцию Белла, разумеется, нетрудно найти в ней недостатки. Однако нельзя не заметить, что книга Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество – настоящий академический подвиг. Самый резкий критик Белла, признаёт, что его теория постиндустриализма – «самое дерзкое и крепкое сбитое из всего… что написано футурологами». В 1960-е годы работали и другие социологи, многие из них, заглядывая в будущее, подчеркивали роль технологии и знания. Но никому не удалось представить такой систематической и содержательной концепции и развивающихся коммуникационных технологий, в его новаторской работе выведены принципы, которые сохраняют свою силу и по сей день.
Основой концепции постиндустриального общества служит оценка нового социума как резко отличающегося от господствующего от господствующего на протяжении последних столетий: отмечаются прежде всего снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры [3].
1. Информационная экономика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.
2. Теория информационного общества / Фрэнк Уэбстер; Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Варталовой. – М.: Аспект Пресс, 2004.
3. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.:Academia, 1993, 1999.
4. Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исследования постиндустриального общества. – М.: Academia, 1999.
5. Постиндустриальный мир – ожидания и реальность / В.Г. Хорос. – М., 2001.